Развитие индивидуальности «внутреннего мира» дошкольника

Разделы психологии: 

О.А. Устинова Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк

Известно, что именно дошкольный возраст является тем периодом, когда ребенок открывает свою индивидуальность, свой «внутренний мир».

Индивидуальность чаще всего рассматривается как особое качество, характеризующее оригинальность, неповторимость личности или человека (Рубинштейн, 1946; и др.).

В своем понимании индивидуальности мы опираемся на подходы Э.А. Голубевой (1993), Н.Я. Большуновой (2005), М.К. Кабардова (1997), Н.И. Непомнящей (2001), М.М. Бахтина (М.М. Бахтин.., 2001), В.В. Зеньковского (1992), Т.А. Флоренской (1993) и др.

Для нас более приемлемым является выделение понятия индивидуальности как сущности человека, согласно которому в индивидуальности интегрированы индивидный (биологический, конституциональный) уровень, собственно психологический и личностный (социальный) (Голубева, 2005). В этом случае «личность» является одной из сторон индивидуальности. Э.А. Голубева соотносит понятие индивидуальности с понятием «совесть» (Голубева, 1993). «совесть» отражает «духовность личности» (Голубева, 2005).

В.В. Зеньковский (1992) определяет индивидуальность как «духовную сердцевину» человека, его личности. С точки зрения Н.Я. Большуновой (2005), индивидуальность – особая «целостность и единство, реализуемая в выборе и проектировании своего жизненного пути». Свою «подлинность (духовное “Я”) индивидуальность находит в адекватной себе форме духовности, обусловленной выбором “светлого” (выбором спасения), соизмеряя себя с абсолютными, объективными ценностями, в “горнем”» (там же, с. 134), с «социокультурным образцом». В социокультурных образцах преломлены типы духовности.

Открытие личностью своей индивидуальности, неповторимости связано на наш взгляд с понятием «события», «поступка». С этой стороны интересна точка зрения М.М. Бахтина (1979), который определяет понятие «личность» как «субъект поступания». В поступке человек становится автором своей собственной жизни. Открывая свою индивидуальность, человек раскрывает границы «своего» внутреннего мира и «другого».

Основой внутреннего мира является «образ Я». В контексте обозначенной в работе проблематики для нас важно рассмотреть понятия «внутренний мир», его подлинность, «образ Я» в социокультурном пространстве.

На наш взгляд открытие подлинности «внутреннего мира» возможно в пространстве культуры и духа. Близость отношений внутреннего мира с миром культуры и духа (социокультурным пространством) связана с особой целостностью строения внутреннего мира человека. С точки зрения Т.А. Флоренской (1993), эта целостность достигается диалогом наличного Я и духовного Я. Для того чтобы узнать свою подлинность, каким человек является на самом деле, «для этого ему надо занять внутреннюю позицию вне себя, смотреть на себя глазами другого, со стороны». Бахтин называл это «вненаходимостью» (Бахтин, 1979).

Открытие подлинности «внутреннего мира» соотносится нами с понятием «ценностность», предлагаемым Н.И. Непомнящей. Ценностность понимается, как «отраженные субъектом области его существования, через которые происходит выделение им самого себя, своей личности, собственного Я (Непомнящая, 2001). Уточним, что понятие подлинность понимается нами как аутентичность Я, переживание себя как себя, ощущение самого себя.

Таким образом, под индивидуальностью мы понимаем основную интегративную характеристику человека. Личность – одна из сторон индивидуальности, ее социальная характеристика. Развитие индивидуальности происходит в нескольких пространствах: психологическом, социальном и социокультурном. Открытие своей подлинности, индивидуальности происходит в «со-бытии» поступка, при этом мерой поступка выступают социокультурные образцы. Социокультурные ценности переживаются, становятся личностно значимыми для человека, приобретают новые социокультурные смыслы. В диалоге с Миром, в отношении к социокультурным образцам человеком актуализируется переживание ценностности индивидуальности «своего» внутреннего мира и «другого». Основой внутреннего мира является «образ Я». «Образ Я» определяет «внутренний мир» индивидуальности, и выступает как интегрирование ее разных уровней, поэтому структура «образа Я» включает в себя: «внутреннее Я», «социальное Я», «социокультурное Я».

На основе рассмотренных взглядов философов и психологов нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его внутреннего мира. В эксперименте участвовали дети дошкольного возраста в возрасте 5 лет – 48 человек, 6 лет – 52 человека, младшего школьного возраста в возрасте 9 лет – 60 человек. Нами была разработана программа «Открой себя». Основной целью программы является развитие компонентов «образа Я» посредством актуализации у детей внутреннего диалога и диалога с миром, который осуществляется средствами детской субкультуры.

Проведенные нами занятия показали, что у детей расширился диапозон содержания представлений о себе, представления о себе приобрели разнообразные характеристики. Дети стали выделять «свой» внутренний мир, что проявилось, прежде всего, в понимании вопроса об их внутреннем мире (до занятий дети не понимали и не принимали вопрос о внутреннем мире), причем внутренний мир стал обозначаться и описываться детьми посредством отождествления его со своими любимыми игрушками, сказочными героями. Интересны в этом отношении следующие высказывания относительно своего внутреннего мира: «Внутри меня живет черепашка (любимая игрушка ребенка)», «Внутри меня живет телевизор, а внутри него человечек. Он выбегает и говорит всем: “здравствуйте” и опять убегает». Описывая свой внутренний мир, дети соотносят его с социокультурными ценностями: «Раньше люди гордились тем, что видели самую первую машину, они радовались так сильно, что сделали флаг со словом “Ура”! А сейчас я человек, мое “Я” гордится тем, что любит рисовать, еще тем, что живу в стране Россия, и радуюсь Новому году!» По методике Е. Фокиной (1999), мы смогли подтвердить, что дети стали выделять и осознавать свою индивидуальность. Таким образом, проведенное экспериментальное исследование показало, что развитие и осознание ребенком своей индивидуальности связано с раскрытием «внутреннего мира» ребенка, основой которого является «образ Я».

Литература:

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  2. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. Новосибирск: НГПУ, 2005
  3. Голубева Э.А. способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
  4. Голубева, Э.А. способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005.
  5. Зеньковский В. Основы христианской философии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1992.
  6. Кабардов М.К. Коммуникативный и лингвистический типы овладения иностранным языком в разных условиях обучения // Школа здоровья. 1997. № 1. С. 72–86.
  7. М.М. Бахтин: pro et contra. Личность и творчество М.М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли / Под ред. К.Г. Исупова. СПб.: РХГИ, 2001. Т. 1.
  8. Непомнящая Н.И. психодиагностика личности: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946.
  10. Флоренский П.А. Органопроекция // Русский космизм. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 149–162.
  11. Фокина Е. Выявление Я-образа ребенка // Детское творчество. 1999. № 3. С. 8–9.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Устинова О.А. Развитие индивидуальности «внутреннего мира» дошкольника // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 319-321.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки