Нейрокогнитивные факторы адаптивного обучения в цифровом формате

М.В. Клименских, Ю.В. Лебедева Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: адаптивное обучение; цифровая среда; онлайн-обучение; когнитивные процессы; ай-трекинг; ЭЭГ.

Введение. Когнитивные аспекты лежат в основе любого обучения, в том числе и адаптивного (adaptive learning), которое приобретает все большую значимость в условиях активного включения онлайн-курсов в программы вузов. Такие познавательные процессы, как восприятие, внимание, память и мышление, представляют собой основной рабочий механизм, с помощью которого обучающийся принимает, обрабатывает и хранит учебный материал.

Материалы и методы. Педагогическая практика и результаты уже проведенных исследований говорят о том, что полная трансляция традиционных дидактических наработок из face-to-face обучения в online нецелесообразна. В связи с этим в психолого-педа‑ гогической литературе формулируется задача разработки особого нейродидактического комплекса, основанного на данных обьективных методов исследования обучающихся.

Результаты. Более 50 исследований отечественных и зарубежных авторов по тематике нейропедагогики, нейродидактики и адаптивного обучения показывают, что в настоящее время исследователи, помимо классического психодиагностического инструментария, все чаще обращаются к таким методам, как ай-трекинг и ЭЭГ. Первый открывает широкие возможности исследования восприятия с экрана компьютера, что, очевидно, связано с процессом онлайн-обучения. К примеру, с помощью этого метода на сегодняшний день уже выявлены значение звуковой информации для восприятия [1], влияние на моторику глаз задач, решаемых в процессе обучения, понимание текста, опережающего его чтение [2]. Метод ай-трекинга позволяет сформировать наиболее эффективный аудиовизуальный образовательный ряд. ЭЭГ позволяет получать объективные данные по концентрации внимания и оперативной памяти [3]. Мыслительные операции актуализируются в процессе решения задач, подбор которых должен осуществляться на основании как планируемых результатов обучения, так и особенностей мышления студентов. Таким образом, результаты исследования когнитивных процессов очень важны для реализации концепции адаптивного обучения, так как дают возможность персонализировать обучение, корректировать контент в зависимости от индивидуально-психологических вводных обучающихся.

Заключение. На основе изученной литературы авторы приходят к выводу о том, что знания о специфике когнитивных процессов являются основополагающими для разработки адекватных современным цифровым образовательным условиям технологий подачи онлайн-контента.


  1. Eichert N., Peeters D., Hagoort P. Language-driven anticipatory eye movements in virtual reality // Behavior research methods. 2018. Vol. 50, no. 3. P. 1102–1115.
  2. Mohamed Z., Halaby M.E., Said T. et al. Facilitating Classroom Orchestration Using EEG to Detect the Cognitive States of Learners // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Vol. 921. P. 209–217.
  3. Revill K.P., Namy L.L., Nygaard L.C. Eye Movements Reveal Persistent Sensitivity to Sound Symbolism During Word Learning // J. of Experimental Psychology-Learning Memory and Cognition. 2018. Vol. 44, no. 5. P. 680–698.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

28 янв 2020

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Клименских М.В., Лебедева Ю.В. Нейрокогнитивные факторы адаптивного обучения в цифровом формате // Cognitive Neuroscience — 2019: материалы международного форума. Екатеринбург, 6–7 ноября 2019 г. / отв. ред. А.А. Печеркина, С.В. Попов. – Екатеринбург: Урал. ун‑та, 2020. – С. 24-25.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки