Интернет-язык vs русский язык: философско-методологический аспект

О.А. Блинова Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия

Исследование выполнено при поддержке РНФ (проект № 17‑18‑01278)

Ключевые слова: интернет-дискурс; когнитивные способности; языковая практика; практика цифровой гигиены.

Введение. Русский язык занимает девятое место среди языков, используемых в Интернете [1]. В результате стираются границы онлайн- и офлайн-коммуникации, изменяя пользователей и порождая как эрозию, так и развитие русского языка. Таким образом, актуальность работы заключается в необходимости всестороннего исследования влияния сети Интернет на когнитивные способности носителей русского языка и выявления деструктивных или конструктивных последствий этого влияния.

Материалы и методы. Основу исследования разрушительного и созидательного влияния Интернета на русский язык составили идеи диалектичности его изменений, игровой характер его развития, его эмерджентность, гибкость и многозначность, представление о языке как о практике, осуществляющей связь человека с миром. язык Интернета выступает как языковая практика Л. Витгенштейна [2], главной особенностью которой является перевод устной речи в письменную, и обладает следующими характеристиками:

— Когнитивность: интернет-дискурс есть познание реальности и оказывает влияние на сознание, эмоции и поведение пользователей.
— Интерактивность: интернет-дискурс подобен речевому театру, где постоянно меняются роли, автор-адресат и снова автор.
— Вариативность: Интернет дает нам возможность выбрать ресурс для постинга.
— Полифоничность, заключающаяся в распределенности сознания.
креативность, основанная на принципах сотворчества и краудсорсинга.
— Симулятивность: смыслы в интернет-дискурсе изменчивы, лишены стабильности и постоянства.
— Гиперреальность: интернет-дискурс — это гипертекст, отсылающий к иным онлайн- и офлайн-ресурсам.

Результаты. В ходе анализа интернет-форумов, молодежных блогов и влогов, пабликов в сети «ВКонтакте», а также комментариев к ним был сделан вывод о специфичности интернет-дискурса, образующейся при помощи различных механизмов изменения русского языка. Нами были выделены следующие механизмы:

  1. Лексические, характеризующиеся изменениями слов, их грамматической основы. Среди них следующие:

— Неологизмы, возникающие путем заимствования слов из иностранных языков, преимущественно английского, например, «зафрендить», «флудить» и пр.
— Эрративы — с лова, осознанно искаженные носителями русского языка, например, «аффтор жжот», «пацталом» и пр. Лексические новообразования преимущественно эмоционально нейтральны, хотя и среди них встречаются деструктивно окрашенные термины, например, «беггинг», «пранк» и пр.

  1. Семантические, характеризующиеся изменением словообразования. К ним мы относим следующие:

— Аббревиатуры — с окращения, имеющие значение самостоятельных слов, например, «ПыСы», «ЛОЛ» и пр.
— Акронимы — слова, возникающие из начальных букв сужде‑ ния, например, «ИМХО», «ППКС» и пр.

Лексические и семантические механизмы направлены на экономию усилий, но, выйдя в пространство реальной жизни, они лишают язык богатства средств выражения, грамотности и благозвучия.

  1. Когнитивные — сознательное изменение способа построения и смысла фразы. Среди них следующие:

— Метафоры, с помощью которых смыслы задаются по аналогии. Например, «домашняя страница», «черепашка» и пр.
— Метонимии, рождающиеся за счет выпущения из суждения некоторых слов. Например, «кинь на мыло», «установить дрова» и пр.
— Литуративы — приемы, позволяющие эксплицировать скрытые смыслы. Например, «мнимый текст» или зачеркивание.

Заключение. Вопрос о вандальном или креативном влиянии Интернета на русский язык остается дискуссионным. Интернет традиционно рассматривается как причина лингводигрессии русского языка. На наш же взгляд, истинной причиной является недостаточное развитие практик цифровой гигиены и способов противодействия дигитал-агрессии.


  1. Internet World State: [website]. URL: https://www.internetworldstats.com/stats7.htm (mode of access: 28.09.2019).
  2. Grant S. How playing Wittgensteinian language-games can set us free // Aeon: [website]. URL: https://aeon.co/ideas/how-playing-wittgensteinianlanguage-games-can-set-... (mode of access: 28.09.2019).

Автор(ы): 

Дата публикации: 

28 янв 2020

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Блинова О.А. Интернет-язык vs русский язык: философско-методологический аспект // Cognitive Neuroscience — 2019: материалы международного форума. Екатеринбург, 6–7 ноября 2019 г. / отв. ред. А.А. Печеркина, С.В. Попов. – Екатеринбург: Урал. ун‑та, 2020. – С. 121-123.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки