Экологическое образование и воспитание младших школьников в условиях современных технологических укладов

Л.А. Майор Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова Белорусского государственного университета, Минск, Республика Беларусь
Т.П. Мохарт Средняя школа № 8 г. Жодино, Жодино, Республика Беларусь

Термин «технологический уклад» был предложен С.Ю. Глазьевым и Д.С. Львовым. По их мнению, технологический уклад — это «целостное и устойчивое образование, в рамках которого осуществляется замкнутый цикл, включающий добычу и получение первичных ресурсов, все стадии их переработки и выпуск набора конечных продуктов, удовлетворяющих соответствующему типу общественного потребления» [1].

Современные исследователи образования уделяют большое внимание технологиям и технологическому укладу при обсуждении будущего образования. Сфера образования должна развиваться гораздо активнее, успевая за сменой технологического уклада, она должна быть направлена на формирование тех компетенций и навыков, которые будут наиболее востребованы в уже в самом ближайшем будущем.

В рамках пятого технологического уклада резко возросло значение информации для осуществления эффективного производства. Сбор, обработка, классификация и передача информации становятся основными функциями работника, требуя от него высокого уровня образования и коммуникативных навыков [2].

Для шестого технологического уклада можно прогнозировать дальнейшее увеличение доли умственного труда, внедрение творческого подхода к решению производственных задач, овладение способами активизации изобретательской деятельности и приращение знаний [2].

Некоторые авторы выделяют «тренды», которые «определяют будущее образования уже сегодня», среди которых «рост требований к экологичности»: бережливое отношение к любым типам используемых природных ресурсов (например, снижение энергопотребления, расхода воды или природного сырья), сокращение объема производимых отходов (включая повторную переработку отходов, применение биоразлагаемых материалов и пр.). Важными становятся компетенции, связанные с lean&green мышлением — экономически выгодной экологизацией или бережливым производством, а также в приоритете значится формирование экологического мышления как модели ответственного отношения к природе, представляющего собой частный случай ответственного глобального мышления, в рамках которого человек стремится взвешивать не только экологические, но и социальные и культурные последствия своих действий [3].

Экологизация всех сфер образовательно-воспитательного процесса может быть реализована при условии непрерывного экологического образования и просвещения (экообразования). Важнейшим звеном в системе непрерывного экообразования является начальная школа, где вслед за дошкольными учреждениями продолжается формирование гармонично развитой личности, которая ведет «дружественный природе образ жизни в быту и профессиональной деятельности», удовлетворяя свои жизненные потребности без ущерба для будущих поколений.

С учетом информатизации общества и тех изменений, которые следуют за изменением технологического уклада, немаловажным становится использования педагогом в процессе экологического образования младших школьников информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Использование ИКТ в процессе экологического образования младших школьников позволяет эффективнее организовать: 1) познавательную деятельность (просмотр презентаций, фотографий, рисунков, фильмов и др.) — младшие школьники эффективнее усваивают знания, которые подкреплены наглядными образами на экологическую тематику; 2) практическую деятельность, в том числе и творческую (выполнение конкретных заданий, участие в конкурсах с экологической тематикой), — педагог имеет возможность с помощью ресурсов Интернета обеспечить более широкую и разнообразную, чем это возможно в рамках основного курса по окружающему миру, практическую деятельность учащихся (экоакции, экологические онлайнпроекты). На наш взгляд, именно использование такой практической деятельности позволяет закрепить полученные во время предыдущих занятий знания, и, как результат, экообразование становится для учеников частью осознанной жизненной позиции [4].

При этом у педагога появляется возможность формирования нескольких немаловажных компетенций — научить учеников пользоваться ИКТ не только для развлечения, но и для получения знаний, научить «целенаправленной фильтрации» информации в эпоху «информационной избыточности» [3].

Литература

  1. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М., 1993. 310 с.
  2. Потехина Н.В., Шулинина Ю.И. Взаимосвязь технологических укладов и образования как части человеческого капитала // Теория и практика общественного развития. 2016. № 3. С. 35–38.
  3. Форсайт образования 2035. Стратегические ориентиры: взгляд в будущее образования в 2035 г. URL: http://changelab.tilda.ws/2035 (дата обращения 07.05.2019).
  4. Майор Л.А., Мохарт Т.П. Использование информационно-коммуникационных технологий при реализации образования в интересах устойчивого развития в условиях начальной школы // Матер. 15-й Междунар. науч. конф. «Сахаровские чтения 2015 года: экологические проблемы XXI века». Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2015. С. 40–41.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

14 янв 2020

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Майор Л.А., Мохарт Т.П. Экологическое образование и воспитание младших школьников в условиях современных технологических укладов // Экология человека и природы в информационно-технической среде. ЭкоМир-10: 10-я Международная научн. конф. Мытищи – Москва, 5–6 июня 2019 г. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. – С. 241-242.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки