Особенности смысложизненных ориентаций, возникающие в период неопределенности – пандемии covid-19

Эркенова Светлана Аубекировна, Симакина Алиса Алексеевна – студенты 1-го курса кафедры психологии и педагогической антропологии Московского Государственного Лингвистического Университета; Москва, ул. Остоженка д.38
Научный руководитель: преподаватель кафедры психологии и педагогической антропологии, Т.А. Дворецкая

Аннотация В статье представлен анализ особенностей смысложизненных ориентаций людей в условиях пандемии. В ходе исследования коронавирус рассматривается как фактор влияния на динамику смысложизненных ориентаций. В результате исследования были получены данные по показателям СЖО и шкале толерантности к неопределённости.

Исследование показало, что респонденты, заразившиеся COVID-19, склонны считать, что их жизнь вышла из-под контроля, процесс жизни для них не так интересен, а показатель осмысленности ниже, чем у людей не переболевших. Люди, чьи родственники болели COVID-19, имеют меньший интерес к жизни и негативно относятся к неопределенностям, чем люди, чьи родственники не болели этой болезнью.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, толерантность к неопределённости, осмысленность, коронавирус, интерес к жизни.

FEATURES OF LIFE-MEANING ORIENTATIONS THAT ARISE DURING THE TIME OF UNCERTAINTY – THE COVID-19 PANDEMIC

Erkenova Svetlana Aubekirovna, Simakina Alisa Alekseevna – 1st-year students of the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology of the Moscow State Linguistic University; Moscow, Ostozhenka str., 38
Academic adviser: Teacher of the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, T.A. Dvoretskaya

Abstract The article presents an analysis of the features of the life-meaning orientations of people in the context of the pandemic. During the research, coronavirus pandemic is considered as an aspect of life that influences the dynamics of life-meaning orientations. After conducting the study data were obtained on the parameters of the life-meaning orientations and on the tolerance to uncertainty.

The study showed that respondents infected with COVID-19 tend to believe that their life is out of control, the process of living is not so interesting for them, and the index of meaningfulness is lower than the one for people who have not been ill. People whose relatives have had COVID-19 have less interest in life and have a negative reaction to uncertainties than people whose relatives have not had the disease.

Keywords: life-meaning orientations, tolerance to uncertainty, meaningfulness, coronavirus, interest in life.

Пандемия коронавирусной инфекции, начавшаяся в декабре 2019 года, изменила привычный ритм жизни людей по всему миру. Период самоизоляции повлиял на многие аспекты человеческой жизни, но в нашем исследовании мы рассматриваем коронавирус как фактор влияния на психическое состояние человека. Введенные карантинные меры повысили уровень фрустрации, тревожности и эмоционального истощения. Похожую ситуацию описал Виктор Франкл, наблюдая состояние “неопределённости конца” у заключённых в концлагере [4]. Сейчас же из-за отсутствия достоверной информации и эффективного лечения человек был вынужден жить в состоянии неопределенности. Все это сформировало критическую ситуацию для человека, которая поспособствовала актуализации мыслей о смерти и переосмыслению собственного существования.

В статье представлен анализ особенностей смысла жизни человека при столкновении с неблагоприятными условиями. В нашем исследовании мы брали во внимание эмоциональные и волевые психические состояния, а именно адаптационные способности человека принимать неопределенность. Исходя из актуальности данной проблемы, мы исследовали смысложизненные ориентации людей в неопределенных ситуациях и толерантность к подобной неопределенности.

смысл жизни является одной из традиционных проблем, которая рассматривается специалистами гуманитарных наук, таких как философия, социология, теология и психология. Размышлял на эту тему и выдающийся философ Мартин Хайдеггер [5]. Он считал, что имеются два состояния существования: состояние забвения бытия и состояние сознавания бытия. Многие из нас живут в состоянии забвения, погруженные в повседневную рутину и не осознающие скоротечность жизни, когда, на самом деле, важно брать ответственность за свое бытие. С другой стороны, пребывая в состоянии сознавания, человек испытывает глубокий интерес к происходящему вокруг, живя настоящим и используя свой потенциал. Хайдеггер считал, что, лишь пережив критический опыт, который дает стимул к личностному изменению, человек может перейти из модуса ложного существования в истинный. Тем самым он начинает осмыслять своё существование, и эта осмысленность, как утверждал Франкл, проявляется в заполненной делами жизни [4]. смысл жизни в контексте нашего исследования это субъективное представление человека о своем предназначении. Благодаря ему человек совершает свою деятельность и решает жить определенном образом.

Понятие смысла жизни хорошо раскрывается в книге американского психиатра Ирвина Ялома [7]. В ней он указывает, что истинный смысл жизни человека раскрывается перед осознаванием ее конечности. И. Ялом приводит примеры из его практической деятельности психолога, когда клиенты, проживая экстремальный опыт, становились более осознанными. В.Э.Чудновский подчеркивал, что нередко неблагоприятные обстоятельства могут быть “катализатором” поиска смысла жизни. «Именно в тот момент, когда сгущаются тучи, когда следующие один за другим удары судьбы уводят почву из-под ног, когда кажется, что продолжать жизнь бессмысленно - именно в этот момент обостряется “задача на смысл”» [6, с. 14].

Сегодня таким неблагоприятным для человека обстоятельством является пандемия коронавируса, которая погрузила весь мир в состояние неопределенности. Уровень адаптации людей к подобным критическим ситуациям варьируется. Именно поэтому мы решили исследовать толерантность к неопределенности в условиях коронавируса. Данный термин был описан американским психологом Д. МакЛейном как спектр реакций на стимулы, которые воспринимаются индивидом как незнакомые, сложные, изменчивые или дающие возможность несколько принципиально различных интерпретаций [3]. Д.А. Леонтьев в этой связи пишет: «На протяжении XX века мы наблюдаем в науках о человеке разные проявления движения в направлении от понимания мира как прочного, стойкого, предсказуемого, управляемого и детерминированного к пониманию его как в большей своей части неуправляемого, недетерминированного, непредсказуемого, неоднозначного» [2].

Нами были выдвинуты гипотезы о том, что смысложизненные ориентации переболевших вирусом людей отличаются от тех, кто не переболел; осмысленность жизни переболевших вирусом людей отличаются от тех, кто не болел; отношение к ситуациям неопределённости может варьироваться в зависимости от возраста и от того, коснулся ли человек непосредственно болезни.

Целью нашего исследования является изучение смысложизненных ориентации людей в условиях пандемии. Объектом исследования является смысловая сфера личности. Предмет исследования - особенности смысложизненных ориентаций в условиях пандемии.

Выборку исследования составили 65 человек, в составе мужчин (33,8% – 22 человека) и женщин (66,2% – 43 человека). Были выделены три возрастные категории: люди моложе 30 (23,1% – 15 человек); люди в возрастном диапазоне от 30 до 50 лет (60% – 39 человек); люди старше 50 (16,9% – 11 человек). Важнейшие критерии, характеризующие выборку, показали, что 69,2% (45 человек) опрашиваемых не болели коронавирусом, а 30,8% (20 человек) болели. По показателю перенесенной болезни у родственников 56,9% (37 человек) ответили, что их близкие не болели, у 30,8% (20 человек) родственники болели в легкой форме, у 9,2% (6 человек) - в тяжелой форме, у 3,1% (2 человека) - болели бессимптомно.

В качестве диагностического инструментария использовались методики: «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д.А. Леонтьева [1], направленный на выявление особенностей смысложизненных ориентаций разных групп респондентов; шкала толерантности к неопределенности МакЛейна в адаптации Е.Н. Осина [3], направленная на определение отношения человека к стимулам, которые воспринимаются как незнакомые, сложные и изменчивые.

Д.А. Леонтьев считает, что смысл жизни может лежать в будущем, настоящем или прошлом. Его методика СЖО состоит из пяти измерительных субшкал:

  1. Цели в жизни - отражает наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, придающие жизни значимость для конкретного человека.
  2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни - показывает, насколько для испытуемого интересна его жизнь, степень эмоциональной насыщенности и наполненности смыслом.
  3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией - характеризует субъективное оценивание испытуемым продуктивности и осмысленности своей жизни.
  4. Локус контроля Я - показывает представление испытуемого о себе как о личности, уверенной или неуверенной в своих силах.
  5. Локус контроля - жизнь, или управляемость жизни - характеризует убежденность человека в том, что его жизнь подвластна сознательному контролю либо вера в фатализм и бессмысленность планов.

Вторая методика, которая была использована в нашем исследовании, - это шкала толерантности к неопределенности МакЛейна в адаптации Е.Н. Осина. Методика представляет собой опросник, измеряющий способность испытуемого к регламентации жизни и стремление к полной известности происходящего, либо открытости к неопределенности. Данная методика также состоит из пяти измерительных субшкал:

  1. отношение к новизне;
  2. отношение к сложным задачам;
  3. отношение к неопределенным ситуациям;
  4. предпочтение неопределенности;
  5. толерантность/избегание неопределенности.

Для сравнения выборки нашего исследования мы выбрали показатель возраста, перенесенной болезни и перенесенной болезни у родственников. Распределение по всем шкалам опросников не отличалась от нормального, поэтому для сравнения выборки по всем показателям был применен Т-критерий Стьюдента.

В результате исследования были получены следующие данные:

1) Было выявлено, что в условиях пандемии у молодых людей в возрасте до 30 лет толерантность (р=0,009) и позитивное отношение (р=0,04) к неопределенным ситуациям значимо выше, чем у людей от 30 до 50 лет;
2) Люди, переболевшие COVID-19 в любой форме меньше ориентированы на процесс жизни, они испытывают меньший интерес к жизни, чем люди, не переболевшие этой болезнью (р=0,04);
3) Люди, переболевшие COVID-19 в любой форме в большей мере склонны верить в фатализм присущий жизни, что их жизнь находится вне их контроля, чем люди, не переболевшие этой болезнью (р=0,02);
4) Люди, переболевшие COVID-19 в любой форме, имеют показатели осмысленности жизни ниже, чем люди, не переболевшие этой болезнью (р=0,04);
5) Люди, чьи родные переболели COVID-19, имеют более негативное отношение к ситуациям неопределенности, чем люди, чьи родственники не переболели данной болезнью (р=0,047);
6) Люди, чьи родные переболели COVID-19, склонны в меньшей степени предпочитать неопределенность в жизни, чем люди, чьи родственники не переболели данной болезнью (р=0,024);
7) Люди, чьи родные переболели COVID-19, меньше ориентированы на процесс жизни, они испытывают меньший интерес к жизни, чем люди, чьи родственники не переболели данной болезнью (р=0,022).

Полученные нами данные подтверждают гипотезу о различии смысложизненных ориентаций у людей, перенесших коронавирусную инфекцию и людей, не столкнувшихся с ней. Кроме того, можно сделать вывод, что те, кто напрямую столкнулся с коронавирусной инфекцией, больше подвержены апатичному настрою по отношению к жизни. Из результатов 2 и 7 следует, что у людей, чьи родственники переболели, выявляются такие же психологические последствия, как и у людей, непосредственно перенесших болезнь. Следовательно, можно сделать заключение, что коронавирус значительно влияет на психологический аспект жизни людей. Именно поэтому в дальнейшем исследовании необходимо подробнее изучить случаи людей, перенесших инфекцию в тяжелой форме или потерявших близких из-за болезни. В заключении следует сказать, что психологическая помощь людям, перенесшим коронавирус, может стать важной частью процесса восстановления. Такая поддержка необходима, чтобы люди смогли эффективно влиться в привычный для них ритм жизни.

Литература

  1. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), 2-е изд. М.: смысл, 2000. 18 с.
  2. Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1110-leontiev40.html (дата обращения: 24.02.2021)
  3. Осин Е.Н. Факторная структура русскоязычной версии шкалы общей толерантности к неопределенности Д. МакЛейна // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 65–86.
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; 1990. — 368 с.
  5. Хайдеггер М. 2003. Бытие и время. Пер. с нем. В.В. Бибихина. — Харьков: “Фолио”. 225 с.
  6. Чудновский В.Э. смысл жизни: “коэффициент” полезного действия (проблема действенности феномена смысла жизни) // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XII симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Волковой. М.: ПИ РАО, 2007 С. 14–19. URL: https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XII-simpozium.pdf (дата обращения: 11.03.2021)
  7. Ялом И. 1999. Экзистенциальная психотерапия. Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. М.: Независимая фирма “Класс”. 575 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Эркенова С.А., Симакина А.А. Особенности смысложизненных ориентаций, возникающие в период неопределенности – пандемии covid-19 // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 304-308.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки