Стресс и жизнестойкость

Новикова Наталья Алексеевна студентка магистратуры Московского Института Психоанализа, Москва, ул. Наташи Ковшовой,

Аннотация. Психоэмоциональные напряжения в совокупности с последствиями стрессов нарушают здоровье, снижают трудоспособность и творческий потенциал личности. От всего этого страдают и сам человек, его дело, окружающие. На сегодняшний день стало актуальным умение справляться со стрессом, переосмысливать его и преобразовывать в возможности для обучения и собственного развития. Такими умениями обладают те люди, жизненные убеждения которых складывались из веры в себя, в свою способность действовать в любых обстоятельствах, не замыкаться в себе и сохранять интерес к жизни. Они убеждены в способности делать свой выбор - чтобы изменить ситуацию или, если это невозможно принять ее сложность, изменить свое отношение к ней. Такие убеждения и стратегии необходимы человеку для обращения стресса во благо.

Ключевые слова: стресс, дистресс, преодоление, защита, жизнестройкость

STRESS & LIFE

Novikova Natalya Alekseevna student, magistracy of the Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, st. Natasha Kovshova

Annotation Psychoemotional stresses, together with the consequences of stress, disrupt health, reduce the ability to work and the creative potential of the individual. From all this, the person himself, his work, those around him suffer. Today, the ability to cope with stress, rethink it and transform it into opportunities for learning and self-development has become relevant. Such skills are possessed by those people whose life convictions were formed from faith in themselves, in their ability to act in any circumstances, not to withdraw into themselves and to show interest in life. They can change their attitude towards her. Such beliefs are necessary for a person to stress for good.

Keywords: stress, distress, overcoming, protection, vitality.

Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением, развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций. Особенно выражены эффекты воздействия на психику человека в психологически трудных ситуациях в связи с природными и техногенными бедствиями, авариями и катастрофами, социальными и профессиональными конфликтами, сложными, ответственными и опасными задачами трудовой деятельности. В большинстве случаев эти воздействия приводят к ухудшению функционального состояния, изменению личностного статуса, нарушению профессиональной эффективности и безопасности труда, развитию психосоматических заболеваний.

Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс. Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды.

Основой учения о стрессе стали исследования Г.Селье, который в начале 20 века разрабатывает гипотезу общего адаптационного синдрома, процесса, присущего всем организмам и обеспечивающего выживание.

Все воздействующие на нас раздражители запускают:

  1. специфические изменения (которые возникают при активизации функциональной системы, ответственной за адаптацию к данному фактору, например, холоду)
  2. общую неспецифическую реакцию приспособления, которая была имназвана стрессом (этот стрессовый набор Селье включал в себя: увеличение и повышенную активность коры надпочечников, сморщивание (или атрофию) вилочковой железы (тимуса) и лимфатических узлов, появление язвочек желудочно-кишечного тракта).

Он выделяет 3 фазы общего адаптационного синдрома, развитие которых приводит к восстановлению гомеостаза или гибели организма:

- реакцию тревоги, когда организм готовится к встрече с новой ситуацией;
- фазу сопротивления, когда организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации;
- фазу истощения, когда резервы организма катастрофически уменьшаются.

После преодоления стрессовой ситуации в клетках функциональнойсистемы, специфически ответственной за адаптацию к данному фактору, повышенная физиологическая функция вызывает активацию генетического аппарата, что сопровождается увеличением синтеза нуклеиновых кислот и белков, образующих ключевые структуры клеток, лимитирующие ее функцию. В итоге избирательного роста этих структур формируется так называемый системный структурный след, который приводит к увеличению мощности системы, ответственной за адаптацию, и делает возможным превращение первоначально срочной, но ненадежной адаптации в устойчивую, долговременную. Таким образом, основная функция стресса заключается в формировании устойчивой адаптации. Если же специфическая функциональная система не формируется (как при эмоциональном стрессе), нарушения гомеостаза, вызванные факторами среды в организме, а также стресс-реакция сохраняются, она становится чрезмерно длительной и интенсивной. Напряженные психологические реакции вместе с физиологическими составляющими могут привести к нарушению адаптивных реакций, создавая повышенную чувствительность к различным вредным влияниям и формирующее состояние дистресса. Дистресс в современном понимании - такое перенапряжение работы нейроэндокринных механизмов, которое вызывает нарушение деятельности (функциональные или морфологические) различных структур организма, приводя к развитию пограничных состояний и психосоматических заболеваний. Негативные изменения внутренней среды организма при воздействии хронического стресса, т.е. состояние дистресса, приводят к возникновению «болезней адаптации», таких как: артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, мигренозные головные боли, мышечные головные боли, рак, аллергии, ревматоидный артрит, боли в спине.

К числу основных, этапных теорий и моделей стресса можно отнести следующие:

- Психодинамическая модель, основанная на положениях теории Зигмунда Фрейда. В своей теории он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства: а)сигнализирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности; б) травматическая тревога развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника.

Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов. Для описания результирующих симптомов этого состояния З. Фрейд ввел термин «Психопатия повседневной жизни».

- Модель Н. G. Wolff, согласно которой автор рассматривал стресс как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы и установил зависимость этих реакций от природы аттитюдов (позиций, отношений), мотивов поведения индивида, определенности ситуации и отношения к ней.

- Междисциплинарная модель стресса. По мнению авторов, стресс возникает под влиянием стимулов, которые вызывают тревогу у большинства индивидов или отдельных их представителей и приводит к ряду физиологических, психологических и поведенческих реакций, в ряде случаев патологических, но, возможно, и приводящих к высшим уровням функционирования и новым возможностям регулирования.

- Теории конфликтов. Несколько моделей стресса отражают взаимосвязь поведения субъектов в обществе и состояния напряжения в отношениях, сопровождающих групповые процессы. Основные причины напряжения связаны с необходимостью членов общества подчиняться его социальным нормативам. Одна из теорий конфликта полагает, что предупреждение стресса должно основываться на предоставлении членам общества благоприятных условий для развития и большой степени свободы в выборе жизненных установок и позиций. Теории конфликтов рассматривают также в качестве причин стресса факторы устойчивости социальных отношений, распределения экономических благ и услуг в обществе, межличностное взаимодействие во властных структурах. Социальные аспекты лежат в основе и таких теорий стресса, как эволюционная теория социального развития общества, экологическая теория (роль социальных явлений в обществе), теория жизненных изменений (в семье, на работе и т.д.).

Модель D. Mechanik. Центральным элементом в этой модели, является понятие и механизмы адаптации, которая определена автором как способ, которым индивид борется с ситуацией, со своими чувствами, вызванными этой ситуацией, и которая имеет два проявления: 1) преодоление (coping) — борьбас ситуацией, 2) защита (defence) — борьба с чувствами, вызванными ситуацией.

Преодоление, «овладение» ситуацией определяется целенаправленным поведением и способностями в принятии индивидами адекватных решений при встрече с жизненными задачами и требованиями. Стресс как поведенческие реакции на социально-психологические стимулы. Модель физиологического стресса Н. Selye была модифицирована В.P. Dohrenwend, который рассматривает стресс как состояние организма, в основе которого лежат как адаптивные, так и не адаптивные реакции. Автор под стрессорными понимает прежде всего социальные по своей природе факторы, — такие, например, как экономические или семейные неудачи, то есть объективные события, которые нарушают (разрушают) или угрожают подорвать обычную жизнь индивида. Они не обязательно негативные и не всегда ведут к объективному кризису. Системная модель стресса, которая отражает понимание процессов управления (поведения, адаптации и т.п.) на уровне системной саморегуляциии осуществляется путем сопоставления текущего состояния системы с его относительно стабильными нормативными значениями.

- Интегративная модель стресса. Центральное место в модели занимает проблема, требующая от человека принятия решения. Понятие такой проблемы они определяют как проявление, воздействие на человека стимулов или условий, требующих от него превышения либо ограничения обычного уровня деятельности. Возникновение проблемы (трудностей с ее решением)сопровождается напряжением функций организма, — если проблема нерешается, напряжение сохраняется или даже нарастает — развивается стресс. По мнению авторов, способности человека в решении возникающих перед нимпроблем зависят от ряда факторов:

1) ресурсов человека — его общих возможностей по разрешению различных проблем,
2) личного энергетического потенциала, необходимого для решения конкретной проблемы,
3) происхождения проблемы, степени неожиданности ее возникновения,
4) наличия и адекватности психологической и физиологической установки на конкретную проблему,
5) типа выбранного реагирования — защитного или агрессивного. Значение и учет этих факторов определяет выбор стратегии поведения для предотвращения стресса.

- Концепция Ф.Е. Василюка: «Непроясненность» категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса. Сначала это означало неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома (Селье, 1960,1979), теперь это понятие относят ко всему, что угодно. Так что в критических работах по стрессу даже сложилась своеобразная жанровая традиция начинать обзор исследований с перечисления чудом уживающихся под шапкой этого понятия реакций на такие совершенно разнородные события, как температурное воздействие и услышанная в свой адрес критика, гипервентиляция легких и деловой успех, физическая усталость и моральное унижение (Вилюнас, 1972; Лазарус, 1970; Наенко, Овчинникова, 1970; Губачеви др., 1976). По замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати», а Г. Селье полагает, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс», и приравнивает отсутствие стресса к смерти.

В современных психологических работах по стрессу предпринимаются настойчивые попытки так или иначе ограничить притязания этого понятия, подчинив его традиционной психологической проблематике и терминологии. Р.Лазарус с этой целью вводит представление о психологическом стрессе, который, в отличие от физиологической высокостереотипизированной стрессовой реакции на вредность, является реакцией, опосредованной оценке угрозы и защитными процессами (Лазарус, 1970, Lazarus, 1969). Дж Эверилл вслед за С. Сэллсом (Sells, 1970) считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, то есть отсутствие реакции, адекватной данной ситуации, при значимости для индивида последствий отказа от реагирования (Averill, 1973). П. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций (Фресс, 1975). Ю.С. Савенко определяет психический стресс как «...состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации» (Савенко, 1974).Этот список можно было бы продолжить, но главная тенденция в освоении психологией понятия стресса видна и из этих примеров. Она состоит в отрицании неспецифичности ситуаций, порождающих стресс. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее (Лазарус, 1970), которое нарушает адаптацию (Фресс, 1975), контроль (Averill, 1973), препятствует самоактуализации (Савенко, 1974). Для решения теоретической задачи употребления стресса в психологическом контексте можно попытаться поставить мысленный эксперимент: каким должно быть некое гипотетическое существо, чтобы любое требование среды являлось для него одновременно критическим, экстремальным?

Понятно, что подобное совпадение «любого» с «экстремальным» может быть только у существа, не способного справиться ни с какими требованиями вообще и в то же время внутренней необходимостью жизни которого является неотложное («здесь-и-теперь») удовлетворение всякой потребности. Для такого существа «нормальным» может быть лишь жизненный мир, который «легок» и «прост», то есть таков, что удовлетворение любой потребности происходит прямо и непосредственно, не встречая препятствий ни со стороны внешних сил, ни со стороны других потребностей и, стало быть, не требуя от индивида никакой активности.

Эмпирическую реализацию описанного гипотетического существования, когда все потребные для жизни блага даны сами собой, а жизнь сведена к витальным функциям организма, можно усмотреть, да и то с большими оговорками, только в пребывании плода в чреве матери; однако в качестве одного из аспектов такое существование присуще всякой жизни, проявляясь в виде установки на «здесь-и-теперь» удовлетворение, или в том, что 3.Фрейд называл «принципом удовольствия». Понятно, что осуществление этой установки в действительных природных и социальных условиях сплошь и рядом прорывается самыми обычными, любыми требованиями реальности. Если подобный прорыв квалифицировать как особую критическую ситуацию — стресс, мы приходим к искомому понятию стресса, в котором очевидным образом удается совместить идею «экстремальности» и идею «неспецифичности». При описанных содержательно-логических условиях вполне ясно, как можно считать стресс критическим событием и в то же время рассматривать его как перманентное жизненное состояние.

Наука о стрессе не проста, и нет сомнений в том, что некоторые стрессовые переживания имеют негативные последствия. Но люди живут и функционируют, по-разному, в зависимости от и развития своей жизненной истории. И на самом деле, человеческие стрессовые реакции эволюционировали вместе с человеком, адаптируясь вместе с человеком к меняющемуся миру. Стрессовая реакция активирует различные биологические системы, которые поддерживают различные стратегии поведения, и благодаря этому человек может не только «убежать или напасть», но и разобраться в проблеме, получая новые знания, используя их на практике, заручиться социальной поддержкой, учиться на полученном жизненном опыте, общаться и развиваться, переосмысливая стресс и преобразовывая его в ресурс.

Переосмысление стресса.

Многочисленные исследования последних лет предлагают такой термин как: «парадокс стресса», заключающийся в том, что высокий уровень стресса одновременно может быть связан, как с негативными переживаниями, так и с благополучием. Важно то, что счастливая жизнь не означает отсутствие в ней стресса, равно как и свободная от стрессов-не гарантирует счастья и благополучия. Выясняется, что люди счастливы, когда их жизнь наполнена делами, разного рода активностью, осмысленной деятельностью даже если им приходиться нести дополнительную ответственность за все происходящее. И когда главные источники стресса совпадают с главными источниками смысла, стресс только повышает уровень благополучия, уровень того, что важно для человека, с чем он справляется, увеличивая свою эффективность и устойчивость. Испытывая разного рода переживания и осознавая личностную состоятельность, формируется образ мышления, который ориентирует на активность, поддержание межличностных связей, сохранение интереса к жизни.

Выбор человеком стратегий жизнестойкости говорит о смелости, мужестве, стимулирует и способствует самообновлению, развитию в своем существовании в мире экзистенциальному росту. Человек, расширяя свои горизонты, свои представления о мире, учится лучше понимать себя во взаимоотношениях с миром, с другими людьми, что стимулирует его к жизненному творчеству.

Феномен жизнестойкости зaчастую сливается сo схожими понятиями - как «жизнеспособнoсть» (Б.Г. Ананьев), «жизнетворчество» (Д.А. Леонтьев), «мужество творить» (Р. Мэй), «укорененность в бытии» (М. Хайдегер) и др.

Понятие «жизнеспособность», которое ввел в психологию Б.Г. Ананьев, означает базисный компонент трудоспoсобности человека, влияющий на его активность, aктивность его интеллекта, эмоциональную выносливость, устойчивость установки на реализацию отставленной далеко во времени цели и др. ( Б.Г. Ананьев, 2010).

Близким к тeрмину «жизнеспособность» является понятие «жизнетворчество», впервые обозначенное в кaчествe научной категории в работах Д.А. Леонтьева. В 1990-х годах в работе «Шанс для творчества» автор делал прогноз, что «это понятие не является общеупотребительным, но имеет, на наш взгляд, большое будущее» (Д.А. Леонтьев, 1990).Сегодня с уверенностью можно сказать,что прогноз оправдался, и многие исследователи говорят, что «Жить по-настоящему»- это искусство , на которое способны далеко не многие. Д.А. Леонтьев попытался выделить жизнетворчество в самостоятельную разновидность практической работы психолога. Он объясняет это тем, что фокус внимания человека в психотерапии - лишь на его внутренний мир. Тогда как жизнетворчество работает в направлении расширения мира, знакомства с ним и его познания.

С точки зрения Д.А. Леонтьева, расширение мира подразумевает творчество. Творческая стратегия жизни - «это динамичность oтношений с миром, готовность к самоизменению в том направлении которое будет максимально способствовать самореализации личности в данной жизненной ситуации» (Д.А. Леонтьев, 1990). Это приспособление не к требованиям ситуации, а к возможностям, которые она открывает для реализации цели и смысла жизни личности, на что требуется определенное мужество. Мужество перед неизвестностью или «прыжок в неизвестность», называя мужеством творчества, писал Р.Мэй. Понятие зрелости тоже является близкой категорией жизнестойкости. В отечественной психологии рассматривается не только период взрослости, но и как поэтапное восхождение к вершине жизненного акме. Акме (от греч. Acme-выcшая точка, вершина) – соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, характеризующееся зрелостью ее развития, достижениями в деятельности и творчестве (БПС, 2006.С.25) Понятие зрелости, как состояние оптимального здоровья. Г.Олпорт выделил основные категории зрелости:

  1. расширение чувства Я (приобретение идентичности, опыта);
  2. теплота в отношениях с другими (сострадание, «расширение собственного переживания жизни», терпимость);
  3. мудрость, самообъективизация (понимание, самопонимание и юмор);
  4. эмоциональная безопасность (принятие себя);
  5. фрустрационная толлерантность (самоконтроль);
  6. реалистичное восприятие, умения, цели и задачи (способность погружаться в свою работу, сосредоточенность на проблеме, ответсвенность) (Г.Олпорт,2002.С.336-338).

Хочется отметить, что возраст достижения акме личности, время раскрытия собственных возможностей у каждого человека свой. Кто-то даже не знаком с термином саморазвития и проживает свою жизнь на заученных автоматизмах и повторяющихся сценариях. Другие - могут остановиться на пути развития, прекратить свое самосовершенствование, свою самореализацию по каким-либо причинам. Но есть индивиды, которые не успокаиваются и в глубокой старости и неустанно продолжают двигаться к акме.

Теория и исследования жизнестойкости возникли в конце 1970-х гг. в работах С.Кобейса и С. Мадди. Жизнестойкость понимается как система убеждений о себе и мире, отношениях с ним, которая препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях, также способствует совладанию со стрессом. В теоретическом отношении понятие жизнестойкости выступает операционализацией введенного экзистенциальным философом П.Тиллихом понятия «мужество быть», Эта экзистенциальная отвага что предполагает готовность «действовать вопреки» - вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки ощущению – «Заброшенности» (М. Хайдеггер). Именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого опыта (неизменности) в ситуации экзистенциальной дилеммы (Maddi 1998; 2013; Рассказова, Леонтьев в 2011). В 1975 году С. Мадди, психолог из Чикагского университета изучал долгосрочные последствия стресса у работников крупной коммуникационной компании. Но в 1981 году компания оказалась в кризисе из-за принятия конгрессом Акта о свободной конкуренции. В итоге компания и вся отрасль оказалась в глубочайшем кризисе. За год уволили половину сотрудников. Те, кому удалось сохранить свое место работы, испытывали неуверенность в завтрашнем дне, усиление требований, смену ролей. Некоторые работники оказались не в состоянии выносить такое давление, и у них стали проявляться симптомы различных заболеваний и депрессии. Другие же несмотря ни на что, находили для себя новые возможности, для приложения сил, рабочих навыков и знаний, достижения удовлетворенности жизнью. Мадди накопил массу личных профилей, интервью и прочей информации. Оказалось, что люди, справляющиеся со стрессовыми ситуациями, чувствующие себя благополучно, обладали рядом отличительных черт. Во-первых, они считали, что жизнь не может быть только комфортной и спокойной. В стрессе они видели возможности для обучения и развития. Эти люди обычно признавали наличие стресса и не были склонны видеть катастрофу в каждой трудности, которая неизбежно вела к наихудшему из возможных результатов. Они верили, что если не будут опускать руки и замыкаться на себе, сохранять интерес к жизни и способность делать выбор при любых обстоятельствах, чтобы изменить ситуацию или, если это невозможно, изменить свое отношение ней. Такие люди реже проявляли враждебность или занимали оборонительную позицию; были склонны заботиться о своем физическом, эмоциональном и духовном состоянии, а также накапливали в себе силы, которые помогали им не отступать пред жизненными трудностями. С. Мадди назвал этот набор убеждений и стратегий «Жизнестойкостью», которую определил как, «мужество необходимое для, обращения стресса во благо». «Жизнестойкость» давала преимущества людям в самых разных обстоятельствах - при боевых действиях, иммиграции, бедности, борьбы с раком, воспитании ребенка с патологическим развитием. Также и в самых разных профессиональных сферах - от правоохранительных органов и медицины до технологий, образования и спорта. Мы не всегда можем контролировать стресс, но всегда способны сознательно выбрать, как к ним относиться. И такой выбор - искать в трудностях смысл вместо того, чтобы пытаться уклониться от них – это смелый поступок. Позволить стрессу пробудить основные жизненные качества- отвагу, привязанность к людям и стремление к развитию. Те, кто умеет справляться со стрессом, меняются под его влиянием, сохраняя веру в себя и связь с чем-то большим, чем проблемы отдельной личности.

Преобразование стресса:

- Дыхательные и медитативные практики
- Творческие и спортивные практики
- Проверка ценностей, как основа убеждений (техники КПТ)
- Преобразование угрозы в стремление к цели

Литература

  1. Леонтьев Д.А. Шанс для творчества (конфликты и стратегии их разрешения) // Конфликт в конструктивной психологии: тезисы докладов и сообщений на 2-ой Научно-практической конференции по конструктивной психологии. Красноярск, 7-10 июня 1990 г. Красноярск, 1990. С. 17-20.
  2. Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира // 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: мат-лы сообщений. М.: смысл, 2001. С. 100-109.
  3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: смысл, 2003.
  4. Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3-27.
  5. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. №6. С. 87-101.
  6. Мадди С. Теории личности: Сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002.
  7. Мэй Р. Мужество творить. М.: Институт гобщегуманитарных исследований, 2008.
  8. Мэй Р. Открытие бытия. М.: ИОИ, 2004.
  9. Олпорт Г. Становление личности. М.: смысл, 2002

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Новикова Н.А. Стресс и жизнестойкость // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 95-101.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки