Академическая успеваемость близнецов из разнополых пар

О.В. Паршикова, Н.М. Зырянова, Ю.Д. Черткова МГУ имени М.В.Ломоносова, г. Москва

Выделение в исследовании разнополых близнецов в отдельную подгруппу позволяет проанализировать значимость пренатальных гормональных влияний на формирование различных психологических характеристик у близнецов. Предполагается, что при развитии в матке одновременно двух плодов разного пола женский плод будет формироваться в условиях повышенного уровня мужских половых гормонов, а мужской, соответственно, наоборот.

К настоящему времени в ряде работ, проводимых в различных странах, получены данные, свидетельствующие о маскулинизирующем влиянии тестостерона для некоторых личностных (агрессивности, поиска ощущений) и когнитивных характеристик (например, пространственных способностей) (Rogers et al., 1998; Miller, Martin, 1995; Rose et al., 2002; Seagal, 2004; Coehn-Bendahan et al., 2005; Vuoksima et al., 2010; Berenbaum et al., 2011; Heil et al., 2011; и др.). Нужно отметить, что результаты этих исследований неоднозначны, в частности, отмечается сложность разведения в эксперименте гормональных влияний и средовых особенностей (тесного общения с со-близнецом противоположного пола).

В рамках исследования, посвященного сопоставлению академической успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей, проведенного сотрудниками кафедры психогенетики МГУ (рук. М.С. Егорова), были получены данные об академической успеваемости 2282 пар близнецов, проживающих в 17 субъектах Федерации. выборка является репрезентативной популяции школьников РФ.

Нами анализировались годовые оценки по отдельным предметам, средние баллы по циклам предметов (гуманитарному, естественнонаучному, математическому), суммарные баллы по всем предметам и суммарные баллы по базовым предметам (в них не входили оценки по физкультуре, ИЗО, природоведению и некоторым другим дисциплинам).

Классных руководителей детей просили заполнить ряд опросников, посвященных определению зиготности близнецов, наличия лидера в близнецовой паре, конфигурации семьи (полная–неполная, наличие братьев и сестер у близнецов, их возраст), а также возраста и образования родителей на момент опроса.

Из полученных 2282 анкет на долю разнополых близнецов приходится 497. Это составляет 21,8% от общего числа пар.

Сопоставление академической успеваемости дизиготных разнополых (ДЗр) близнецов и дизиготных однополых (ДЗо) близнецов (без деления по полу) свидетельствует об отсутствии статистически значимых различий между этими подгруппами в младшей школе. В средней школе наблюдаются различия (на уровне тенденции) по математике (3,76 у ДЗр и 3,61 у ДЗо), искусству (3,53 vs 3,39), физкультуре (3,65 vs 3,53) и в целом по блоку естественнонаучных предметов (4,09 vs 3,94). Разнополые близнецы по этим предметам получают в среднем более высокие оценки, чем однополые. В старшей школе различия по успеваемости между разнополыми и однополыми ДЗ близнецами по ряду предметов достигают уровня значимости, однако направление различий меняется: однополые близнецы по геометрии, иностранному языку и физкультуре имеют более высокие оценки. Так, средний балл у разнополых ДЗ близнецов составляет 3,62 по геометрии, 3,77 по русскому языку и 3,40 по физкультуре, в то время как у однополых дизиготных близнецов баллы по эти предметам – 3,72, 3,86 и 4,48 соответственно. В целом, и однополые и разнополые дизиготные близнецы демонстрируют одинаковую тенденцию: снижение успеваемости от младшей к старшей школе и более низкие оценки по предметам математического цикла по сравнению с гуманитарными предметами.

При выделении подгрупп по половому признаку (сравнении академической успеваемости отдельно девочек и мальчиков из однополых и разнополых ДЗ пар) в младшей школе различий между ними нет.

В средней школе мальчики из разнополых пар более успешны, чем мальчики из однополых дизиготных пар по биологии (4,0 vs 3,55), физкультуре (4,67 vs 4,45), естественнонаучным предметам (3,96 vs 3,70) и в целом по суммарному баллу (среднему по всем предметам) (3,95 vs 3,78).

Девочки из разнополых пар в 5–6 классах в среднем хуже успевают по биологии, чем девочки из однополых ДЗ пар (4,14 vs 4,44).

В 7–11 классах мальчики из однополых и разпололых ДЗ пар учатся примерно одинаково. Девочки, имеющие со-близнеца мальчика, в старших классах уступают девочкам из однополых ДЗ пар в успеваемости по геометрии (3,72 vs 3,84) и (на уровне тендении) по иностранному языку (3,98 vs 4,08) и физкультуре (4,41 vs 4,50).

Полученные результаты свидетельствуют об относительно малом влиянии гормональных факторов на ранних периодах онтогенеза на формирование когнитивных способностей. Для вербальных способностей пренатальные гормональные влияния значимы в большей степени, чем для других когнитивных характеристик.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Паршикова О.В., Зырянова Н.М., Черткова Ю.Д. Академическая успеваемость близнецов из разнополых пар // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 260-262.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки