Источники формирования ценностных ориентаций личности

Гаврилина Анастасия Андреевна - адъюнкт кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва.

Аннотация Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, так как определяют ее поведение и отношение к окружающему миру. В статье рассматриваются источники формирования ценностных ориентаций личности и их роль, так же выделяются уровни источников ценностных ориентаций, макроуровень, мезоуровень и микроуровень.

Ключевые слова: ценностные ориентации, уровни, макроуровень, мезоуровень, микроуровень, формирование, социализация, деятельность.

SOURCES OF PERSONAL VALUE ORIENTATION FORMATION

Gavrilina Anastasia Andreevna - Adjunct Department of Pedagogy, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikot, Moscow.

Abstract Value orientations are the most important component of the personality structure, as they determine its behavior and attitude to the world around it. The article discusses the sources of the formation of personal value orientations and their role, as well as the levels of sources of value orientations, the macro level, meso level and micro level.

Keywords: value orientations, levels, macrolevel, mesolevel, microlevel, formation, socialization, activity.

Проблема исследования ценностных ориентаций, равно как нравственных и общественных правил, обусловливающих позицию личности по отношению к реальности, представляется одной из основных в нынешней науке.

Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности [3].

Ценности влияют на убеждения личности. Как компонент личности ценностные ориентации предполагают собой целостность идей, поведения, эмоций. В создании ценностных ориентации принимает участие предыдущий опыт человека. Эмоциональной базой его ценностных ориентации представляется разнообразное устройство интересов, мыслей, взглядов, поэтому ценности неустойчивы и изменяются в ходе жизнедеятельности человека [5]. Ценностная позиция по отношению к реальности представляется непростым, многоуровневым отношением.

Процесс развития, укрепления, перераспределения ценностных ориентации, как и процесс социализации, протекает в течение всего существования личности. Социализируясь, присоединяясь к ценностным нормативам, модификациям поведения старшего поколения, личность приспосабливается к установленным ценностным ориентациям.

В дальнейшем, в течение своего существования исходя из общественной ситуации, актуальной обстановки, социокультурной сферы, в которой проживает человек, его ценностные ориентации, испытывают отдельные, а иногда очень радикальные перемены.

Таким образом, индивид, в концепции социальных взаимоотношений, взаимодействует с находящимся вокруг него обществом в различной степени. Следует выделять три уровня окружающие личность: макроуровень, мезоуровень и микроуровень.

Макроуровень - общечеловеческая культура, культура общества, в рамках которой живет человек. Сюда можно отнести общепризнанные нормы, принципы поведения, модификации мышления и подходы к ценностным ориентациям всех людей. Таким образом, в рамках космоцентризма - общефилософской концепции древнего мира, базой миропонимания человека была уверенность в могущество вселенной и недопустимость выяснить природу естественных явлений с помощью разума, что делало индивида подчиненным перед всесильной мощью, вселенной и стихии. Поэтому ценностные ориентации человека зародились на нормах повиновения, общественного закрепощения и боязни перед абсолютно всеми общественными и естественными действами.

В дальнейшем, философии и культуре Средних веков был свойственен теоцентризм. В данный период большую мировоззренческую и ценностно - ориентационную роль обретает вера. Индивид обрёл условный покой, что заменило его боязнь пред безумствующими стихиями и космосом, что представляется своего рода основой нравственности и общественно-одобряемого действия. Вера почти все столетия существовала, как ключевая основа ценностных ориентации и поведенческих законов и устремляла активность и действия человека в необходимое направление.

Другое мировосприятие дал период Ренессанса. На этом этапе личность осмыслила себе средоточием Мира. Такое мировоззрение означало объявление человека единой ценностью мироздания.

В настоящее время, гуманизм как мировоззренческая теория разрастается по-разному и степенью влияния в разных государствах и к современному времени приобрела искажённую форму, далёкую от совершенства.

Таким образом, среди основной массы культурных государств индивидуальность человека, с абсолютно всеми ее минусами и плюсами, становится самоценной, доминирует позиция, что человек значим и ценен такой, какой он есть от природы, его потребности должны быть удовлетворены.

Данные утверждения объясняются тем, что Индивид — властвует над миром и человеческое общество во все времена сражалось за независимость человеческой индивидуальности не только от подчиняющих ее общественно-политических систем, но и от общепризнанной морали, сковывающих его действия и активность в мире.

К макроуровню в концепции приобщения к ценностным ориентациям принадлежит направленность общественно-политической организации какого-либо государства (уровень демократизации общества); статус СМИ и уровень доверия к ним обычных людей; мировосприятие граждан; уровень религиозности и позиция по отношению к вере и церковным учреждениям.

Мезоуровень оценивает присоединение к ценностным ориентациямпри помощи крупных и небольших общественных категорий, в которые человек вступает напрямую либо опосредствованно и с которыми он взаимодействует в течение своего существования. К чему принадлежат: общешкольная группа, команда, в которой функционирует человек, военный коллектив и т.д. Средний уровень отчерчивает интервал индивидов, общественных организаций и учреждений, неявно воздействующих на социализацию личности, формирующих в установленных условиях ценностно-ориентационную обстановку.

К микроуровню следует относить личностный аспект. Данный уровень заключается в направленности личности и характеризует общий подход человека к миру, к самому себе, придает смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Они базируются на сформировавшихся потребностях личности, ее желаниях и стремлениях, играя ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений. Исходя из специфики личностной характеристики, особенностей, индивид проходит формирование собственной системы ценностей, которая отвечает личным потребностям и мотивационной сферы. Процесс формирования ценностных ориентаций связан со спецификой жизнедеятельности социума, при этом сам процесс находится в прямой зависимости от специфики социализации личности в малых группах, а также под воздействием установок, озвучиваемых средствами массовой коммуникации, то есть через макроуровень и мезоуровень.

Таким образом, на каждой стадии личностного развития человек сталкивается с рядом факторов, влияющих на формирование и развитие системы ценностных ориентаций. Областью пересечения и взаимодействия этих факторов выступает деятельность, в которой в свою очередь и проявляется степень развитости системы ценностных ориентаций и личности в целом.

Литература

  1. Гуркина, А.Л. Основы формирования ценностных ориентаций личности / А.Л. Гуркина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2016. № 26 (130). С. 648-651. URL: https://moluch.ru/archive/130/35994.
  2. Ерофеева М.А. Чайлдфри-семья: функции и ценности // Актуальные проблемы развития личности в современном социокультурном пространстве. Сборник научных трудов педагогов, слушателей, студентов и курсантов: сборник статей. Под ред. О.М. Дорошенко, Н.Б. Нижниченко, Е.А. Никитской. Москва, 2021. С. 85-90.
  3. Камбарова, К.У. Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности // Молодой ученый. 2016. № 11 (115). С. 1808-1810. URL: https://moluch.ru/archive/115/30381.
  4. Раитина М.С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/5159. (дата обращения 18.01.2021)
  5. Харламова Д.А. Актуальные ценности личности студентов-будущих социальных педагогов // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» 2018.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Гаврилина А.А. Источники формирования ценностных ориентаций личности // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 102-104.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки