Психофизиологические закономерности решения моральных дилемм «свой–чужой» у детей 4–11 лет и взрослых

М.А. Видинеева (Москва) - студент (4 курс) ГАУГН,
И.М. Созинова (Москва) - аспирант (3 курс) ИП РАН.

Работа выполнена при поддержке ОГОН РФФИ № 15-06-10895-а и в рамках исследовательской программы Ведущей научной школы РФ «Системная психофизиология» (НШ-9808.2016.6).

В любом обществе большую проблему представляют конфликтные межгрупповые отношения, которые играют значительную роль в проявлениях национализма, расизма, этноцентризма и пр. В основе межгрупповых отношений лежит разделение окружающих на «своих» и «чужих». Разное отношение членов группы к «своим» и «чужим», вероятно, обусловлено различными свойственными этой группе моральными правилами. По-видимому, эти моральные правила прошли эволюционный отбор и способствуют выживанию группы. Нравственность при этом может рассматриваться как характеристика субъективного опыта, связанная оценкой субъектом соответствия/несоответствия собственного поведения моральным нормам сообщества.

В ходе онтогенеза происходит развитие нравственного отношения к «чужому». Старшие дети чаще поддерживают «чужого», нежели младшие, в ситуации, когда ограниченный ресурс необходим для выживания «чужому», а «своему» для получения необязательного блага (Созинова, Александров, 2014).

С точки зрения системно-эволюционного подхода (Швырков, 1995), развитие субъекта в онтогенезе осуществляется за счет формирования «новых» систем в структуре индивидуального опыта. При совершении любого действия, в том числе в ситуации морального выбора, актуализируются как более древние, так и вновь сформированные системы поведения субъекта. Показано, что любое поведение обеспечивается набором систем разного возраста.

При решении моральных дилемм «свой–чужой», ответ субъекта, вероятно, будет обусловлен тем, какой набор систем актуализируется в данный момент. Так, при вовлечении большей доли более древних систем испытуемый, предположительно, должен чаще делать выбор в пользу «своего», а при большей доле вновь сформированных систем – в пользу «чужого» (Созинова, Александров, 2014). Было показано, что в условиях стресса – фактора дедифференциации (временного уменьшения вклада более новых систем и увеличение вклада более древних систем в реализуемое поведение), у взрослых наблюдается снижение предпочтения «чужого» (Знаменская и др., 2016).

При этом в ситуации решения моральных дилемм в случае формирования новой единицы опыта (набор систем, активированных при достижении результата поведенческого акта) может проявляться противоречие между системами разного возраста, реализация которых обеспечивает альтернативные стратегии поведения (Швырков, 2006). Это «межсистемное рассогласование» можно измерить с помощью анализа изменения показателей вариабельности сердечного ритма (ВСР) (Созинова, Бахчина, 2017) и рассмотреть, в каких ситуациях морального выбора оно происходит.

В процессе изучения психофизиологических особенностей решения моральных дилемм «свой–чужой» было выявлено, что у детей, предпочитающих помощь «чужому», наблюдается большее «межсистемное рассогласование», зарегистрированное в показателях ВСР, нежели у детей, чаще отдающих предпочтение «своему» (Созинова, Бахчина, 2017). Это, вероятно, связно с конфликтующей активностью вновь сформированных и более древних систем поведения субъекта, так как у детей ситуация решения этих моральных дилемм «запускает» процессы, связанные с научением, формирования новой единицы опыта, что, в свою очередь, приводит к рассогласованию. Это можно объяснить тем, что формирование/согласование дифференцированного опыта (Александров, 2008) еще не окончено, что способствует возникновению конфликта «древних» и «новых» систем.

В рамках планируемого исследования предполагается, что сопоставление психофизиологических характеристик, в частности ВСР, решения моральных дилемм у взрослых (у них согласование систем, актуализация которых способствует реализации поведения по отношению к «своему–чужому», должно быть завершено) и детей для получения более полной информации о решении моральных дилемм.

Исходя из результатов анализа данных, полученных при решении моральных дилемм с участием детей, можно выделить две возможные альтернативные гипотезы относительно психофизиологических характеристик решения тех же дилемм у взрослых.

  1. У взрослых по сравнению с детьми будет наблюдаться такое же «межсистемное рассогласование» при стратегии предпочтения «чужого», что может быть связано с отсутствием или несформированностью данного элемента опыта в дифференцированной структуре опыта данного субъекта.
  2. Рассогласование при выборе в пользу «чужого» у взрослых по сравнению с детьми наблюдаться не будет, так как процесс формирования/согласования дифференцированного опыта субъекта завершен.

Для проверки сформулированных гипотез планируется опросить мужчин и женщин от 17 до 28 лет, анамнез которых не отягощен заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Эксперимент будет проходить в виде индивидуальной беседы испытуемого с экспериментатором и осуществляться в три этапа.

  1. Беседа на отвлеченные темы, в ходе которой будет зафиксированы ФИО, возраст, дата рождения, увлечения, род деятельности участника исследования.
  2. Предъявление шести моральных дилемм «свой–чужой», в рандомизированном порядке (подробнее см.: Созинова, Александров, 2014).
  3. Тесты не дилеммного типа на выявление психологических характеристик, предположительно связанных со стратегией решения моральных дилемм «свой–чужой»: Шкала оценки «близости»– «дальности» «своего»/«чужого»; тест «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко.

В ходе предъявления моральных дилемм участников исследования будут ставить перед выбором одной из двух альтернатив: отдать ограниченный ресурс «чужому», поскольку он необходим ему для выживания, или «своему», поскольку он «свой» и ресурс ему нужен, хоть и для необязательной выгоды. В ситуации выбора в пользу «своего» «чужому» грозит смертельный исход.

Шкала оценки «близости–дальности» «своего/чужого» состоит из шкалы с 7 делениями, в начале которой изображен человек, а на его месте испытуемый должен представить себя. По инструкции, испытуемый оценивает каждого персонажа дилеммы относительно себя – начала шкалы. Чем дальше участник исследования ставит картинку с персонажем от начала шкалы, тем более «чужим»/ менее «своим» он считает этого персонажа.

На основе полученных данных планируется вычислить коэффициент поддержки «чужого». Коэффициент будет посчитан как среднее арифметическое баллов по каждой дилемме у каждого испытуемого, при этом «1» будет обозначать выбор в пользу «чужого», а «0» – выбор в пользу «своего».

Одновременно с проведением опроса будет регистрироваться кардиоритмограмма с помощью беспроводного датчика Zephyr HxM и программы Stress Monitor. Впоследствии будут посчитаны следующие показатели ВСР: временные (статистические) показатели – ЧСС (частота сердечных сокращений) и SDNN (стандартное отклонение всех нормальных RR-интервалов) – с помощью программы MSExcel; спектральные показатели – LF (мощность низкочастотного компонента ВСР), HF (мощность высокочастотного компонента ВСР), LF/ HF (соотношение мощностей низко- и высокочастотного компонента ВСР), TP (общая мощность ВСР) – с помощью программы Rrv7 (И.С. Шишалов); также будет применен метод нелинейной динамики ApEn (апроксимированная энтропия). Будет проведено сопоставление полученных переменных у взрослых и детей.

Изменения вариабельности сердечного ритма, связанные с разницей в физиологии у взрослых и детей, будут учтены при сравнении фонового состояния (этап беседы) показателей детей и взрослых. Степень рассогласования будет оцениваться по показателю LF/HF (подробнее см.: Созинова, Бахчина, 2017). Предполагается, что полученные результаты внесут вклад в понимание психофизиологических закономерностей решения моральных дилемм «свой–чужой» людьми с разными стратегиями поведения на разных этапах онтогенеза.

Литература

  1. Александров Ю.И. Эмоция и мораль // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. № 3. С. 186–208.
  2. Знаменская И.И., Марков А.В., Бахчина А.В., Алекандров Ю.И. Отношение к «чужим» при стрессе: системная дедифференциация // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 4. С. 44–58.
  3. Созинова И.М., Александров Ю.И. Динамика нравственного отношения к представителям аутгрупп у российских детей 4–11 лет // Материалы международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения как научно-теоретическая и прикладная проблема». 4–5 декабря 2014 г. Набережные Челны. Сборник научных статей. Набережные Челны, Казань, 2014. Т. 1. С. 84–89.
  4. Созинова И.М., Бахчина А.В. Применение анализа вариабельности сердечного ритма при решении моральных дилемм «свой–чужой» на разных стадиях онтогенеза // 13-й Международный междисциплинарный конгресс «Нейронаука для медицины и психологии». 4–10 июня 2017 г., г. Судак. С. 384–385.
  5. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию: Нейрональные основы психики: Избранные труды. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 ноя 2017

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Видинеева М.А., Созинова И.М. Психофизиологические закономерности решения моральных дилемм «свой–чужой» у детей 4–11 лет и взрослых // Психология - наука будущего: Материалы VII Междунар. конф. молодых ученых "Психология - наука будущего". Москва, 14-15 ноября 2017 г. – М.: Ип РАН, 2017. – С. 145-149. – 0,25 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки