Значение христианского учения о личности для современной психологии

Меньшикова Л.В., Левченко Е.В.

Учение о личности является важнейшей – центрирующей и синтезирующей – частью психологии. В настоящее время – время не перестающих и все нарастающих кризисов – методологических, моральных – важность этой части становится все более значимой. При этом парадоксальным образом именно понятие личности в современной психологии наиболее спорно и служит не собиранию, а дроблению и без того рыхлой ткани психологической науки. Множество школ и направлений различаются именно по абсолютно несовместимым представлениям о том – что есть личность. Серьезное и весьма разлагающее влияние на эти процессы оказывает всепроникающий постмодернизм. В этих условиях очевидно стремление многих психологов опереться на твердые духовные основания религиозного учения о человеке. Понимая недостаточность современных научных знаний о человеке, они обращаются к религиозной парадигме, в которой проблемы бытия, смысла жизни, соотношения добра и зла в мире и в человеке всегда были ведущими.

Так Б.С. Братусь размышляет о возможности интеграции психологии с христианским учением о человеке. Он пишет о том, «что “душа” при изучении ее учеными обернулась для них «психикой», то есть редуцированным пространством, из которого вычли метафизическое измерение и свет высшего смысла. И надо ясно понять, что это произошло не вдруг, не по чьему-то злому умыслу, а вследствие долгой и сложной истории, в которой ученые стремились все более точно и строго подойти к исследованию души, сделать его отвечающим требованиям опытной науки. Но чем сильнее и успешнее они стремились к выражению точности и строгости, тем больше удалялись от невыразимого, неуловимого в опыте, то есть от сокровенности души – в сторону психики».

В.И. Слободчиков также подчеркивает, что в ситуации мировоззренческого вакуума психологам необходимы обращение к вечным непреходящим ценностям, которые сохранило христианство, а также выстраивание пространства взаимодействия академической психологии со свято-отеческим учением о душе и личности человека. Необходимо подчеркнуть, что восточно-христианское, православное понимание устроения человека существенно отличается от понимания западного, католического или протестанского. А это отличие основывается на разных типах богословствования, на разных парадигмах. Если восточно-христианский подход от представлений о Боге ведет к пониманию устроения человека, то западная, августиновская логика, наоборот, от спекулятивных антропологических теорий пытается подойти к пониманию Бога. Отсюда можно понять, как бережно следует обращаться с понятием личности в христианской психологии, понимая исходные предпосылки его формирования. Святыми Отцами и современными богословами особо подчеркивалось различение природы и личности. Личностность человека, согласно В.Н.Лосскому, есть «нечто, благодаря чему человек несводим к своей природе. Не следует ни отождествлять, ни отделять личность от природы, но, в согласии с догматом веры, утверждающим неизглаголанное различие трех Лиц и единой Природы в Боге, надо находить то же таинственное различие и в существах, созданных по образу Божию». Отечественные православные мыслители ХХI-ХХ вв. такие как свт. Филарет (Дроздов), свт. Игнатий Брянчанинов, свт. Феофан Затворник, св. прав. Иоанн Кронштадтский, А.Лосев, В.Лосский, архим. Киприан (Керн), прот. Георгий Флоровский, прот. Александр Шмеман, архим. Софроний Сахаров и мн. др. в своих трудах раскрыли глубокое содержание понятия личности. Несмотря на «иррациональность» самого понятия «человеческой личности», мы можем описывать различные ее свойства, не ограничивая список этих свойств конечным числом, поскольку прообразом нашего персонального бытия является триипостасное сверх-бытие Самого Творца, очевидно, неисчерпаемое в своей глубине. Вкратце можно указать на такие свойства личности как свобода, уникальность, «бытие для других», целостность, динамичность, устойчивость… Богословское учение о личности дает совершенно особое понимание предназначения и смысла жизни, которое заключается в преображении личности человека и приближении его ко Христу, что снимает проклятие эгоцентризма и исправляет природу человека, поврежденную грехом. Обращение к свято-отеческому наследию расширяет представления современных психологов об истории развития учений о личности и может способствовать более глубокому пониманию сущности человека.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 окт 2018

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Меньшикова Л.В., Левченко Е.В. Значение христианского учения о личности для современной психологии // Ананьевские чтения – 2018: Психология личности: традиции и современность: материалы Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 23-26 октября 2018 г. / Под общ. редакцией Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой. Отв. ред. И.Р. Муртазина, М.О. Аванесян – СПб.: Айсинг, 2018. – 496 с. – С. 45-46. – 0,11 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки