ПСИХОДИАГНОСТИКА
Психодиагностика (англ. psychodiagnostics; от греч. psyche — душа + diagnosis — распознавание, определение) - наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Син. психологическая диагностика. Объектом психодиагностики могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, динамические характеристики психических процессов, психические состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и др.
Психодиагностика как научная дисциплина опирается на общепсихологическое знание диагностируемых свойств. Собственной методологической основой П. выступает Психометрика, в т.ч. дифференциальная Психометрика - наука об измерении индивидуально-психологических различий. Психометрика разрабатывает технологию создания психодиагностических методик - тестов - и формулирует набор психометрических требований, которым они должны отвечать. В их число входят требования надежности - внутренней согласованности частей теста и воспроизводимости результатов при повторном тестировании (см. Надежность теста); валидности - отражения в результатах теста именно того свойства, для диагностики которого он предназначен (см. Валидность теста); достоверности - защищенности теста от влияния на результаты стремления обследуемого изменить их в желательную для него сторону; наличия репрезентативных норм результатов массового обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющий оценить степень отклонения от средних значений любого единичного показателя. Психометрические требования в разной степени приложимы к разным группам тестов: в наибольшей степени - к объективным тестам и личностным опросникам (см. Опросники личностные); в наименьшей степени - к проективным техникам (см. Тесты личности, Тесты проективные).
Предыстория П. как практики прослеживается с III тыс. до н.э., к этому периоду относятся сведения о существовании в ряде стран Древнего Востока систем конкурсных испытаний для детей, претендующих на гос. должности или желающих приобщиться к религиозной мудрости. Однако собственно история П. как методологии разработки научно обоснованных компактных методов выявления индивидуальных особенностей берет нач. лишь с конца XIX в. Первые объективные психологические тесты для измерения определенных характеристик восприятия, памяти и др. были разработаны в 1884-1885 гг. Ф. Гальтоном, обследовавшим по ним (параллельно с рядом антропометрических измерений) многие тысячи людей. Работы Гальтона положили начало бурному развитию и широкому распространению тестов, направленных на П. отдельных элементарных психологических функций. След. этап развития П. приходится на нач. XX в. и связан прежде всего с именем А. Бине, положившим нач. разработке методов П. умственного развития (и умственной отсталости), рассчитанных на различные возрастные группы. В русле этих исследований В. Штерном был предложен коэффициент интеллекта (IQ) как интегральная характеристика уровня интеллектуального развития обследуемых. Несмотря на постоянную критику самой идеи и методов измерения IQ, П. интеллекта получили широкое распространение в различных отраслях практики и активно используется по сей день.
Одновременно возникают первые проективные техники - методики П. глубинных личностных структур, основанные на методическом принципе проекции - метод свободных ассоциаций К. Юнга (1905) и тест Г. Роршаха (1921). Однако расцвет проективных методов начинается с конца 1930-х гг., когда в связи с широким распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала особенно актуальной. Чуть позже - в 1940-60-е гг. - наступает период расцвета личностных опросников, первые образцы которых были созданы в 1920-е гг.
В нашей стране, начиная с работ Г.И. Россолимо (1910-е гг.), проводилась большая работа по созданию и адаптации методов П. интеллектуального развития, распространение которых приняло в 1920-х - нач. 1930-х гг. массовый и неконтролируемый характер (против чего выступали многие психологи, в т.ч. Л.С. Выготский и П.П. Блонский. - Ред.). Распространенная практика некритического отношения непрофессионалов к результатам тестирования и скоропалительного вынесения на их основе административных решений послужила поводом для прекращения в СССР всех исследований в области П. (см. Педология), а также ее практического применения (постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936). Возвращение П. в сов. психологию произошло лишь в 1960-70-х гг.
Психодиагностика как прикладная отрасль психологии включает в себя помимо методического обеспечения умение психодиагноста контактировать с обследуемым в различных психодиагностических ситуациях (ситуация клиента, экспертизы и др.); технологию регистрации результатов обследования, составления диагностического заключения по результатам обследования и предоставления клиенту обратной связи о результатах; профессионально-этические стандарты и требования к диагносту (профессиональная компетентность и ответственность психодиагноста, конфиденциальность и нераспространение психодиагностической информации, сохранение профессиональной тайны и ограничение доступа непрофессионалов к психодиагностическим методам, соблюдение принципа благополучия клиента, право клиента на получение информации о целях и основных результатах обследования, принцип психокоррекционного эффекта обратной связи, а также соответствие используемых методик целям обследования и психометрическим требованиям). (Д.А. Леонтьев)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
нет значения и толкования слова
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Психодиагностика - раздел прикладной (медицинской) психологии, изучающий качественно и количественно состояние основных психических функций при помощи психологических методов. В отличие от патопсихологии, психодиагностика в основном использует тестовые методы исследования интеллекта и личности, позволяющие дать оценку изучаемых факторов в количественных показателях.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Психодиагностика (психо + греч. diagnosis – распознавание, определение)
- специальное значение – процедуры для диагностики психического расстройства (наблюдение, расспрос и др.);
- обозначение любой процедуры изучения и оценки психологических или личностных свойств испытуемого;
- любая валидная методика для оценки личности путём интерпретации моделей поведения, особенно невербальных, например, выражения лица, положения тела, походки и др.).
Оксфордский толковый словарь по психологии
Психодиагностика
- Специальное значение – процедуры для диагностики психологической патологии, психических расстройств и т.д.
- В более общем смысле – этот термин используется для обозначения любой процедуры оценки психологических или личностных свойств. Более подробно об употреблении см. диагностика.
- Любая из более или менее валидных методик для оценки личности путем интерпретации моделей поведения, особенно невербальных, например, выражения лица, положения тела, походки и т.д.
- Иногда употребляется в отношении применения теста Роршаха.
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий