Экзистенциальная фрустрация и нахождение смысла жизни на примере линии героя повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»

Кондрашова Юлия Владимировна, студентка магистратуры II курса, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»; г. Москва, Кутузовский проспект, 34, строение 14,

Аннотация В данной статье рассматриваются внутренние ценности и смыслы в период благополучной жизни, а также в момент тяжелой болезни с точки зрения экзистенциального подхода на примере повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Показано, что в главном герое с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода произошла подмена стремления к смыслу жизни стремлением к власти. А к стремлению власти подключается стремление к удовольствию. Однако с приходом болезни герой повести превращается из «доброжелательного карьериста» в озлобленного на весь мир старика. Чем быстрее ухудшается состояние здоровья Ивана Ильича, тем сильнее он проявляет свою ненависть к пышущим здоровьем и пребывающим в хорошем настроении жене и дочери. Правда, это состояние, в свою очередь, претерпевает трансформацию, и надменность с желчностью сменяется эмпатией к родным с приближением смерти.

Ключевые слова: фрустрация, смысл жизни

EXISTENTIAL FRUSTRATION AND RAISON D’ETRE IDENTIFICATION AS ILLUSTRATED BY L.N. TOSLTOY THE CHARACTER LINE IN THE NOVEL “THE DEATH OF IVAN ILYICH”

Kondrasheva Julia Vladimirovna, postgraduate student, MIP. Moscow

Abstract In this paper, intrinsic merits and raison d’etre of life in the prosperity period as well as during severe disease in terms of existential approach as illustrated by L.N. Tolstoy novel “The Death of Ivan Ilyich” are discussed. According to existential-humanistic approach is demonstrated a replacement of raison d’etre aspiration to a lust of power in the protagonist. Besides, a lust of power leads to pleasure incorporation. However, as disease rolls around the protagonist of the novel morphs from “well-meaning social climber” into embittered on a whole world oldster. The faster health deteriorates of Ivan Ilyich, the worse his expression in hating bears to his wife and daughter, who are shining in health and good spirit. Meanwhile, as the death imminences, his state in turn undergoes a transformation, which replaces arrogance with acrimony for empathy to relatives.

Keywords: frustration, raison d’etre.

В «Страданиях от бессмысленности жизни» Виктора Франкла можно найти доклад от 18 ноября 1975 года на Международном Пен - клубе [1]. В нем автор упоминает об истории, случившейся с ним в тюрьме Сан- Квентин, где ему предложили прочесть лекцию для заключенных. После лекции один из слушателей сказал, что заключенных, приговоренных к смертной казни, не пустили на лекцию, и попросил В. Франкла обратиться по радио к некому Эйрону Митчелу, которого должны были казнить через несколько дней. Виктор Франкл отозвался на просьбу и обратился к заключенному по тюремному радио. Он рассказал о том, как ожидал смерти в газовой камере в концлагере. А, затем Франкл пересказал заключенному повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Виктор Франкл представил в главном герое повести того, кто, будучи тяжело больным, на пороге смерти осознал, что прожил свою жизнь довольно бездарно, но еще возможно, можно что-то исправить. Накануне своей казни Эйрон Митчел дал интервью журналисту местной газеты, судя по которому можно сказать, что заключенный усвоил мораль повести Л.Н. Толстого.

Повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича», а точнее внутренние ценности и смыслы главного героя в период благополучной жизни и после тяжкого заболевания, фигурируют в лекциях, статьях и прочих изданиях не только Виктора Франкла, но и других именитых личностей в области экзистенциальной психологии. К примеру, Ирвин Ялом в своей книги «Экзистенциальная психотерапия» также отмечает Ивана Ильича и в целом часто делает отсылки к творчеству и самой личности Л.Н. Толстого, а в своих записях задается вопросами о метасмысловых заботах, что вращаются вокруг проблемы не бесконечности жизни. Это такие вопросы, как, «Есть ли в моей жизни смысл, который не будет разрушен неминуемой смертью, ожидающей меня?», «Все мои поступки, что бы я ни делал, рано или поздно будут забыты и меня не будет нигде. Тогда зачем занимать чем- либо свое «я»?»[2].

Но вернемся к герою повести, Ивану Ильичу. Л.Н. Толстой демонстрирует читателям повести линию жизни Ивана Ильича, на которой можно выделить три весомых периода. Период жизни, когда герой повести находится в удовольствии. Удовольствии от успешной карьеры, возможности свободно проводить время так, как он того желает, окружать себя интересным обществом. На данным этапе жизни Иван Ильич создает все условия для удовлетворения своих потребностей. Особое внимание автор повести уделяет отношению Ивана Ильича к его работе чиновника особых поручений, а далее судебного следователя. Вот, как Лев Николаевич описывает Ивана Ильича в период службы, «Иван Ильич чувствовал, что все, все без исключения, самые важные, самодовольные люди -все у него в руках и что ему стоит только написать известные слова на бумаге с заголовком, и этого важного, самодовольного человека приведут к нему в качестве обвиняемого или свидетеля, и он будет, если он не захочет посадить его, стоять перед ним и отвечать на его вопросы» [3]. В описанном фрагменте поведения Ивана Ильича совершенно очевидно его стремление к власти. А, по мнению Виктора Франкла стремление к власти возникает в результате подавления стремления к смыслу жизни. Несмотря на то, что период карьерного роста в жизни Ивана Ильича в целом описывается, как благополучный, можно предположить, что за стремлением профессионального успеха скрывается экзистенциональная фрустрация в латентной форме. То есть, произошла некая подмена стремления к смыслу жизни стремлением к власти. В пользу данного предположения выступает то, что по сюжету повести, главный герой после рабочего дня любил приятно провести время в компании друзей, поиграть в карты или потанцевать. К стремлению к власти подключается и стремление к удовольствию. По сюжету книги мы не видим ситуаций, в которых Иван Ильич остается наедине с собой. Наоборот, он погружает себя в ситуации, где рабочая рутина и активное пребывание в обществе, как бы отделяют его от экзистенционального вакуума, находясь в котором приходит осознание бессмысленного проживания собственной жизни. Даже картина вступления Ивана Ильича в брак с Прасковьей Федоровной выглядит, как еще одна выстраиваемая преграда к стремлению задуматься о смысле своей жизни.

Вторым значимым этапом жизни Ивана Ильича можно выделить период болезни. Мы не можем знать точно, но предположительно Иван Ильич заболевает раком желудка, болезнь доставляет ему сильнейшую физическую боль. Внешне и внутренне герой повести превращается из «доброжелательного карьериста» в озлобленного на весь мир старика. Чем быстрее ухудшается состояние здоровья Ивана Ильича, тем сильнее он проявляет свою ненависть к пышущим здоровьем и пребывающим в хорошем настроении жене и дочери. Ирвин Ялом в своей книге «Экзистенциальная психотерапия» пишет о страхе смерти следующее, «Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: он преследует нас как ничто другое, постоянно напоминает о себе неким «подземным грохотом», словно дремлющий вулкан. Это темное, беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания» [4]. В чем выражался «подземный грохот» для Ивана Ильича? Периодическими сильными болями в области живота, напоминающими о том, что болезнь прогрессирует, а значит смерть уже рядом? Или «грохот» можно интерпретировать, как проявляющееся, ранее глубоко скрытое от собственного осознания, понимание бессмысленности жизни? По мере того, как состояние здоровья Ивана Ильича ухудшается, он все больше остается наедине с собой. Таким образом рутина повседневной жизни уже не могла выступать некой ширмой между Иваном Ильичом и экзистенциональным вакуумом. Иван Ильич погружается в приятные воспоминания детства или ведет частые монологи с собой в философско-религиозном ключе.

Заключительная веха на линии жизни Ивана Ильича - предсмертное состояние. В заключении третьего дня предсмертной агонии, в моменте, когда Иван Ильич уже был не в силах ничего изменить, он почувствовал, что ему самому необходимо измениться. Стоики утверждали, что научиться хорошо жить — это значит научиться хорошо умирать. Иван Ильич умирал очень плохо, испытывая сильные боли и преследуемый ощущением постоянного лицемерия и нелюбви со стороны родных, в лице жены и дочери, близких и сослуживцев. И, вот на пороге смерти, Иван Ильич осознает, как прошла его жизнь. «В это самое время Иван Ильич провалился, увидал свет, и ему открылось, что жизнь его была не то, что надо, но что это можно еще поправить». В свои последние мгновения жизни Иван Ильич претерпевает некую трансформацию. Его надменность и желчность по отношению к другим сменяются эмпатией к родным. Он погружается в искренние мысли о том, что ему жаль, плачущего сына и супругу, и что ему необходимо избавить их от страданий. Иван Ильич словно посмотрел на себя свыше и осмыслил свою жизнь прошедшим числом, таким образом наполнив ее смыслом.

На протяжении всей свой жизни Иван Ильич в явном виде не испытывал ощущение бессмысленности жизни, так как заполнил свою жизнь стремлением к власти, удовольствию. Созданная им самим рутина воплотилась в некий общий фон. И только, оказавшись в ситуации, на которую он уже не мог повлиять, Иван Ильич все же сумел вычленить из некого общего фона целостный образ. Виктор Франкл утверждал, что смысл нужно и можно найти, но нельзя выдумать. Таким образом, можно предположить, что Иван Ильич нашел и наполнил свою жизнь смыслом, хоть и задним числом.

Литература

  1. Толстой, Л. Смерть Ивана Ильича. – М.: ООО Издательская группа «Азбука – Атикус», 2014.
  2. Франкл, В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия/Виктор Эмиль Франкль; пер. с англ. С.С. Панкова.- Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2009.
  3. Франкл, В. Психотерапия и экзистенциализм / Пер. с англ.яз.- М. ИОИ. 2015.
  4. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С. Драбкиной.- М.: Независимая фирма «Класс», 2019.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Кондрашева Ю.В. Экзистенциальная фрустрация и нахождение смысла жизни на примере линии героя повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 70-72.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки