Психологические факторы агрессивного стиля вождения автомобиля

Н.С. Астрейко Белорусский государственный университет, Минск

Фактор – это причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. Психологические факторы – это психологическая причина возникновения явления, определяющая характер и особенности его протекания. Под психологическим факторами, влияющими на агрессивный стиль вождения автомобиля следует рассматривать личностные особенности водителя (агрессивность, нарциссизм, поиск новых ощущений, женственность, локус контроля). Для проведения исследования использовались следующие методики: многофакторный опросник стиля вождения; опросник агрессивности; опросник провокации агрессии. выборка данного исследования состоит из 260 опрошенных водителей «категории В», в возрасте от 18 до 76 лет. Вне зависимости от пола анализ выявил ряд положительных и отрицательных корреляций между показателями стилей вождения автомобиля и формами агрессии, и эмоциональными реакциями на провокацию агрессии, и поведенческими реакциями на провокацию агрессии.

A factor is the cause, the driving force of a process, a phenomenon that determines its character or particular traits. Psychological factors - this is the psychological reason for the occurrence of the phenomenon, which determines the nature and characteristics of its course. Under the psychological factors that affect the aggressive driving style, one should consider the personal characteristics of the driver (aggression, narcissism, the search for new sensations, femininity, the control locus). For the study, the following methods were used: multifactorial questionnaire of driving style; questionnaire of aggression; questionnaire of provocation of aggression. The sample of this study consists of 260 interrogated drivers of "category B", aged from 18 to 76 years. Regardless of gender, the analysis revealed a number of positive and negative correlations between the indices driving styles and forms of aggression, and emotional responses to the provocation of aggression, and behavioral reactions to the provocation of aggression.

Ключевые слова: стиль вождения автомобиля, психологические факторы, агрессия, агрессивность, агрессивный стиль вождения автомобиля, безопасность дорожного движения.
Keywords: driving style, psychological factors, aggression, aggressiveness, aggressive driving style, road safety.

Повышение социально-психологической напряженности приводит к росту агрессивности во всех сферах жизни современного общества. Каждый водитель обладает индивидуальным набором психологических качеств, своими целями и интересами, потребностями и мотивами деятельности, что и приводит к возникновению противоречий и конфликтов между участниками дорожного движения, проявляющимися в различных формах агрессии на дороге (физическая и вербальная агрессия, гнев и враждебность).

Действия водителей по управлению автомобилем меняются под влиянием разнообразных психологических факторов. Фактор – это причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты [Ушаков, 2013]. Под психологическими факторами следует понимать психологическую причину возникновения явления, определяющую характер и особенности его протекания.

Опасное вождения и риск на дороге, вызванный агрессивным вождением, принято считать главными факторами влияющим на безопасность дорожного движения, как лично для водителя, так и для других участников движения, находящихся в непосредственной близости от агрессивного водителя [Meiring, Myburgh, 2015].

агрессивность водителя – это устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда, агрессивное или неосторожное вождение, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость). Такое поведение выражается в формах физической и/или вербальной агрессии по отношению к другим участникам дорожного движения (грубые жесты, бранные оскорбления, сознательное агрессивное управление автомобилем, ставящее под угрозу других участникам дорожного движения и т.п.).

Агрессивное вождение – это образец поведения водителя, который связан с опасным изменением скорости (нерегулярное, мгновенное изменение скорости транспортного средства), неправильным перестроением из одной полосы транспортного потока в другую (быстрое изменение положения по отношению к другим транспортным средства, чаще всего без обозначения маневра световым сигналом), непоследовательным или чрезмерным ускорением и замедлением (резкое увеличение скорости или торможение) [Meiring, Myburgh, 2015]. Другим определением «агрессивного поведения водителя» является такое поведение, в рамках которого водитель преднамеренно увеличивает риск совершения дорожно-транспортного происшествия [Hong, Margines, Dey, 2014]. Такое поведение может быть вызвано раздражительностью или нетерпимостью водителя, враждебностью или попыткой сэкономить время в пути.

Проявления агрессии и гнева на дороге зависит от индивидуальных особенностей водителя, например [Scott-Parker, Watson, King, 2009]: 1) Мужчины и молодые водители в возрасте 1939 лет более склонны к проявлению агрессивного поведения, чем женщины и мужчины старше 39 лет. По статистике мужчиныводители в три раз чаще, чем женщины, доводят конфликтную дорожную ситуацию до активной физической агрессии. 2) Водители, живущие на северо-востоке США, более склонны к вербальной агрессии во время вождения, чем люди, живущие в других частях страны. Например, водители на северо-востоке почти на 30% более склоны к гневным жестам, чем водители в других частях страны. 3) Водители, которые сообщали об опасном поведении со стороны других водителей (превышение скоростного режима, проезд на красный свет и т.п.), также были более склонны к проявлению агрессии. Например, водители, сообщившие о превышении скорости на автостраде в прошлом месяце, имели в четыре раза больше возможностей чтобы «подрезать» другое транспортное средство.

Для водителя первостепенное значение имеет оценка собственных умений вождения и стиля вождения, чтобы действительно быть безопасным и ответственным водителем [Deffenbacher и др., 2003]. Управляя транспортным средством следует отказаться от представлений о том, что водитель может безопасно выполнить сложный манёвр, обладая лишь «средними» навыками вождения, затем обвиняя в совершении ДТП другого водителя.

Помогая автолюбителям понять масштаб агрессивного вождения и разъясняя степень угрозы для собственной жизни и окружающих, является важным шагом к принятию культуры безопасного дорожного движения. Таким образом, агрессивный стиль вождения автомобиля является серьезной проблемой безопасности дорожного движения и требует тщательного изучения.

В психологии существует множество точек зрения на возникновение агрессии, её природу и факторы, влияющие на её проявление. Но все эти теоретические обоснования подпадают, по мнению Л. Берковец, под следующие четыре категории [Берковец, 2001]. агрессия относится к: врожденным побуждениям и задаткам; потребностям, активизируемым внешними стимулами; познавательным и эмоциональным процессам; актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

По мнению O. Jenenkova агрессивные действия водителей являются наиболее опасным стилем вождения [Jenenkova, 2014]. В результате проведенного исследования была получена многокомпонентная модель личности водителя, немаловажную роль в которой играет агрессивность водителя. Типы водителей выделены согласно личностным факторам, а также целям и мотивам агрессивного вождения.

Каждый тип был обозначен лозунгом соответствующим характерным агрессивным действиям водителей: «угроза жизни», «так сложилось», «виноват водитель», «во всем виноват водитель». Было установлено, что наиболее значимыми факторами, по мнению респондентов, влияющими на агрессивное вождение, являются «активность и сила». Это объясняет, почему водители нескольких типов стремят походить в действиях силе и активности агрессивных водителей. Кроме того, исследователь выявила, что наибольшая склонность к агрессивному стилю вождения автомобиля наблюдается у водителей моложе 30 лет.

Зарубежные ученый [Balogun, Shenge, Oladipo, 2012] изучили как психосоциальные факторы, такие как локус контроля, возраст, водительский стаж, семейное положение и образование, влияют на агрессивные действия водителей. Учитывая хаотичное движение в городах, исследователи предположили, что у водителей более выраженно проявляются агрессивные инстинкты, влияющие на их поведение, чем у других участников дорожного движения (пешеходов, велосипедистов и т.д.).

В результате было установлено, что профессиональные водители более агрессивны, чем водители-любители. Молодые водители так же демонстрировали более агрессивное вождение автомобилем, чем водители пожилого возраста. Ученые считают, что агрессивные действия водителей зависят не только от личностных качеств водителя, но и от культуры вождения в целом, от оснащения дорожной среды (покрытие дорог, освещение) и качества подготовки и/или переподготовки водителей.

B. Scott-Parker, B. Watson, M.J. King рассматривали агрессивное вождения автомобиля молодыми водителями в рамках дифференциальной теории «ассоциация-подкрепление» Р. Экерса [ScottParker, Watson, King, 2009]. Мероприятия по безопасности дорожного движения рассматривают ряд факторов, способствующих уменьшению аварийности среди водителей-новичков, например, введение ограничения скорости или минимизация потенциальнонегативного социального влияния сверстников как пассажиров.

В результате, было установлено, что существенными факторами агрессивного вождения автомобиля стали: присутствие пассажира в машине, при этом важно кем он является – родитель, сверстник, незнакомый человек; поиск новых ощущений; групповая идентичность; и ряд социально-демографических факторов (пол, возраст). Ученые утверждаю, что разработка, внедрение и обеспечение соблюдения мер безопасности с учетом выше перечисленных факторов влияющих на агрессивные действия молодых водителей, способствует улучшению безопасности дорожного движения в целом.

N. Sanyal с коллеги исследовал индивидуальные профили агрессивных водителей, с точки зрения психического здоровья, сопоставляя контроль над ситуацией, формы агрессии, уровень нарциссизма и социально-демографические факторы водителей совершающих намеренные нарушения ПДД и не нарушающих [Sanyal и др., 2012]. Было обнаружено, что у водителей совершавших ранее правонарушения или подававших в аварии, значительно ухудшалось понимание контроля над ситуацией, наблюдалась склонность больше к косвенной агрессии, чем к прямой. Значит, такие водители склоны выражать свою агрессию косвенными средствами, отсюда и следует агрессивное и безрассудное управление транспортным средством.

B.D. Edwards и коллеги рассматривали нарциссизм и гнев как факторы агрессивного вождения автомобиля для молодых людей [Edwards и др., 2013]. Было установлено, что гнев является существенным фактором агрессивного вождения автомобиля, однако нарциссизм взаимосвязан с агрессией, как на дороге, так и в повседневных ситуациях. Кроме того, агрессивный стиль вождения автомобиля способствует повышению правонарушений и аварийности. В результате было выявлено, что молодые водители с высокой, но нестабильной самооценкой реагировали более агрессивно в ситуациях провокации агрессии, тем самым уменьшая эффективность управления транспортным средством. Автор исследования считает, что идентификация лиц, склонных к агрессивному стиль вождению, важна, поскольку это способствует разработке эффективных стратегий вмешательства в такое поведение, и в конечном итоге, значительному уменьшению агрессивных действий водителей.

Из вышесказанного следует, что психологическими факторами, оказывающими значительное влияние на агрессивный стиль вождения автомобиля, являются: агрессивность, нарциссизм, поиск новых ощущений, женственность, локус контроля и ряд социальнодемографических характеристик (возраст, стаж вождения, образование, социальный статус). В дальнейшем эмпирическом исследование для изучения агрессивных действий водителей на дороге предполагает выявление взаимосвязей между стилем вождения автомобиля и формами агрессии, и эмоциональными реакциями на провокацию агрессии, и поведенческими реакциями на провокацию агрессии. Для проведения эмпирической части работы использовались следующие методики: многофакторный опросник стиля вождения О. Taubman-Ben-Ari в адаптации И.А. Фурманова и Н.С. Астрейко [Фурманов, Астрейко, 2016]; опросник агрессивности А. Басса и М. Перри [Фурманов, 2007]; опросник провокации агрессии (D. O’Conor, J. Archer, W. Wu) [Фурманов, 2007]. выборка данного исследования состоит из 260 опрошенных водителей «категории В», в возрасте от 18 до 76 лет (средний возраст – 31,4 года). Полученные данные подвергались статистической обработке с помощью программы SPSS Statistics 17.0.

Корреляционный анализ выявил наличие взаимосвязей между показателями агрессии (физическая агрессия, вербальная агрессия, гнев, враждебность) и стилями вождения автомобиля. Вне зависимости от пола были выявлены положительные взаимосвязи между: шкалой «физической агрессии» и диссоциативным (r = 0,17, p ≤ 0,01), опасным (r = 0,34, p ≤ 0,01), агрессивным (r = 0,31, p ≤ 0,01), высокоскоростным (r = 0,21, p ≤ 0,01) стилями вождения; «вербальной агрессией» и опасным (r = 0,16, p ≤ 0,01), агрессивным (r = 0,17, p ≤ 0,01), высокоскоростным (r = 0,13, p ≤ 0,01) стилями вождения; показателями шкалы «гнев» и диссоциативным (r = 0,14, p ≤ 0,01), опасным (r = 0,24, p ≤ 0,01), агрессивным (r = 0,30, p ≤ 0,01), высокоскоростным (r = 0,24, p ≤ 0,01) стилями вождения; «враждебностью» и диссоциативным (r = 0,14, p ≤ 0,01), опасным (r = 0,19, p ≤ 0,01), агрессивным (r = 0,25, p ≤ 0,01), высокоскоростным (r = 0,18, p ≤ 0,01) стилями вождения автомобиля.

Помимо этого были установлены отрицательные взаимосвязи между всеми формами агрессии (физическая, вербальная агрессия, гнев, враждебность) и терпеливым стилями вождения автомобиля (соответственно: r = - 0,20, p ≤ 0,01; r = - 0,13, p ≤ 0,05; r = - 0,18, p ≤ 0,01; r = - 0,13, p ≤ 0,05), а также между шкалой «физической агрессии» и осторожным стилем вождения автомобиля (r = - 0,11, p ≤ 0,05).

Вне зависимости от пола были выявлены следующие положительные взаимосвязи показателей стилей вождения автомобиля и эмоционального реагирования на провокацию агрессии между: «злостью, гневом» и агрессивным (r = 0,22, p ≤ 0,01), высокоскоростным (r = 0,19, p ≤ 0,01) стилями вождения; «радостью» и опасным (r = 0,19, p ≤ 0,01) стилем вождения автомобиля. В то время как, была установлена отрицательная взаимосвязь между шкалой «злость, гнев» и терпеливым (r = - 0,16, p ≤ 0,05), осторожным (r = - 0,12, p ≤ 0,05) стилями вождения автомобиля.

Кроме того, для всех респондентов установлены следующие положительные взаимосвязи показателей стилей вождения автомобиля и реакций на провокацию агрессии: шкала «активной агрессии» и опасный (r = 0,27, p ≤ 0,01), агрессивный (r = 0,32, p ≤ 0,01), высокоскоростной (r = 0,19, p ≤ 0,01) стили вождения; шкала «пассивной агрессии» и опасный (r = 0,13, p ≤ 0,05) стиль вождения; ассертивная реакция на провокацию агрессии и высокоскоростной (r = 0,13, p ≤ 0,05) стиль вождения автомобиля. Вместе с тем, были установлены отрицательные корреляции между показателями стилей вождения автомобиля и поведенческими реакциями на провокацию агрессии: шкала «активная агрессия» и терпеливый (r = - 0,21, p ≤ 0,01) стиль вождения автомобиля; «бегств, уход из ситуации» и тревожный (r = - 0,17, p ≤ 0,01) стиль вождения; «подавлением агрессии» и тревожным (r = - 0,13, p ≤ 0,05) стилем вождения.

Таким образом, психологическими факторами, оказывающими значительное влияние на агрессивный стиль вождения автомобиля, являются личностные особенности водителя и социально-демографические факторы. Изучение агрессивного стиля вождения автомобиля является важнейшим аспектом для совершенствования и реализации программы безопасного дорожного движения.

  1. Берковец Л. агрессия. Причины, последствия, контроль. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 512 с.
  2. Ушаков Д.Н. Фактор // Толковый словарь русского языка. М.: «Аделант», 2013. 800 с.
  3. Фурманов И.А. агрессия и насилие: диагностика, профилактика, коррекция. СПб: Речь, 2007. 480 с.
  4. Фурманов И.А., Астрейко Н.С. Адаптация многофакторного опросника стиля вождения // Философия и социальные науки. 2016. № 2. С. 8893.
  5. Balogun S.K., Shenge N.A., Oladipo S.E. Psychosocial factors influencing aggressive driving among commercial and private automobile drivers in Lagos metropolis // The Social Science Journal. 2012. № 49. P. 83-89.
  6. Deffenbacher J.L. [et al.] The Driver’s Angry Thoughts Questionnaire: A Measure of Angry Cognitions When Driving // Cognitive Therapy and Research. 2003. Vol. 27. № 4. P. 383-402.
  7. Edwards B.D. [et al.] The Validity of Narcissism and Driving Anger in Predicting Aggressive Driving in a Sample of Young Drivers // Human Performance. 2013. № 26. P. 191-210.
  8. Hong J.H., Margines B., Dey A.K. A smartphone-based sensing platform to model aggressive driving behaviors // 32nd Annual ACM Conference on Human Factors in Computing Systems, 2014. NY, USA, 26 April – 1 May 2014. Р. 4047-4056.
  9. Jenenkova O. Personal Characteristics of Aggressive Drivers in the Perception of Drivers and Road Traffic Inspectors // Psychological Thought. 2014. Vol. 7. № 1. P. 80-92.
  10. Meiring G.A.M., Myburgh H.C. A Review of Intelligent Driving Style Analysis Systems and Related Artificial Intelligence Algorithms // Sensors 2015, 15. Р. 30653-30682. doi: 10.3390/s151229822.
  11. Sanyal N., Chatterjee S., Dasgupta M., Chatterjee S. Aggression and Related Psychosocial Correlates among Offending and Nonoffending Drivers: A Therapeutic Intervention // SIS J. Proj. Psy. & Ment. Health. 2012. № 19. Р. 97106.
  12. Scott-Parker B., Watson B., King M.J. Understanding the psychosocial factors influencing the risky behaviour of young drivers // Transportation Research Part F. 2009. № 12. P. 470-482.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

21 апр 2018

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Астрейко Н.С. Психологические факторы агрессивного стиля вождения автомобиля // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы III-й Междунар. науч.-практ. конф., Калуга, 19-21 апреля 2018. – Калуга: ИП Якунин А.В., 2018. – С. 116-124. – 0,6 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки