Становление субъектной позиции учащихся в учебной деятельности

Аксючиц Светлана Александровна (Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики начального образования, Институт детства Московского педагогического государственного университета.

Аннотация. Современная система образования ориентирована на формирование универсальных учебных действий у школьников. Осуществление данного требования возможно при реализации в образовательном процессе деятельностного содержания и использования активных форм организации учебной деятельности. Результатом такой деятельности является становление субъектной позиции учащегося в учебной деятельности.

Ключевые слова: деятельность, субъект, учебная деятельность, деятельностное содержание, учебная задача, универсальные учебные действия.

THE FORMATION OF SUBJECTIVE ATTITUDE OF PUPILS IN THE PROCESS OF LEARNING ACTIVITY

Aksiuchits Svetlana Alexandrovna (Moscow, Russia), candidate of pedagogic sciences, Associate Professor of the Department of Primary School studies theory and practice, Childhood Institute of the Moscow State Pedagogical University.

Abstract. Modern educational system is aimed at forming universal learning activities in pupils. It is possible to fulfill this requirement only by implementing pragmatist content in the educational process and by using active forms in organizing the learning activity. The result of such activity is the formation of subjective attitude of pupils in the process of learning activity.

Keywords: activity, subject, learning activity, pragmatist content, teaching objectives, universal learning activities.

В ХХI веке все более очевидным становится тот факт, что универсальные умения и навыки требуются от каждого современного человека в самых различных сферах жизнедеятельности. Переход к образовательной парадигме постиндустриального общества означает понимание образования как достояния личности, как средства самосовершенствования, саморазвития и самореализации субъектной позиции.

В связи с этим меняются цели и задачи образования, приоритетами которого является: становление субъектности индивида, развитие поисковой познавательной активности, формирование контрольно-оценочной самостоятельности. Актуальным становится широкое применение системного личностно-развивающего подхода, ориентированного на становление учащегося как субъекта учебной деятельности.

Учеными (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, А.М. Новиков, В.Г. Маралов, Л.М. Митина, Г.А. Цукерман и др.) доказано, что становление субъектности учащегося в первую очередь происходит в деятельности. По мнению С.Л. Рубинштейна, личность в деятельности не только обнаруживается и проявляется, но и созидается и определяется: деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития форм культуры [7].

Согласно теории развития личности С.Л. Рубинштейна, человек и его познавательная активность формируются изначально в практической деятельности, поэтому они должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности: в труде, познании, учении, игре и др. В связи с этим необходима коррекция содержания образования, ориентированного не только и не столько на восприятие готовых результатов и копирование образцов, сколько на развитие творческой самодеятельности учащихся. Творческие познавательные способности успешно могут развиваться, если знания даются учащимся не в готовом виде, а активно ими самими открываются в соответственно организованных формах деятельности.

Центральным положением теории субъектности является саморазвитие субъекта посредством разных форм деятельности. В.Г. Маралов отмечал, что «саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [4]. Место и роль субъекта, его активная творческая позиция являются важнейшим условием, средством и формой самоопределения в системе общественных человеческих отношений. В свою очередь, самоопределение субъекта выступает условием в процессе выхода субъекта в более широкие слои социальных отношений.

Активность субъекта – это способность к самоорганизации, саморегуляции, саморазвитию, адекватной самооценке, в процессе которых присвоение субъектом жизненных ценностей выступает как внутреннее самоопределение и осознание возможности и способности вносить личный вклад в жизнь общества. В процессе такой деятельности проявляются способности и возможности человека, его внутренние ресурсы для эффективного решения задач и разрешения проблем в стандартных, нестандартных и неопределенных ситуациях.

Развитие субъекта, по мнению А.Н. Леонтьева, осуществляется более эффективно в процессе активного присвоения им культурно-исторического опыта, «каждым отдельным человеком действия именно усваиваются, то есть приобретаются посредством научения от других; создаются же они общественно исторически, в процессе развития общественной практики людей» [3]. Следовательно, деятельность является условием развития личности и проявлением ее качеств. В ракурсе данного подхода личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности.

Субъект – человек, умеющий учить себя, то есть «умеющий преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношений, в частности в отношениях с самим собой неумелым или ленивым, невнимательным или безграмотным, но способным меняться, становиться (делать себя) другим» [2]. Учащийся как субъект учебной деятельности способен самостоятельно определять границы своего знания (незнания) и находить способы расширения границ известного и доступного. Субъектом учебной деятельности учащийся становится только тогда, когда он овладевает способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний.

Учебная деятельность предполагает решение учащимися системы задач: учебных, конкретно-практических и проектных задач. При этом в процессе решения учебных и конкретно-практических задач школьники приобретают (отрабатывают) новые способы действия, а при решении проектных задач – применяют обобщенные способы действия в нестандартной жизненной ситуации [1]. В процессе решения этих задач проявляются личностные возможности и способности учащихся: избирательность, креативность, коммуникативность, ответственность за принимаемые решения.

В процессе осуществления учебной деятельности у школьников формируется поисковая активность, позволяющая в дальнейшем овладевать универсальными способами действия. Именно на формирование у учащихся данного умения направлена сегодня непрерывная система образования, так как на современном этапе интенсивной компьютеризации востребована личность, способная успешно действовать в сложных жизненных ситуациях, требующих нестандартного решения. Только такая личность готова жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нестандартно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, а также в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой. Такую личность принято называть не объектом внешнего воздействия, а субъектом собственной деятельности.

Основополагающими характеристиками системного личностно-развивающего подхода, ориентированного на формирование субъектности индивида, являются:

  • приоритетность личностно-смысловой сферы учащегося и механизмов образования его субъектного опыта;
  • учет субъектного опыта школьника в образовательном процессе (в структуре и содержании учебного занятия);
  • культивирование субъектного опыта учащегося, подразумевающего поддержку педагогом всех форм его проявления;
  • переориентация процесса обучения на постановку и решение учебных целей и конкретных учебных задач самим школьником;
  • развитие у учащегося умений и навыков работы в группе;
  • изменение позиции педагога-информатора («контролера») на позицию педагогаорганизатора (координатора) и фасилитатора, способного активизировать и стимулировать учебную деятельность школьника.

Реализация в образовательном процессе системного личностно-развивающего подхода предполагает использование деятельностного содержания и деятельностных форм его реализации, при которых подбор и организация конкретной учебной деятельности учащихся, а также управление этой деятельностью является особо важным моментом образовательного процесса. Основой данного обучения является личностное включение учащегося в учебную деятельность, а также управление и контроль этой деятельностью. В этой ситуации учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в учебную деятельность, которая становится привлекательной для него и приносит удовлетворение от участия в ней.

Процесс обучения не сам по себе непосредственно влияет на становление субъектной позиции школьника, а лишь тогда, когда он реализуется посредством деятельностных форм. В ракурсе данного подхода личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности. Умело организованная учителем учебная деятельность «приводит к изменению (образованию) внутренней субстанции самого учащегося и появлению его собственного знания» [5]. Школьник выступает субъектом своего образования, он способен выстраивать индивидуальную образовательную траекторию и ставить собственные образовательные цели, отбирать содержание и соответствующие формы обучения.

С одной стороны, субъектом учебной деятельности является ученик, который решает учебные задачи и анализирует результаты своей учебной деятельности. С другой стороны, субъектом учебной деятельности выступает и педагог, который ставит учебную задачу, позволяющую активизировать, стимулировать действия учащихся. При совместном выполнении операций координируются точки зрения/действия субъектов учебной деятельности, без чего каждый из них не смог бы продвинуться в преодолении собственной эгоцентрической позиции. Речь идет о сотрудничестве субъектов, которое «не допускает авторитаризма и подавления личности учащегося, игнорирования его мнения, безоговорочного выполнения требований и указаний воспитателя, учителя… Новые требования общества к образовательному процессу не могут быть реализованы старой системой отношений, построенной на принуждении, подчинении учащихся воле воспитателей, учителей, родителей» [8]. Исходя из собственных целей и задач учебной деятельности, каждый участник взаимодействия выступает как субъект совместной учебной деятельности.

Развиваясь как субъект деятельности, человек становится все более универсальным, свободным в выборе целей, средств и способов их достижения. В этой связи А.М. Новиков считал, что «человек живет полноценной жизнью, когда он включен в подлинно человеческую деятельность, где он может раскрыть все свои потенциальные возможности. … Причем ведущим видом деятельности в соответствии с природой человека выступает преобразовательная деятельность» [6]. Наивысших ступеней свободы человек достигает, когда главной ценностью для него становится саморазвитие, когда он способен рефлексивно относиться к своей деятельности и выходить за ее пределы, то есть когда он оказывается способным с троить свою жизнедеятельность как развивающуюся на основе понимания ее законов.

Литература

  1. Аксючиц С.А. Задачный подход и его влияние на профессиональный рост учителя начальных классов // Школа будущего, 2018.
  2. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992.
  3. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
  4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
  5. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.
  6. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М.: Изд-во «Эгвес», 2011.
  7. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / – М.: Педагогика, 1973.
  8. Сманцер А.П., Рангелова Е.М. Основы превентивной педагогики: учеб. пособие. – Минск: БГУ, 2014.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Аксючиц С.А. Становление субъектной позиции учащихся в учебной деятельности // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 96-99.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки