Исследование этнической идентичности современных студентов

Т.М. Хасаева МГОГИ, кафедра возрастной и педагогической психологии, г. Орехово-Зуево Московской области

Во второй половине XX века в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определенному этносу (этнической общности).

В современном мире человечество все больше перемешивается, многообразие и многоликость мира растет. Но параллельно с процессами глобализации, как всеобщая бессознательная реакция унифицирующегося человечества, огромное значение приобретает его стремление к отличительности. Рост этнической идентичности, затронувший население множества стран на всех континентах, вначале даже получил название этнического парадокса современности, так как сопутствует все нарастающей унификации духовной и материальной культуры.

На этом пути, по мнению В. Топорнина (1989), самым важным становится, помня о «своем», зная его и продолжая углублять эти знания и творить новые духовные ценности, понять «другого», оценить его, научиться жить вместе, обмениваться «своим» и «чужим», связывать то и другое органически и естественно.

Для психолога важны не различия – действительно радикальные – между подходами к интерпретации этноса; не столь существенно, представляют ли этносы изначальную характеристику человечества или они созданы заинтересованными в этом идеологами. Для него более важно то общее, что есть во всех подходах – от отцов-основателей психологии народов М. Лацаруса и Г. Штейнталя до Л.Н. Гумилева – признание того, что этнос является для индивидов психологической общностью, а этническая идентичность представляет собой одну из (или даже единственную) его характеристику.

Проблема осознания своей этнической идентичности у современной молодежи занимает одно из важных мест. Этническая принадлежность – одно из средств приспособления, лучшей ориентации и достижения определенных социальных целей в современном сложном мире. Принадлежать к этнической группе – это также способ выделиться, обратить на себя внимание, повысить свою ценность. Поскольку отличительность начинает занимать высокое место в иерархии жизненных ценностей современного мира, этническая принадлежность становится важной во многих культурах.

Предметом нашего исследования явилось изучение типов этнической идентичности и ее выраженность у современных студентов.

Для исследования этнической идентичности были опрошены студенты 1–5 курсов психолого-педагогического факультета (150 человек) МГОГИ г. Орехово-Зуево. В исследовании были использованы методики Г.У. Солдатовой «Типы этнической идентичности» и Дж. Финни, измеряющие выраженность этнической идентичности. тестирование имело анонимный характер.

Основные результаты исследования:

  1. Было выявлено, что у большинства респондентов преобладает позитивная этническая идентичность (норма) – 65%. Но также присутствуют такие типы гиперидентичности как «национальный фанатизм» – 11% и «этноэгоизм» – 14%.
  2. Этническая идентичность ярко выражена, но когнитивный компонент у студентов преобладает над аффективным. Знания и представления об этнической принадлежности, о своей и чужих этнических группах (этническая осведомленность), самоназвание (этнический ярлык-этноним), основные критерии этнической идентификации, а также этнодифференцирующие и этноидентифицирующие признаки, которые лежат в основе этнического отождествления и уподобления, преобладают над переживанием человеком тождественности с этнической общностью, удовлетворенностью собственной этнической принадлежностью, оценкой ее значимости, желанием принадлежать этнической группе, а также комплексом этнических чувств (гордости, любви, преданности, приверженности, солидарности, самоуважения и достоинства, обиды, стыда, вины, ущемленности, униженности и др.).

Главная задача в соответствии с принципом мультикультурализма состоит в формировании социальной компетентности подрастающего поколения – знаний и умений строить позитивные отношения в многообразном и многоликом мире, с людьми, непохожими по самым разным параметрам: расовым, этническим, религиозным, социальным и мировоззренческим (Солдатова, 2009).

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Хасаева Т.М. Исследование этнической идентичности современных студентов // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 329-331.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки