Цели устойчивого развития: глазами петербуржцев

Алексеев С.В. СПб АППО, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. В статье сделана попытка анализа отношения и понимания целей устойчивого развития представителями разных групп системы непрерывного образования (школьники, студенты, взрослое население). Обсуждаемые данные явились результатом социологического исследования отношения разных категорий населения Санкт-Петербурга к экологическим проблемам (2018 г.).

Ключевые слова: устойчивое развитие, экологическое образование и просвещение, непрерывное образование и просвещение, экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития.

GOALS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT: THROUGH THE EYES OF ST.PETERSBURGERS

Alexeyev S.V. ST. APPO, St. Petersburg, Russia

Abstract. The article attempts to analyze the attitude and understanding of the goals of sustainable development by representatives of different groups of the system of continuous education (schoolchildren, students, adult population). The data discussed were the result of a sociological study of the attitude of different categories of the population of St. Petersburg to environmental problems (2018).

Keywords: sustainable development, environmental education, continuing education, environmental education for sustainable development.

Двадцать первый век мировое сообщество встретило принятием Организацией Объединённых Наций Целей развития тысячелетия (ЦРТ), в которых были обозначены 8 самых главных проблем, с которыми столкнулось человечество, вступая в XXI век. За первые 15 лет тысячелетия некоторые задачи обозначенных целей были выполнены, некоторые достаточно продвинуты в сторону выполнения. В настоящее время человечество подводит итоги достижения Целей развития тысячелетия и определяет новые направления Целей устойчивого развития (2015 г.). Именно эти 17 Целей устойчивого развития являются приоритетными направлениями развития человечества[1].

Россия поддерживает стратегию устойчивого развития и активно реализует её основные составляющие: экологическую, социальную и экономическую. Санкт-Петербург, хотя и не возглавляет экологические рейтинги самых «зелёных» городов России, ведёт активную работу по становлению системы непрерывного экологического образования и просвещения с ориентацией на идеи устойчивого развития, а в обозримом будущем вхождение в мировое движение «Устойчивые города» [1].

Ключевой идеей Международного Петербургского экономического форума 2019 года стала идея «Формируя повестку устойчивого развития». Большинство секций и панельных дискуссий форума посвящены осмыслению феномена устойчивого развития. Тематика некоторых из них приведена ниже:

  • Создавая будущее вместе. Бизнес решения для достижения целей устойчивого развития;
  • Трианонский диалог. Образование будущего (в рамках Трианонского диалога 2019 год провозглашен как Год «образования и просвещения»);
  • Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития;
  • Ответственное развитие и устойчивое истребление: природа и технологии и др.

Некоторые оригинальные темы были обозначены в рамках Молодежного форума в рамках экономического форума:

  • Компетенции будущего: чему учиться и как учить;
  • Цифровизация Евразии: взгляд в будущее;
  • Образовательные стартапы как новый драйвер трансформации образования и др.[2]

В 2018 году под руководством Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга нами было проведено социально- педагогическое исследование отношения различных категорий населения города к экологическим проблемам. Результаты исследования явились одним из компонентов процедуры разработки Концепции непрерывного экологического просвещения населения на территории Санкт-Петербурга. Одной из составляющей проведенного исследования явилось изучение отношения горожан к 17 Целям устойчивого развития. Попытаемся проанализировать результаты данного компонента исследования по разным категориям населения Санкт-Петербурга.

Школьный возраст – важнейший этап развития личности человека. Сегодняшний школьник – активный гражданин страны завтра: специалист, политик, родитель, – это все те, кто каждый на своем месте строят экологическое будущее своего города, страны и планеты. Кроме того современные школьники – активные молодые люди, воспринимающие знания как руководство к действию.

В подтверждение этих слов приведем высказывание участника Всероссийской олимпиады школьников по экологии (2012), которое характеризует понимание роли устойчивого развития для дальнейшего развития человечества: «Дорогие взрослые! Мы хотим обратиться к вам от будущих поколений, от молодежи. Мы понимаем больше, чем вы думаете. Своей жадностью вы уничтожаете мир, который создал вас. Вы хотите вкладывать деньги в защиту природы, но при этом продолжаете засорять ее. Мы, дети, хотим помочь спасти мир, который создан для радости, но для этого вы, взрослые, должны помочь нам, став скромнее в потребностях и желаниях наживы» [3].

Экологическая культура подростка является личностным образованием, базирующемся на развитии когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности, результатом ее формирования является активная реализация субъектной позиции обучающегося [5]. Каков образ экологического мышления современных старшеклассников крупного города: их система ценностей, экологические знания, готовность к экологической деятельности? В анкетном опросе «Экологическая культура школьников» приняли участие 680 учащихся. Средний возраст респондентов – 16,5 лет; 46,0% - мальчики, 54,0% - девочки.

Приведем характеристику ответов на вопросы анкеты, связанной с устойчивым развитием.

Старшеклассникам было предложено обозначить своё отношение к важности и актуальности 17 Целей устойчивого развития, принятых ООН в 2015 г. для дальнейшего развития цивилизации.

Для устойчивого развития роль реализации человеческого потенциала объективно еще более важна, нежели устойчивость планетарного экономического роста с учетом сохранения природных факторов существования человеческого общества (экология, климат и пр.). Цели устойчивого развития ООН носят общечеловеческий характер и предназначены для всех стран [4].

Вопрос о Целях устойчивого развития достаточно непростой для подростков. В целом школьники оценили понимание сути устойчивого развития на 5,3 балла из 10.

Ответ на этот вопрос представляет собой включение подростков в определенную общественную дискуссию о том, что важно для каждого человека, для будущего страны и человечества в целом. В поле зрения старшеклассников включены разные вопросы – социальные, экономические, экологические, которые они считают важными для себя сегодня и в будущем. Среди первых пяти наиболее важных Целей устойчивого развития старшеклассники обозначили следующие:

  1. место – Качественное образование (57,4%);
  2. место – Чистая вода и санитария (56,2%);
  3. место – Хорошее здоровье и благополучие (55,6%);
  4. место – Достойная работа и экономический рост (51,6%);
  5. место – Ликвидация нищеты (45,6%).

В целом можно констатировать, что школьники показали широкий взгляд на Цели устойчивого развития: в данном рейтинге практически нет позиций, выбор которых был сделан абсолютным меньшинством.

Ранжирование Целей устойчивого развития демонстрирует как личностные результаты экологического образования, так и метапредметные – способность анализировать и сопоставлять различные образы сложных явлений, выявлять связи экологической, социальной, экономической сторон в деятельности человека, моделировать образ будущего [2].

Важнейшим личностным результатом экологического образования для устойчивого развития является присвоение системы ценностей, которая ложится в основу экологического императива, экологической ответственности личности. О ценностных ориентациях старшеклассников свидетельствуют ответы на вопрос: «Обозначьте рейтинг ценностей, который вы лично принимаете» (выбрать 5 наиболее важных для них ценностей). Первую пятерку ценностей составили:

  • «здоровье» - 73,4%;
  • «семья» - 72,1%;
  • «жизнь» – 67,8%;
  • «финансы» - 57,5%;
  • «любовь» - 44,9%.

Как видно из данного рейтинга, первую тройку ценностей представляют жизнь и здоровье, близкие люди. Однако достаточно важно для подростков и финансовое благополучие, которое, безусловно, также является составляющим качества жизни молодого человека. Как и в предыдущем рейтинге, нет позиций, выбор которых был сделан абсолютным меньшинством. Для качественной жизни необходимо многое.

Результаты экологического образования предполагают освоение базовых знаний об экосистемной концепции, закономерностях устойчивого развития в системе «Природа – Общество – Человек», представлений об экологических проблемах разного уровня и путях их решения, анализа опыта практической деятельности, оценки личностной позиции с точки зрения экологической этики и пр. Школьникам было предложено оценить знания в области экологии и проблем окружающей среды и свою экологически ориентированную деятельность. Школьники выше среднего оценивают: 

- экологические знания в целом (6,8), особенно в области глобальных экологических проблем (7,2), а также экологических проблем своего региона (6,5). Оценка собственного экологического поведения (учет экологических ценностей) в повседневной жизни также довольно высокая – 6,3.

В целом средней можно считать оценку понимания старшеклассниками сути устойчивого развития (5,3) и знаний о международных и российских экологических организациях и фондах (5,3).

В исследовании группы студентов приняло участие 230 человек, из них 54% женщины и 46% мужчины, средний возраст респондентов – 20,5 лет. Распределение респондентов по направлениям подготовки в вузе: техническое – 27 чел. (21%), естественнонаучное - 35 чел. (27%), гуманитарное - 47 чел. (36%), творческое - 8 чел. (6%), экономическое - 13 чел. (10%).

На вопрос, связанный с самооценкой своих знаний в области экологии и окружающей среды студенты ответили следующим образом. Студенты довольно высоко оценивают свое знание идеологии устойчивого развития (6,0) и знание региональных экологических проблем (6, 0), при этом наиболее высокая самооценка фиксируется у студентов естественнонаучного направления подготовки (7,5). В меньшей степени студенты могут описать глобальные экологические проблемы (5,4) и умеют оценить экологическое состояние окружающей среды (5,1). Использование экологических ценностей, императивов в повседневной и профессиональной деятельности студентами оценивается в 5,6 балла. Наиболее низкий уровень самооценки у студентов связан со знаниями международных и российских экологических организаций и фондов, их деятельности. (3,7).

Знание конкретных экологических проблем города студенты оценивают, в среднем, удовлетворительно (средний балл 6,0 по 10-балльной шкале), что совпадает с экспертной оценкой преподавателей вузов: фокус-группа преподавателей (10 чел.) оценила знание студентами конкретных экологических проблем уровнем 3,3 балла (по 5-балльной шкале). Хорошее знание экологических проблем транспорта (8,0 баллов) совпадает с приоритетностью транспортной проблемы в спектре городских экологических проблем: очевидно, освещение транспортных экологических проблем в СМИ, дает свои результаты. Наиболее низкий уровень экологических знаний студенты продемонстрировали по проблемам электромагнитного излучения (4,8), опасных растений (борьба с борщевиком) - 4,8, загрязнения почв (5,3) и шумового загрязнения (5,5). Следующим вопросом анкеты был вопрос, связанный с отношением студентов к важности и актуальности ЦУР. Пятерку наиболее важных Целей устойчивого развития студенты обозначили так:

1 место – «хорошее здоровье и благополучие» (75%);
2 место – «чистая вода и санитария» (55%);
3 место – «недорогостоящая и чистая энергия» (49%);
4 место – «ликвидация голода» (46%);
5 место – «ликвидация нищеты» (41%).

Изучение ценностного отношения студентов к проблемам окружающего мира проведено по результатам ответа на следующий вопрос: «Обозначьте рейтинг ценностей, который вы лично принимаете. Первую пятерку ценностей составили: «жизнь» – 92%; «здоровье» - 90%; «семья» - 76%; «финансы» - 42%; «дружба» - 42% Отмечаем, что выявленная пятерка ценностей согласуется с пятеркой наиболее важных Целей устойчивого развития, которые были выделены студентами, а именно: «хорошее здоровье и благополучие», «чистая вода и санитария», «недорогостоящая и чистая энергия», «ликвидация голода», «ликвидация нищеты».

В исследовании взрослого населения приняло участие 630 человек, представляющих когорту взрослого неорганизованного населения Санкт-Петербурга в возрасте от 25 лет и старше. Проблема исследования продиктовала необходимость разделения исследуемых на три условные группы - «молодые» (25-35 лет), «зрелые» (36-5

Самооценка анкетируемых в области экологии, проблем окружающей среды. Анализ анкет демонстрирует существование ключевого для данного исследования признака – осведомлённости жителей Санкт-Петербурга в вопросах экологии.

Так, собственный уровень владения основными понятиями и терминами современной экологии респонденты оценивают в 6,3 балла по 10-балльной шкале (среднее значение по всем трём группам). Ответы на вопрос о том, может ли респондент «рассказать о глобальных экологических проблемах» дополняют сложившуюся картину – 6,0 из 10 баллов. Замыкает первую тройку вопросов самооценка респондентов знаний о проблемах Северо-Западного региона и Санкт Петербурга - 5,9 баллов. Вполне понятны низкие показатели в вопросах, требующих особой компетенции или осведомлённости в области экологии - №№ 6,7 – 3,67 и 3,3 балла соответственно (среднее значение по всем трём группам). Однако при этом обращает на себя внимание лучшая осведомлённость в этих вопросах группы «молодых» - 4,5 балла (среднее значение) относительно остальных.

Следующий блок вопросов был посвящен знаниям петербуржцев о проблемах окружающей среды в Санкт-Петербурге. Следует отметить, что осведомлённость горожан о тех или иных проблемах окружающей среды достаточно очевидно коррелирует с возрастом респондентов и кругом связанных с этим проблем.

Группы «молодых» и «зрелых» петербуржцев примерно одинаково оценивают собственные знания о проблемах окружающей среды Санкт-Петербурга, особенно в вопросах, охватывающих следующие проблемные зоны: «Транспорт» (средний балл 6,9), «Загрязнение воздуха» (средний балл 7,2), «Загрязнение водоёмов» (средний балл 7,3). Представители группы «стареющих» также считают себя достаточно осведомлёнными в вопросах, связанных с транспортными проблемами (6,7), а также с загрязнением воздуха (6,4). Однако на третьем месте по частотности в данной группе - «Шумовое загрязнение» (6,3), что вероятнее всего объясняется естественной потребностью взрослеющего населения в тишине; на этот фактор указывают в своих исследованиях и медики.

Значимость для респондентов целей развития цивилизации, принятых ООН. Из 17 целей развития цивилизации в фокусе внимания петербуржцев оказались 7, а именно:

  1. «Чистая вода и санитария»;
  2. «Хорошее здоровье и благополучие всех людей»;
  3. «Качественное образование»;
  4. «Ликвидация нищеты»;
  5. «Ликвидация голода»;
  6. «Достойная работа и экономический рост»;
  7. «Устойчивость развития городов, населённых пунктов».

Все возрастные группы отмечают важность трёх целей - «Хорошее здоровье и благополучие всех людей» (средний балл по всем группам - 71,2 %), «Чистая вода и санитария» (средний балл по всем группам – 66 %), «Качественное образование» (средний балл по всем группам – 57,6 %).

Наложение результатов опроса всех трех групп респондентов позволяет выделить ряд наиболее востребованных (с точки зрения жителей Санкт-Петербурга) целей устойчивого развития; это цели:

  • №3- «Хорошее здоровье и благополучие всех людей»,
  • №6 «Чистая вода и санитария»,
  • №4 «Качественное образование», и
  • №1 «Ликвидация нищеты».

Также представляет интерес анализ наименее востребованных целей, одновременно обозначенных всеми категориями населения; это цели:

  • № 5 «Равенство социальных ролей женщин и мужчин»,
  • №9 «Индустриализация, инновации и развитие инфраструктуры»,
  • №12 «Баланс между потреблением и производством»,
  • №14 «сохранение морских экосистем»,
  • №17 «Партнёрство стран в интересах устойчивого развития».

Таким образом, анализируя и обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что:

  • все категории населения Санкт-Петербурга имеют информацию по проблемам экологии, окружающей среды и устойчивому развитию («просветительская» составляющая), однако уровень сформированности экологических знаний по указанным проблемам нельзя назвать высоким («образовательная» составляющая).
  • все категории населения Санкт-Петербурга имеют мотивацию и познавательный интерес в совершенствовании, модернизации системы непрерывного экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития; 
  • все категории населения Санкт-Петербурга видят приоритетное значение экологической деятельности для формирования экологической культуры человека и общества.

Список литературы

  1. Алексеев С.В. К городу устойчивого развития через экологическое просвещение населения. Окружающая среда Санкт-Петербурга. 2018. №2(8). С. 53-61.
  2. Алексеев С.В., Корякина Н.И., Рипачева Е.А. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика: монография; под общ. ред. С.В. Алексеева. СПб.: СПб АППО, 2015. 230 с. (Научные школы академии).
  3. Захаров В.М. Итоги конференции «Рио+20» [Электронный ресурс] // Итоги конференции «Рио+20»: новые возможности Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России. – 2012. - № 61. – С. 4-6. http://doc.knigi-x.ru/22konferenciya/448427-2-61-2012-itogi-konferenciir...
  4. Бабенко М.В., Бобылев С.Н., Бокарев А.А., Гимади В.И. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. Цели устойчивого развития ООН и Россия [Электронный ресурс]: краткая версия. Под редакцией С.Н. Бобылева, Л.М. Григорьева. – Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/14685.pdf
  5. Трегубова О.Г. Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы [Текст]: дисс… канд. пед. наук. Пермь, 2015. 226 с.

[1] https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals
[2] https://www.forumspb.com/?lang=ru

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 фев 2020

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Алексеев С.В. Цели устойчивого развития: глазами петербуржцев // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сб. научных статей / отв. ред. В.И. Панов. – М.: ПИРАО; Курск: Университетская книга, 2020. – С. 15-21.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки