Умственные действия

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Умственные действия (англ. mental actions) - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства, включая внешнюю, слышимую речь, что отличает Умственные действия от др. видов человеческих действий (перцептивных, речевых, физических). Умственные действия м. б. направлены на решение познавательных (мыслительных, мнестических) и практических задач.

Опираясь на фундаментальные положения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна о связи внешней и внутренней форм (в т.ч. и умственной), П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин широко исследовали У. д. в контексте анализа различных проблем общей, возрастной и педагогической психологии. Наиболее детально проблема У. д. разработана в выдвинутой Гальпериным теории (планомерного) поэтапного формирования У. д. Показано, что всякое человеческое действие (в т.ч. и У. д.) состоит из 2 частей: ориентировочной и исполнительной. Сведение У. д. лишь к его исполнительной части, к тем или иным предметным преобразованиям ведет к утере психологического содержания У. д. Выделяется 6 основных этапов формирования У. д., в ходе которых происходят Интериоризация, обобщение, сокращение и др. существенные изменения:

  1. формирование мотивационной основы действия;
  2. формирование схемы ориентировочной основы действия;
  3. становление материальной (материализованной) основы действия;
  4. формирование действия в громкой речи;
  5. действия во внешней речи про себя;
  6. действия в умственном плане.

Прослеживание последовательных изменений, происходящих при переходе с этапа на этап, позволяет объяснить генезис и свойства конкретных психических явлений как результат сложных преобразований предметных действий. См. Ориентировочная деятельность, Умение.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Умственные действия - действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Этим умственные действия отличаются от других видов человеческих действий (например, речевых, физических).

Умственные действия могут быть направлены на решение как познавательных (мыслительных (см. Мышление), мнестических (см. Память) и др.), так и эмоциональных (см. Эмоции) задач. В отечественной психологии Умственные действия исследованы применительно к проблематике общей, возрастной и педагогической психологии (механизмы конкретных психических явлений, возрастные возможности ребенка, соотношение обучения и умственного развития и т.п.).

Управление процессом формирования У. д. (см. Поэтапного формирования умственных действий концепция) открывает известные перспективы совершенствования обучения и целенаправленного влияния на ход умственного развития ребенка. В последние годы результаты исследований по планомерному формированию У. д. находят все более широкое применение в дошкольном, школьном, вузовском, профессиональном обучении.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки