Рефлексия пенсионеров прожитого как основа психологической безопасности личности

Бересток Татьяна Борисовна - аспирант МосГУ. Москва

Аннотация Проблема психологической безопасности пожилого человека – одна из самых актуальных проблем современного общества. В обществе наблюдается повышение психической напряженности, на фоне которой происходит ломка ранее устойчивых социальных установок и сложившихся стереотипов поведения, вызывающих ощущение неустойчивости окружающего мира и сопровождающихся внутренней психической напряженностью и отрицательными эмоциональными переживаниями. Человек чувствует свою социальную незащищенность, неуверенность в собственном будущем. Зачастую возникает угроза безопасности существования как личности.

Ключевые слова: пенсионер, пожилой ,возраст, рефлексия, ресурсы, активизация.

PENSIONERS' REFLECTION ON THE PAST AS THE BASIS OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE INDIVIDUAL

Berestok Tatyana Borisovna - post-graduate student, Moscow

Annotation The problem of psychological safety of an elderly person is one of the most urgent problems of modern society. In society, there is an increase in mental tension, against the background of which there is a breakdown of previously stable social attitudes and established patterns of behavior that cause a sense of instability of the surrounding world and are accompanied by internal mental tension and negative emotional experiences. A person feels his social insecurity, uncertainty about his own future. Often there is a threat to the security of existence as a person.

Keywords: pensioner, elderly ,age, reflection, resources, activation.

Проблема психологической безопасности пожилого человека – одна из самых актуальных проблем современного общества. Изучением данной проблематики занимались такие выдающиеся ученые, как А. Маслоу, З. Фрейд, Э. Фромм. Проблематика безопасности личности, являясь относительно новой для психологической науки, в настоящее время интенсивно развивается в рамках педагогической (И.А. Баева, Ж.А. Гаязова, В.А. Дмитриевский и др.), социальной (Г.В. Грачев, Г.В. Емельянов, В.Е. Лепский и др.), экстремальной (А.А. Деркач, Ю.Н. Казаков, И.А. Росляков) психологии, психологии личности (О.Ю. Зотова, Т.И. Колесникова, Т.М. Краснянская и др.). Проблему эмоционального благополучия в контексте психологической безопасности пожилых людей затрагивали такие отечественные ученые, как В.Д. Альперович, Н.М. Амосов, И.В. Давыдовский, Г.С. Никифоров, Е.И. Холостова, В.И. Слободчиков, И.И. Исаев и др. Пожилые люди представляют собой наиболее незащищенный слой населения, их психологическая безопасность является серьезной проблемой современного общества.

В экзистенциальной психологии (Ж.П. Сартр, М. Босс, Р. Мэй и др.) психологическая безопасность личности может быть соотнесена с процессами «зановорождения»: самопознанием, саморефлексией, осмыслением жизни и выбором жизненного пути, видением нового пути и полной ответственности за реализацию своих возможностей и предназначения [5]. Представители педагогического подхода (Н.А. Лызь, В.Г. Маралов, В.Н. Мошкин, А.Д. Тырсикова и др.) считают, что психологическая безопасность личности связана с поиском оптимальных средств социализации, развития, подготовленности к трудным жизненным ситуациям. Проблема готовности личности к обеспечению психологической безопасности рассматривается как личностная готовность и как готовность к деятельности, включающая сформированную потребность личности в безопасности, навыки безопасного поведения, знания о способах защиты, умения находить недостающие ресурсы для преодоления рисков психологическому благополучию, оценивать и корректировать сильные и слабые стороны своих эмоциональных состояний и действий [7].

Рассмотренные положения актуальны для понимания психологической безопасности личности с позиций важности активизации ресурсов ориентировки в новой жизненной ситуации и совладания с возникающими трудностями [12]. Психологическая безопасность может рассматриваться в пассивном аспекте самосохранения и защиты индивида от опасных внешних воздействий при помощи регламентированных мер и в активном аспекте как совокупность активных действий, предпринимаемых субъектом и личностью для их устранения. Кроме того, она предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на пожилого человека окружающей среды и его сопротивляемостью, готовностью и способностью сохранять адаптационную активность, работоспособность и здоровье. Мы будем опираться на трактовку психологической безопасности личности Т.М. Краснянской и В.Г. Тыльца, в соответствии с которой она представляет собой особое состояние динамического равновесия психологической защищенности и открытости действию различных экзо- и эндогенных факторов, не снижающего для нее возможность постоянного развития в направлении значимой жизненной цели [6].

Понятие «пенсионер» в настоящее время в обществе имеет крайне размытый характер и не имеет однозначного определения. По сей день продолжаются открытые дискуссии и споры среди ученых и специалистов. Но, все же, говоря о пожилом возрасте, мы четко представляем себе людей, проживших долгую жизнь [1]. Основные проблемы пенсионеров связаны с ухудшающимся состоянием здоровья, финансовыми трудностями и социальной адаптацией. Когда человек начинает стареть, его жизнь принимает определенные изменения во всех сферах: образ жизни, самочувствие, социальное положение, состояние здоровья [2]. Исходя из анализа всевозможных проблем лиц старшего возраста, можно систематизировать эти проблемы и подразделить их на четыре обширных группы: физиологические, психологические, социальные и экономические проблемы. Изменение социального статуса человека в старшем возрасте, которое, прежде всего, вызвано прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией определенных ценностных ориентиров, ограничением общения, а также самого образа жизни в целом, провоцирует и создает психологические барьеры и проблемы дальнейшей жизнедеятельности. Пожилые люди в определенный момент начинают понимать «потерю» социальной полноты жизни [3]. Ограничиваются связи с обществом, кажется, что жизнь принимает обедневший характер, появляется чувство «ненужности» и, что самое страшное, чувство одиночества. Порой это может привести к полной самоизоляции.

Учитывая то, что в современной психологической науке все чаще акцентируется внимание на поиске системных характеристик, психологическую безопасность пенсионеров можно определить, как интегративное психологическое свойство личности, характеризующее степень удовлетворенности ее базовой потребности в безопасности [13] и такую, которая диагностируется по интенсивности переживания психологического благополучия или неблагополучия. Рефлексивная деятельность с точки зрения психологии подразумевает понимание своего предназначения, анализ собственных нравственно-моральных принципов, переосмысление своих действий. Таким образом, человек смотрит на себя со стороны и оценивает адекватность своих поступков глазами окружающих [6]. В процессе рефлексии человек определяет свою уникальность и место в социальной среде. Рассматриваемое понятие оказывает влияние на самовосприятие индивида, его ответную реакцию на происходящее вокруг, принятие тех или иных решений и другие поведенческие аспекты. В контексте рассматриваемой проблемы авторы выделяют такие ее аспекты, как феномен сопротивления безопасности и иллюзии безопасности. Утверждается, что субъективизм отражения безопасности, обусловленный индивидуальными и типологическими особенностями человека, способен привести к образованию у него иллюзий безопасности [11]. Иллюзии безопасности рассматриваются ошибкой восприятия и оценки значимости параметров ситуации, которые могут представлять или не представлять угрозу.

В качестве главной психологической особенности пенсионеров может быть назван поиск смысла того, что уже прожито в жизни и доказательства обоснованности осмысленных жизненных ориентаций [4]. В возрасте 60-70 лет у человека появляется перспектива самооценки результатов прожитой жизни. Вера многих людей, что старость не может быть приятной, полезной, является ложной: если человек по жизни чувствует себя счастливым и уравновешенным, то старость будет гармоничным продолжением его жизни. Основная цель развития человека в пенсионном возрасте - осознать и принять тот факт, что полученный опыт значим, а его поступки в жизни принесли пользу как ему самому, так и окружающим людям [2].В контексте осмысления жизни отметим исследования В.Э. Чудновского. Он говорит о том, что «психология смысла жизни уходит своими корнями в известную проблему соотношения “внешнего” и “внутреннего”, проблему активности внутреннего, которое не является лишь “преломлением” внешних воздействий, а имеет свой непосредственный источник, свою внутреннюю логику развития. При этом следует иметь в виду направленность внутренней активности, ибо с переходом на более высокую ступень организации возрастают не только предпосылки позитивного развития, но и опасность деформации данного процесса» [14, с. 6]. Глубокое и всестороннее исследование феномена «смысл жизни» В.Э.Чудновским показало глобальность и роль этого особого психического образования в жизни человека и структуре его личности. Основные психологические характеристики феномена смысла жизни, в частности его субстанциальность: данный феномен является особым психическим образованием, имеющим свою специфику возникновения, свои этапы становления; приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, он может существенно влиять на жизнь человека [15].

Пенсия – это в некотором роде свобода, это начало новой жизни и новых возможностей. Важно правильно распорядиться этой свободой и научиться жить на пенсии активно, легко и радостно. В последние годы количество людей, которые на пенсии находят новые смыслы жизни, помогающие им полноценно жить, становится все больше. Можно сказать, что сейчас живет первое поколение, которое не считается старым в 50 лет. После выхода на пенсию многие из них находят работу, которая им по душе. Общение с детьми, внуками, в социальных сетях и в кружках художественной самодеятельности позволяет не отставать от ритма жизни и не сдаваться старости. Они каждый день делают гимнастику, совершают прогулки и не забывают контролировать свое здоровье. Это активные пенсионеры, отлично знающие, что жизнь после выхода на пенсию не заканчивается. Также данный тип пенсионеров положительно и с хорошими эмоциями оценивает прожитые годы, не жалеет о прошлых поступках, что также позволяет им ощущать себя, как взрослую, гармоничную личность и тем самым ощущать социальную защищенность, уверенность в собственном будущем.

Однако отмечается, что вышедшие на пенсию в своем большинстве предпочитают активному взаимодействию с новой жизненной ситуацией пассивное приспособление, а реальное прекращение профессиональной деятельности способствует формированию потребительской позиции. Среди работающих пенсионеров значительно больше людей с активной субъектной ориентацией, а среди неработающих – с пассивной объектной [8]. Установлено, что работающим пенсионерам свойственна приоритетная значимость ресурсов развития, для неработающим пенсионеров - ресурсов защищённости. Уровень психологической безопасности личности пенсионеров определяется спецификой характера и добровольности выбора трудового статуса, сохранением пенсионером профессиональной деятельности и приоритетом ресурсов развития [11].

Пенсионеры всегда живут в настоящем, но в этом самом времени находится достаточно много места для воспоминаний из прошлого и страхов из будущего. Проблема своеобразного ощущения времени для пенсионера достаточно распространенная. Они становятся более запасливыми и осторожными, жизнь становится плавной и планомерной. Пожилые люди начинают планировать и морально готовиться даже к самым элементарным действиям. Главной психологической проблемой пенсионеров становится поиск смысла прожитых лет. В такой период открывается перспектива взглянуть на прожитые годы. Склонность пожилых людей делиться воспоминаниями наиболее ярко отражает процесс осознания пережитого и стремления получить от молодого поколения подтверждения того, что жизнь все-таки прожита не зря. Острой проблемой может стать тот факт, что пожилой человек не ощутит удовлетворенность и счастье от жизни, что в дальнейшем чревато последствиями (уныние, глубокая депрессия и т.д.). По мере старения роль семьи в жизни пожилых людей значительно возрастает. При ухудшении здоровья, снижении мобильности и ограничении видов деятельности пожилой человек сосредотачивается на семейных делах. Семья при этом заменяет утраченные контакты.

Рефлексия пенсионеров прожитого оказывает огромное влияние на их жизнь и позволяет выполнять ряд важных для личности операций. В ходе самопознания прожитой жизни человек прислушивается к себе, получает понимание о своем поведении, у него развиваются способности к самоконтролю. В результате эти умения отражаются на качественных жизненных переменах. Для нерефлексирующего человека свойственно многократное повторение прежних ошибок вследствие незнания собственного устройства. С помощью самодетерминации пенсионер может прийти к пониманию собственных чувств в конкретный период своей жизни, обнаружению скрытых в подсознании слабостей, на которые оказывается внешнее влияние, развороту трудностей, переживаемых в данный момент жизни, в свою пользу (для самосовершенствования). Рефлексия пенсионерами прожитой жизни является одним из оптимальных и действенных методов достижения человеком гармонии внутри себя. Этот процесс дает представление о собственной сущности.

Определенную проблему в психологической безопасности личности представляет собой стереотипное мышление, которое появляется у пенсионеров. У пожилых людей появляется повышенная серьезность, пониженное чувство юмора, обида, беспокойство и недоверие. Многие пожилые люди начинают страдать психосоматическими заболеваниями, они как бы убегают от себя и от осознания того, что больны. В противном случае пенсионеры свыкаются с ощущением постоянной болезни, считая это нормой в своем возрасте. Основные причины таких состояний заключаются в ложных установках, неудовлетворенных амбициях и психоэмоциональном стрессе.

У некоторых пожилых людей не обнаруживаются болезни, однако они продолжают моделировать свое состояние, пытаясь привлечь внимание близких и оставаться в центре внимания. Зависимость от других людей стирает границы ментальной реальности у пожилых людей, нарушая психологическую безопасность, поэтому они испытывают стресс и часто испытывают синдром «мученика». Симптомы этого синдрома проявляются в том, что, страдая заболеваниями (реальными или воображаемыми), человек начинает переводить свои болезненные переживания для других, в том числе для того, чтобы подчеркнуть собственную значимость. Э. Берн назвал этот синдром Сизифовым сценарием. Обычно синдром «мученика» наблюдается у матерей-одиночек старшего возраста, которые стремятся таким образом повлиять на ход взрослой жизни своих детей. Пожилым людям нужно чувствовать внимание и понимание изменения их статуса молодыми людьми. Вызовы старости достаточно драматичны, а ответы на них должен дать сам человек. Многое зависит от его индивидуальных особенностей, образования, жизненного опыта и приоритетных духовных ценностей. То, как пенсионер принимает наступление старости, является осознанным личным выбором, и человек, безусловно, имеет право жить и думать так, чтобы это делало его жизнь комфортной и счастливой.

Таким образом, очень важно научиться ценить и любить каждый этап своей жизни, с радостью и предвкушением встречая каждый «переход». Понимать, что в зрелости вся наша внутренняя красота, весь бесценный опыт прожитой нами жизни и накопленная мудрость, наконец-то, начинают проявляться и становиться видимыми окружающим. Это и называется светом зрелости, венцом всех наших достижений.

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2012. 340 с.
  2. Альперович В.Д. Геронтология. старость. Социокультурный портрет. М.: Академия, 2011. 270 с.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 282 с.
  4. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Адаптационные сценарии концепции личной безопасности // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E: Педагогические науки. 2018. №7. С.69-74.
  5. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Методологические подходы к исследованию информационно-психологической безопасности // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. №5. С.54-61. DOI: 10.17805/trudy.2020.5.6
  6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. 2016. № 1 (47). С. 37-43.
  7. Малышева Е.Ю., Табунов И.А. К проблеме формирования готовности личности к обеспечению собственной безопасности // Всероссийская научно-практическая конференция «Череповецкие научные чтения - 2013».Череповцы, 2013. С. 118-120.
  8. Никонова Э.И. Место и роль пожилых людей в современном российском обществе // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: социальные науки. 2007. №3. С. 76-81.
  9. Проблемы психологической безопасности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 440 с.
  10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Психология развития человека. Психология человека в образовании. Учеб. пособие для педвузов. В 3 т. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. Т. 1. 298 с.
  11. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности пенсионера в условиях социального выбора // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. 2018. Т. 8. №1. С. 144-154.
  12. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Персональные концепции безопасности субъектов адаптации к экстремальным условиям жизнедеятельности // Социально-психологическая Адаптация мигрантов в современном мире. Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (Пенза, 27-28 марта 2020 г.). Отв. ред. В.В. Константинов. Пенза: Изд-во «Перо» (Москва), 2020. С. 217-225.
  13. Тылец В.Г., Краснянская Т.М., Иохвидов В.В. Темпоральные маркеры психологической безопасности субъектов поздних периодов жизни // Проблемы современного образования. 2019. №4. С. 84-97.
  14. Чудновский В.Э. смысл жизни: некоторые итоги и перспективы исследования. // Психологический журнал, Т. 36, № 1, 2015. С. 5-19.
  15. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избр. труды. М.; Воронеж: Изд. дом РАО, 2006.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Бересток Т.Б. Рефлексия пенсионеров прожитого как основа психологической безопасности личности // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 266-271.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки