Общественное участие в деятельности школы: оценка субъектов образовательного процесса

Вачков Игорь Викторович (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, факультет педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Аннотация. В статье представлены результаты широкомасштабного исследования, проведенного в 74 регионах России с целью выявления оценок субъектами образовательного процесса степени общественного участия в деятельности школ. Было обнаружено, что оценки руководителей образовательных организаций и педагогов существенно отличаются от оценок родителей, считающих что они готовы к более активному участию в разработке основных образовательных программ и других аспектах деятельности школ.

Ключевые слова: общественное участие в деятельности образовательных организаций, субъекты образовательного процесса, руководители образовательных организаций, педагоги, родители, оценка.

PUBLIC INVOLVEMENT IN SCHOOL ACTIVITIES: EDUCATIONAL PROCESS AGENTS ASSESSMENT

Vachkov Igor Viktorovich (Moscow, Russia), Doctor of Psychology, Professor, Social Pedagogy and Psychology Chair, Pedagogy and Psychology Department, Moscow Pedagogical State University.

Abstract. The article presents the results of a large-scale study held in 74 regions of Russia in order to identify the assessment of educational process subjects the public involvement degree in the schools activities. It was found that the assessments of educational organizations heads and teachers differ significantly from those of parents who believe that they are ready to participate more actively in the development of basic educational programs and other aspects of school activities.

Keywords: public involvement in the educational organizations activities, educational process agents, educational organizations heads, teachers, parents, evaluation.

В соответствии с Федеральным Законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [9] и появившимся после его принятия документам, а также утвержденным государственным образовательным стандартам всех ступеней образования [4–6] за родителями закреплено право активно участвовать в деятельности образовательных организаций. Важность этого вопроса отмечается и в федеральных нормативных актах [7].

В какой мере в действительности реализуется право родителей принимать участие в деятельности образовательной организации? Действительно ли родители хотят и могут стать полноправными субъектами образовательного процесса? Готовы ли руководители образовательных организаций и педагоги оказывать поддержку общественному участию в деятельности школ и в разработке основных образовательных программ? Несмотря на очевидную важность этих вопросов, до настоящего времени четких и обоснованных ответов на них не имелось. Проблема государственно-общественного управления образованием рассматривается в научных публикациях либо в теоретическом контексте [3, 5], либо в историческом [4]. Поэтому перечисленные выше и многие другие вопросы были поставлены в процессе масштабного исследования, проведенного в 74 регионах Российской Федерации.

Цель исследования – изучение оценки руководителями образовательных организаций, педагогами и родителями (законными представителями) степени общественного участия в деятельности образовательных организаций и выявление социально-психологических оснований этой оценки.

Предмет исследования – оценка руководителями образовательных организаций, педагогами и родителями (законными представителями) степени общественного участия в деятельности образовательных организаций.

Гипотеза исследования: оценки руководителей образовательных организаций, педагогов и родителей по поводу общественного участия в деятельности образовательных организаций будут существенно различаться в отношении готовности родителей к такому участию; при этом родители будут оценивать свою готовность значимо выше, чем директора школ и учителя.

В выборку вошли 9772 педагога, 4565 родителей и 2471 руководитель образовательной организации, итого общее число респондентов составило 16 808 человек. Для трех указанных групп были составлены специальные опросники, несколько отличавшиеся формулировками вопросов, поскольку следовало учитывать специфику каждой группы. Опрос проводился с помощью специального интернет-ресурса.

При обработке данных использовались методы математической статистики: критерий Пирсона, классический критерий Колмогорова–Смирнова и его модифицированный аналог Lilliefors, асимптотический критерий BERENS-FISHER, критерий для сравнения двух вероятностей (отдельные попарные сравнения совпадения долей конкретных ответов на вопрос).

Оценка общественного участия в деятельности образовательных организаций производилась по следующим основным параметрам: частота обращений к родителям со стороны образовательной организации по тем или иным вопросам, учет их мнений в деятельности образовательной организации и удовлетворенность методами обучения и воспитания в образовательной организации. Эти три основных параметра конкретизировались в частных: «частота обращений к родителям по поводу содержания образования», «учет мнения родителей в отношении основной образовательной программе», «частота обращений к родителям по поводу условий обучения», «учет мнения родителей в отношении условий обучения», «частота обращений к родителям по поводу форм и методов обучения», «учет мнений родителей по поводу форм и методов обучения», «удовлетворенность методами обучения и воспитания». Эти же параметры использовались и в наших предыдущих публикациях [1, 2].

Оказалось, что оценки руководителей образовательных организаций и педагогов, с одной стороны, и родителей, с другой стороны, практически по всем – и основным, и частным – параметрам расходятся: в целом различия статистически значимы на очень высоком уровне (p≤0,001). Лишь в отдельных случаях доли ответов на некоторые вопросы совпадают или статистически неразличимы на уровне p≤0,05.

Любопытно, что позиция руководителей образовательных организаций по поводу методов обучения и воспитания во вверенных им учреждениях разительно отличается от позиций и педагогов, и родителей. Директора школ гораздо более осторожны, чем учителя и родители, при вынесении максимально высокой оценки применяемым методам обучения и воспитания. Из них полностью удовлетворены этими методами только 14,33%, тогда как, напомним, среди педагогов таких 25,75%, а среди родителей и вовсе 34,65%. Но руководителей образовательных организаций нельзя считать излишне пессимистичными, так как три четверти из них (75,48%) полагают, что в целом все хорошо, но возможны некоторые улучшения.

Выбирая такой ответ, они значительно опережают и учителей (62,34%), и родителей (54,55%). Очевидно, что у них нет желания негативно оценивать методы обучения и воспитания в возглавляемых ими образовательных организациях; не давая самую высокую оценку, в подавляющем большинстве они демонстрируют положительное отношение к ним. Об этом говорит и тот факт, что всего лишь 0,08% из них, то есть ничтожно малая часть, не удовлетворены методами обучения и воспитания.

Проведенное исследование позволило сопоставить оценки общественного участия (законных представителей) в деятельности образовательных организаций директоров школ, педагогов и самих родителей.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Подтвердилось основное предположение исследования: оценки руководителей образовательных организаций, педагогов и родителей (законных представителей) общественного участия в разработке основных образовательных программ и в целом в деятельности школ имеют существенные различия.

2. В качестве основных критериев оценки общественного участия в деятельности образовательных организаций были взяты следующие: частота обращений к родителям по тем или иным вопросам, учет их мнений и удовлетворенность методами обучения и воспитания в образовательной организации. Каждый из названных критериев содержит в себе ряд частных. Полученные данные свидетельствуют о том, что ни по одному из названных критериев – ни основных, ни частных – оценки педагогов и родителей не совпадают.

3. Педагоги и родители (законные представители) расходятся в оценках частоты и числа обращений образовательных организаций к родителям с просьбой высказать свое мнение по тем или иным вопросам. Родители (законные представители) указывают на значительно меньшее число таких обращений, чем педагоги. Также родители более критично, чем учителя, относятся к учету их мнения образовательной организацией. При этом в целом удовлетворенность родителей (законных представителей) методами обучения и воспитания, используемыми в образовательной организации, в которой учатся их дети, выше, чем у педагогов, что, возможно, связано с их слабым представлением о том, что это за методы в реальности.

4. Руководители образовательных организаций оценивают степень общественного участия в деятельности своих организаций значимо выше, чем родители. Они полагают, что участия родителей достаточно. Это связано, по-видимому, с недоверием к компетентности родителей и нежеланием пускать их на свою «территорию». Родители же полагают, что уровень общественного участия в деятельности образовательных организаций мог бы быть выше и высказанные ими мнения должны учитываться в большей мере.

5. В большинстве своем руководители образовательных организаций и педагоги не считают правильными попытки родителей (законных представителей) оказывать влияние на содержание образования, условия обучения, формы и методы обучения и воспитания, что связано, по-видимому, с недоверием к родителям, к уровню их компетентности в вопросах образования. Указанная позиция вступает в некоторое противоречие с положениями, сформулированными в законодательстве, посвященном образованию.

6. Родители (законные представители), напротив, выказывают уверенную готовность участвовать в деятельности образовательной организации, в частности, в разработке и реализации основной образовательной программы, одновременно демонстрируя менее выраженное желание осуществлять это. При этом косвенные данные свидетельствуют о том, что они часто переоценивают реальную степень своей осведомленности о содержании образования, сущности основной образовательной программы, условиях обучения, формах и методах обучения и воспитания их детей.

Эти выводы частично обосновываются высокими показателями самооценки готовности родителей к участию в формировании содержания, форм и методов образования их детей. Это особенно демонстративно в связи с выявленными проблемами такого взаимодействия.

Разрешение выявленных проблем в современных условиях связано, по всей видимости, во-первых, с организацией специальной работы по повышению уровня знаний педагогов о современном законодательстве, расширяющем права родителей по их участию в деятельности образовательных организаций, а во-вторых, с психологической помощью и руководителям образовательных организаций, и педагогам, и родителям в создании интегрированного школьного сообщества, способного совместно решать проблемы образования. В решении этих проблем, помимо администрации школ и педагогов-психологов, должны принять участие государственные органы управления образованием всех уровней.

Литература

  1. Вачков И.В., Вачкова С.Н., Воропаев М.В., Зададаев С.А., Реморенко И.М. Сравнительный анализ оценки педагогами и родителями общественного участия в разработке основных образовательных программ // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21, № 4. С. 19–31. doi: 10.17759/pse.2016210403.
  2. Вачков И.В., Вачкова С.Н. Оценка директорами школ и родителями степени общественного участия в деятельности образовательных организаций // Сборник статей «Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты» / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Изд-во «Перо», 2018. – 367 с. [Электронное издание]. С. 92–96.
  3. Гончаров М.А. Современные механизмы государственно-общественного управления педагогическим образованием в России // Проблемы современного образования. 2016. № 1. С. 5–12.
  4. Козлова Г.Н., Овчинников А.В. Модернизация общего образования: советский вариант взаимодействия власти и общества // Проблемы современного образования. 2016. № 6. С. 100–110.
  5. Скударева Г.Н. Современные представления об общественном участии в российском образовании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 4. С. 9–14.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Вачков И.В. Общественное участие в деятельности школы: оценка субъектов образовательного процесса // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 80-83.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки