Параметры университетского образования для работы с родителями школьников

Чавдарова-Костова Сийка Георгиева (София, Республика Болгария), доктор педагогических наук, профессор, Софийский университет «Св. Климент Охридски», Факультет педагогики.

Аннотация. В статье представленый основные параметры подготовки студентов – педагогов Факультета педагогики, Софийското университета «Св. Климента Охридского» за професиональное взаимодействие с родителями. Представлен опыт обучения по предмету «Семейная педагогика», а также результаты эмпирического исследования взаимодействия учителей – родителей в Болгарии.

Ключевые слова: подготовка учителей, родители, взаимодействие.

PARAMETERS OF UNIVERSITY EDUCATION FOR WORKING WITH PUPILS` PARENTS

Chavdarova-Kostova Siyka Georgieva (Sofia, Republic of Bulgaria), Profеssor, Doctor of Pedagogical Sciences, Sofia University “St. Kliment Ohridski”, Facuty of Pedagogy.

Abstract. Basic parameters of education of students – future pedagogues in the Faculty of pedagogy, Sofia university “St. Kliment Ohridski” for professional interaction with parents, are presented in this paper. The experience in teaching the subject “Family pedagogy” is presented, as some results from an empirical research for interaction teachers – parents in Bulgaria.

Keywords: teacher training, parents, interaction

Взаимодействие между семьей и школой является серьезной проблемой в наше время. Изменения в социальной жизни, развитие технологии, сокращение числа детей в семье, осуществление инклюзивного образования для детей со специальными образовательными потребностями, увеличение числа детей в школах – мигрантов и из меньшинств, увеличение числа детей, о которых заботятся другие члены семьи из-за отсутствия родителей, отражаются непосредственно на особенностях общения между преподавателями и родителями. Учителя все чаще делятся своими трудностями в общении с родителями, а также становятся более заметными проявления недоверия со стороны родителей к школе и детскому саду. Достаточно упомянуть о случаях, когда болгарские родители ставят записывающие устройства у своих детей или в каком-то месте в детском саду, после чего сделанные записи получают гласность в средствах массовой информации с критикой использованных методов и подходов к детям со стороны учителя и его помощника.

С другой стороны, бесспорными являются достижения партнерства между школами/ детскими садами и семьями. Применяются эффективные методы вовлечения родителей в различные виды деятельности, есть взаимопонимание и помощь между двумя сторонами. В этой ситуации динамизма и разнообразия взаимоотношений между семьей и учителями подготовка будущих педагогов с точки зрения их взаимодействия с родителями требует оптимального достижения дифференциации для того, чтобы полностью ответить на вызовы современной ситуации.

В статье представлен опыт, накопленный в последние годы в подготовке студентов-педагогов по обязательной дисциплине «Семейная педагогика», которую они изучают уже в начале обучения в качестве бакалавра (на первом курсе – регулярное обучение или два курса заочного обучения). Эта дисциплина отражает как научно-теоретические достижения, так и проблемы ежедневного взаимодействия в семье в ее различных проявлениях. Учебное содержание направлено на то, чтобы ориентировать учащихся на различные проблемы, связанные с воспитанием детей в семейной среде, а также формирование навыков анализа ситуаций, в которых субъекты являются разными представителями семьи. Содержание учитывает потребности будущих специалистов в подготовке к решению проблем взаимоотношений взрослых и детей в семье с учетом специфики и особенностей развития детей.

Поэтому среди ожидаемых результатов обучения дисциплины – овладение студентами базового концептуального аппарата семейной педагогики, знание основных проблемных областей семейной педагогики, формирование навыков для анализа ситуации с воспитательным характером в семейной среде с учетом своей собственной мотивированной позиции по проблемам семейной педагогики.

Содержание учебной программы отражает именно современные потребности практики взаимодействия между школой и семьей. Их значимость устанавливается эмпирически в исследовании, сделанным командой преподавателей Факультета педагогики Софийского университета «Св. Климента Охридского» по заказу Министерства образования и науки, направленном на установление педагогического взаимодействия «семья –образовательные учреждения – социальная среда» (Чавдарова-Koстова С., Господинов Б., Мизова,Б., 2018).

Интерес представляют мнения учителей о родителях. Они измеряются в пятиступенчатой шкале, где 1 – «полностью не согласен», 5 – «полностью согласен»:

– Забота о здоровье детей – 3,96;
– Слишком придирчивый к школе и учителям – 3,80;
– Слишком устали от ежедневных обязательств по обеспечению семьи – 3,78;
– Полный напряженности, что отражено в его контактах с преподавателями – 3,38;
– Обеспокоен образованием своих детей – 3,28;
– Готовность к участию в мероприятиях в поддержку инициатив на уровне класса – 2,81;
– Прислушивается к рекомендациям преподавателей – 2,76;
– Агрессивный по отношения к учителям – 2,75;
– Отвечает требованиям школы – 2,71;
– Проявляет уважение к профессионализму учителей – 2,64;
– Уделяет достаточно внимания своим детям дома – 2,57;
– Помогает своим детям в школьных обязанностях – 2,41;
– Готовы участвовать в мероприятиях в поддержку школьных инициатив – 2,35;
– Обладает хорошей педагогической компетентностью – 1,88.

Комментарий Б. Господинова по случаю представленных результатов заключается в том, что «независимо от признания напряженной и утомительной повседневной жизни, связанной с обеспечением семьи, по словам учителей, от современного болгарского родителя можно желать гораздо большего в направлении построения адекватного отношения к учителю и школе как к институту». С другой стороны, «мнения родителей о преподавателях и особенно о школе не особенно отличаются от мнений учителей о родителях» (Чавдарова-Костова С., Господинов Б., Мизова Б., 2018, с. 37, 38). Ниже приведена конкретная иллюстрация этого заявления:

« – Болгарский учитель является хорошим профессионалом в конкретной предметной области, которую он преподает, – 3,85;
– Болгарский учитель – хороший педагог – 3,35;
– Болгарский учитель подходит к детям индивидуально с учетом их потребностей и способностей – 2,95» (Чавдарова-Костова С., Господинов Б., Мизова Б., 2018, с. 40).

С точки зрения подготовки будущих педагогов к работе с родителями крайне необходимо учитывать потребности родителей в общении с преподавателями. Иллюстрацией этих потребностей является ответ на соответствующий вопрос в настоящем исследовании: «Какие наиболее распространенные причины, требующие общения с учителями/школой ваших детей?» являются: 1 – «самыми редкими»; 5 – «наиболее распространенными».

Ниже представлены результаты ответов родителей:

– Трудности и/или неудовлетворительные достижения ребенка по одному предмету – 2,60;
– Проблемы ребенка с адаптацией в школе (тревожность, беспокойство, агрессия, непонимание с одноклассниками и др.) – 2,56;
– Проблемы с мотивацией ребенка к обучению определенным предметам – 2,29;
– Обсуждение адекватности профилирования и обучения по предметам по выбору, а также по учебному плану школы для ребенка – 2,24;
– Трудности и/или неудовлетворительные достижения ребенка по нескольким предметам – 2,16;
– Проблемы с дисциплиной и поведением ребенка во время и за пределами учебных занятий – 2,12;
– Обсуждение и планирование образовательной и профессиональной карьеры моего ребенка – 2,06;
– Исключительный Талант моего ребенка – 1,83;
– Особые образовательные потребности моего ребенка – 1,68;
– Проблемы отсутствуют – 1,60.

По словам Б. Господинова, эти результаты являются тревожными, поскольку они «показывают, что, по мнению родителей, нет никакой насущной необходимости в регулярном общении с преподавателями, особенно с негативным впечатлением от низких оценок, необходимости такого общения по проблемам, связанным с дисциплиной и поведением детей во время занятий, с их способностями (одаренностью, талантом) или специальными образовательными потребностями, а также с отсутствием проблем» (Чавдарова-Костова С., Господинов Б., Мизова Б., 2018, с. 44].

Сравнение с мнением преподавателей по этому вопросу свидетельствует о наличии четких различий, что требует соответствующих размышлений относительно эффективности взаимодействия между преподавателями и родителями. Результаты опроса родителей по тому же вопросу отражает следующий рейтинг, иллюстрирующий различия в мнении учителей и родителей:

– Проблемы с дисциплиной и поведением школьника во время занятий и за пределами – 4,33;
– Проблемы ученика с адаптацией в школе (тревожность, беспокойство, агрессия, непонимание с одноклассниками и т.д.) – 3,88;
– Трудности и/или неудовлетворительные достижения школьника по одному или нескольким предметам – 3,85;
– Проблемы с мотивацией школьника к обучению определенным предметам – 3,76;
– Информирование о предстоящих важных общеобразовательных или классовых мероприятиях – 3,73;
– Проблемы отсутствуют – 3,56;
– Специальные образовательные потребности некоторых школьников – 2,96;
– Исключительный Талант некоторых школьников – 2,90;
– Дискусии с родителями по темам образовательного характера, например, об адекватности профилирования и обучения предметам по выбору, а также по учебному плану школы – 2,66;
– Обсуждение и планирование учебно-профессиональной карьеры школьников – 2,62 (Чавдарова-Костова С., Господинов Б., Мизова Б., 2018, с. 45).

Эти данные свидетельствуют о сложности и многомерном взаимодействии между учителями и родителями. Сегодня это чрезвычайно сложно из-за существенных факторов, влияющих на развитие семьи как социальной формы сожительства, которая вступает в различные отношения с другими компонентами социальной среды, среди которых и учебные заведения – детские сады и школы. Я представляю некоторые из обобщеных выводов, сделанных мною в отношении современного статуса семей в обществе, которые следует принимать во внимание при планировании и организации взаимодействия с ними в детских садах и школах:

Эффективное взаимодействие с родителями сегодня подразумевает учет комплекса факторов, влияющих на возможность семьи в полной мере воспитывать детей:

  • Продолжительное отсутствие вне семьи из-за трудовых обязательств, которое определяет время, когда родители могут посвятить воспитанию своих детей. Увеличение этой продолжительности по социально-экономическим причинам – финансовая поддержка семейного бюджета (включая работу за рубежом) – отрицательно сказывается на возможностях ежедневной связи между родителями и детьми, в рамках которых возможно своевременное реагирование на проблемные ситуации, эмоциональные состояния, потребности детей.
  • Повышение вариативности партнерских отношений между родителями в семье – брак или несупружеские отношения (включая увеличение количества разводов и разделов, а также результаты этого процесса – увеличение числа одиноких родителей и реконструированных семей) – влияют на эмоциональное состояние детей и их чувство безопасности и стабильности, что, в свою очередь, оказывает влияние на их поведенческие проявления, в том числе на их учебную деятельность, мотивацию и достижения.
    С учетом этой динамики подразумевается более глубокое понимание как поведения детей, так и их родителей, особенно в критические периоды, а также оказание при необходимости психологической и педагогической поддержки педагогическим советником, школьным психологом, классным руководителем, учителями.
  • Сегодня семьи различаются по разлиным критериям, касающимся социально-экономического положения (образование, профессия, семейный доход, жилая площадь), социально-культурными различиями (этнические, религиозные, национальные, языковые), состоянием здоровья детей или родителей, составом семьи (один или два родителя) количеством детей (один или более) и т.д. Это подразумевает избежание универсальности подхода к работе с детьми и родителями различных типов семей.

Индивидуальный подход необходим как ребенку, так и его родителям или другим взрослым, которые заботятся о нем, что подразумевает получение необходимой информации со стороны образовательной институции об основных характеристиках соответствующих семей, имеющих важность для развития ребенка (Чавдарова-Костова С., Господинов Б., Мизова Б., 2018, с. 31, 32).

Сформулируемые выше выводы имеют прямую связь с изучаемым учебным содержанием по обязательной дисциплине «Семейная педагогика» для студентов специальностей «Педагогика» и «Неформальное образование» факультета педагогики Софийского университета «Св. Климента Охридского».

Основные темы, которые изучаются в университете:

– Специфика процесса воспитания ребенка в семейной среде.
– Детерминанты воспитания ребенка в семейной среде.
– Родители как модель поведения для ребенка. Основные особенности коммуникационного процесса между членами семьи.
– Отношения между детьми в семье.
– Семья с одним ребенком – специфика воспитательного взаимодействия.
– Семья с одним родителем – проявления, специфика воспитательного взаимодействия.
– Вновь сформированные из предыдущих семей – типология, специфика воспитательного взааимодействия.
– Родительские модели поведения в семьях с одаренными детьми.
Воспитание ребенка с особыми образовательными потребностями.
– Отражение социокультурной принадлежности семьи на Воспитание детей.
– Отражение социально-экономического положения семьи на Воспитание.
– Предки и Воспитание детей в семье.
– Модели родительского поведения при взаимодействии со школой.
– Педагогическая культура родителей – сущность, содержание.

В семинарах изучаемые темы конкретизируются, и студенты стимулируются к выполнению переноса теоретических концепций в практику семейного воспитания и взаимодействия с родителями. Например, обсуждаются такие темы:

– Семейные отношения в теоретических концепциях.
– Техники семейной психотерапии, связанные с воспитанием в семейной среде.
– Конфликты в процессе воспитания ребенка в семейной среде.
– Типологии семей с детьми – воспитательные возможности и ограничения.
– Положительные и отрицательные модели родительского поведения для детей.
– Научно-популярная литература для родителей – типология, характеристики.
– Положительные стороны и ограничения конкретных форм взаимодействия между семьей и образовательными институтами.

Для того, чтобы облегчить студентам обучение, был подготовлен профиль учебной дисциплины в электронной системе Moodle (при поддержке Факультета педагогики), где были загружены материалы в дополнение к информации об образовательном содержании и список литературных источников, а также значительное число образовательных ресурсов – статьи преподавателя курса и презентации. В целях облегчения доступа студентов к новейшей информации о проблемах, обсуждаемых в рамках обучения, была издана монография в издательстве Софийского университета (Чавдарова-Koстова С., 2017).

Интерес студентов к курсу «Семейная педагогика» неоспорим. Каждый из них использует сквозь призму жизни в своей семье информацию, полученную во время лекций и дискуссий во время семинаров. Поэтому эффективность обучения этой дисциплины в два раза выше – как в контексте подготовки к профессиональному общению с родителями, так и в личном плане, например, понимание многомерного влияния семейных отношений на развитие детей.

Литература

  1. Чавдарова-Костова С. Воспитание в структуре семейных отношений. – Университетское издательство «Св. Кл. Климент Охридского», 2017.
  2. Чавдарова-Костова С., Господинов Б., Мизова Б. Состояние педагогического взаимодействия «семья – учебные заведения – социальная среда». Результаты одного исследования. – Годишник «Св. Климент Охридского», Книга Педагогика, Т. 111, 2018, с. 5–109.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Чавдарова-Костова С.Г. Параметры университетского образования для работы с родителями школьников // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 84-88.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки