Психологические проблемы в принятии материнской идентичности современными женщинами

Андрияничева Майя Андреевна − аспирант кафедры Психологии Института гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВО «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Аннотация Статья посвящена анализу теоретических исследований о материнской идентичности современных женщин, понимания современными женщинами своей материнской роли, как одного из смыслов жизни. В данной работе отображены основные проблемы современных женщин в связи с принятием материнской идентичности, собственной материнской роли, а также понимания своего смысла жизни в реализации материнского потенциала.

Ключевые слова: идентичность, материнская идентичность, материнская роль, принятие материнской идентичности, проблемы принятия материнской идентичности.

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS IN ACCEPTANCE OF MOTHER'S IDENTITY BY MODERN WOMEN

Andriyanicheva Maya Andreevna - Post-graduate student of the Department of Psychology of the Institute of Humanities and Social Sciences of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «TULA STATE UNIVERSITY»

Abstract The article is devoted to the analysis of theoretical studies on the maternal identity of women, the understanding by women of their maternal role as one of the meanings of life. This work reflects the main problems of women in connection with the adoption of maternal identity, their own maternal role, as well as understanding their meaning of life in realizing maternal potential.

Keywords: identity, maternal identity, maternal role, acceptance of maternal identity, problems of acceptance of maternal identity.

Современный мир создает во многом равные условия для личностного развития женщин и мужчин. Поэтому не секрет, что происходит заметная трансформация во взглядах и личностных установках у современных женщин, которая создает условия для значительного изменения взглядов женщин на материнство, как психологическое состояние, как форма социального статуса, как форма личностной идентичности. В этой связи у части женщин появляется внутренняя психологическая позиция свободы действий и выбора таких стратегий поведения, которые больше присущи именно мужчинам: быть руководителем организации, занимать ведущую роль добытчика в супружеской паре, нести главную ответственность за достаток семьи. Но для отечественных ментальных установок лидерская позиция женщины в семье не особо приемлема, поэтому смещение акцентов в области понимания важности материнства и принятия женщиной своей материнской идентичности приводит к появлению целого ряда социально-психологических противоречий. Данный факт указывает на то, что исследование материнской идентичности современной взрослой женщины привлекает все большее внимание у многих ученых.

Изучение материнской идентичности также непосредственно связано с двумя смежными явлениями: идентичностью личности в целом и через призму возрастно-психологических особенностей развития личности. При этом феномен идентичности в современной психологии развития чаще всего раскрывается как определение человеком своей принадлежности к различного рода социальным, экономическим, этническим, политическим, национальным, культурологическим, языковым, религиозным, расовым группам других людей, объединений. При раскрытии особенностей идентичности личности внимание обращается на позиции Э. Эриксона, утверждавшего, что данный феномен заключает в себе тождественность человека самому себе или твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя. Это субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности [6].

В отличие от идентичности материнская идентичность женщин заключается в принятии женщиной на себя роли матери, психологической зрелости и готовности к материнству, отнесения себя к группе людей, обладающих возможностями деторождения и воспитания детей. Изучению особенностей материнской идентичности в отечественной психологии особе внимание уделено психологом А.Е. Захаровой [1, 2].. Автор, изучая особенности протекания периода беременности у женщин отмечает, что «…осознание женщиной своей материнской идентичности влечет за собой возрастание ее самоценности. Отношение же к ребенку начинает активно формироваться лишь на поздних сроках беременности в связи с появлением субъектного к нему отношения» [1, с. 1235].

Другой психолог – Т.В. Леус в своих научных позициях, касающихся роли и образа матери, отражает мысль о том, что «…Образ матери и материнской роли можно раскрыть как сложное психическое образование, представляющее собой репрезентированную в сознании проекцию ценностно-смысловых и качественных характеристик материнского поведения и мировосприятия, представленных на разных иерархически заданной системы отражения: перцептивном, понятийном и амодальном» [4, с. 12].

Исходя из вопроса, почему женщины хотят быть матерями, психолог Н. Чодороу, отмечает, что «отвергая стандартные объяснения этого феномена (что женщины предназначены быть матерями самой природой, и что общество вынуждает женщин быть матерями), она также обращается к анализу пре-Эдиповой стадии, которую девочки и мальчики переживают по-разному. … Для отношений дочери и матери характерен симбиоз и идентификация – и, хотя они слабеют во время Эдиповой стадии, но не разрушаются» [5, с. 116].

В целом, обращаясь к вопросам материнской идентичности, стоит отметить, что в процессе возрастного взросления девочки проходят ряд этапов формирования у себя материнской идентичности уже с детских лет. Первоначальное взаимодействие девочки с мамой уже является первоосновной для получения и закрепления первичных знаний о материнской роли и потенциале женщины, потенциале мамы. И от того, как к девочке в детстве относится мама зависит то, как сама эта девочка, уже повзрослев будет формировать свои отношения с детьми. Именно в детские годы каждая девочка проходит через так называемый этап моделирования своей материнской идентичности через сюжетно-ролевые игры (игра в дом, игра в семью, игра в дочки -матери). И в случае, когда на детском этапе жизни девочка не проходит через такое моделирование, а играет в игры, характерные для мальчиков, это создает первичные предпосылки для появления проблем с формированием и принятием в будущем материнской идентичности. Иными словами, первичной проблемой взрослых женщин в проявлении и принятии своей материнской идентичности является отсутствие или неполноценная проработка азов материнского комплекса, понимания материнской роли в детские годы.

Еще одним важным периодом в жизни любой женщины является период полового созревания, когда происходит дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер жизни. И в этот период девушке важно понять в своем сознании, разделить, а затем интегрировать ценности половой жизни и материнства. Период полового созревания можно назвать началом очень большого личностного роста человека, когда человек уже начинает осознавать и обдуманно принимать решения, которые будут влиять в будущем на личностное развитие. Сам факт осознания девушкой в период своего полового созревания своей половой идентичности, своей материнской и женской идентичности в целом направлен на принятие ею своих позиций в социокультурном пространстве. В практической плоскости нередко встречаются ситуации, когда в период полового созревания девушка не проходит через осознание вышеперечисленных аспектов, что в итоге закладывает проблему в формировании мотивационно-смысловой сферы материнства уже во взрослом возрасте. Исходя из вышесказанного, второй важной проблемой в формировании и проявлении материнской идентичности у женщины является отсутствие четко выстроенной мотивационно-смысловой системы понимания материнской и половой роли женщины.

Следующим и очень значимым периодом в жизни женщины является собственно период беременности, рождения и воспитания ребенка. Весь этот период подразделяется также на другие этапы. В целом данный период протекает в то время, когда женщина прошла половое созревание и находится во взрослом возрасте. Этот длительный период жизни связан с протеканием беременности, когда у женщины формируется ее отношение к своему ребенку на фоне происходящих в организме изменений, действительное принятие / непринятие женщиной своей материнской роли. А непосредственно в период воспитания ребенка уже может наблюдаться форма реализации материнской идентичности, характер принятия женщиной своей идентичности как матери. Стоит отметить, что на основе выделенных выше проблем во взрослом периоде в сознании женщины могут возникнуть сложности в проявлении своей материнской идентичности, в полном принятии своей идентичности. Иными словами, третьей проблемой в принятии материнской идентичности женщин уже во взрослом периоде жизни может стать психологическая личностная незрелость. Одной из таких предпосылок для закрепления обозначенной проблемы во взрослом возрасте может быть нежелание и не готовность женщиной брать ответственность за жизнь другого человека. Также важной предпосылкой для закрепления такой проблемы может стать непонимание социальной важности своего жизненного пути в роли матери, самоактуализации себя в новой сфере деятельности. Стоит отметить, что психолог М.В. Клементьева отмечает тот факт, что «…Социокультурный контекст, в котором осуществляется жизненный путь, необходимость соотнесения реальных условийи жизненных устремлений, разделения своего опыта с другим человеком и интеграции, готовность к самоактуализации в момент жизненного выбора неизбежно связаны с включением социально-исторического знания в содержание представлений человека о жизненном пути, что дает новое понимание собственной автобиографии и обязательно рождает намерение объективировать свое представление в форме жизненного нарратива, понятного другим людям» [3, с. 360]. Исходя из приведенного высказывания, можно утверждать, что принятие женщиной материнской идентичности является осознанным шагом со стороны женщины в сторону изменения своей автобиографии и объективизации жизненного нарратива.

Анализ различных социологических и психологических исследований последних десятилетий дает возможность понять то, что современные женщины зачастую не готовы нести ответственность за жизнь маленького человека в силу собственного нежелания уделять этому время, из-за наличия страха не справиться с поставленной задачей, из-за наличия психофизиологических проблем, из-за понимания особенностей своей генетической природы (например, наличие серьезных заболеваний, передаваемых генетически ребенку), из-за наличия трансформации взглядов социума на отношения между мужчиной и женщиной и многое другое. В целом стоит отметить, что внешних факторов, которые оказывают влияние на незрелость женщины к принятию материнской идентичности, может быть разное количество. Но главным является то, что это воздействует на конечный результат желания женщиной принять на себя роль матери, реализовать свой материнский потенциал и принять свою материнскую идентичность.

Таким образом, исследование вопросов принятия материнской идентичности современными женщинами во взрослом возрасте можно назвать одним из интереснейших направлений научных исследований. Проблемы с принятием материнской идентичности все чаще и больше проявляются в поведении и сознании современных женщин. Происходит это в силу разных причин и факторов воздействия. Но ясно одно: чем больше будет исследований, практических рекомендаций по преодолению проблемы принятия материнской идентичности, тем больше современный социум может оказать помощь женщинам в решении этой проблемы.

Литература

  1. Захарова Е.И. Условия становления материнской идентичности / Е.И. Захарова, Ю.А. Торчинова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1234-1239.
  2. Захарова Е.И., Кукушкина Н.С. Диагностика ценностной направленности матери // Психологическая диагностика. 2005. № 4. С. 75-93.
  3. Клементьева М.В. Я и Другой: отраженные в биографической рефлексии / М.В. Клементьева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Т.8. Вып.4. С. 358-369.
  4. Леус Т.В. Представление женщины о себе как о матери до и после родов: автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 2001. 34 с.
  5. Чодороу Н. Воспроизводство материнства. Психоанализ и социология гендера: Пер. с англ / Н. Чодороу. М.: «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. 496 с.
  6. Эриксон Э.Х. ть: юность и кризисИдентичнос. М.: Прогресс, 1996.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Андрияничева М.А. Психологические проблемы в принятии материнской идентичности современными женщинами // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 259-263.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки