Казакевич Татьяна Александровна, преподаватель, колледж «АиСТ», Москва
Ключевые слова: педагогический процесс единый и неделимый, толерантность, носители воспитательных функций в социуме, защита детства
TOLERANCE AND ITS ROLE IN THE EDUCATION OF THE MODERN GENERATION
Kazakevich T.A.
Keywords: the pedagogical process is unified and indivisible, tolerance, carriers of educational functions in society, protection of childhood
Образовательный процесс принято считать перманентным и длиною в жизнь. «Учиться, учиться и учиться»,- сказал В.И. Ульянов (Ленин) в далеком 1898 году моей юной бабушке Марусе Ермолаевой прямо посередине села Шушенского [4]. Много воды утекло не только в речке Шуша, но и в великих русских реках Волге, Енисее, Днепре… Но формула оказалась истинной. Поскольку человек (в отличие от других представителей земной фауны) учится всю жизнь. Ни на секунду он не перестает познавать окружающий мир, рисовать в своем воображении эдакую динамичную картину мира и вносить изменения в свою жизнедеятельность (обратная связь, ре-акция). Что же позволяет ему так адекватно и комфортно устраивать свою жизнь? Конечно, образовательный процесс. ОБРАЗ-ование. Это процесс познания окружающего мира и выработка линии поведения. Человеческий социум придумал науку педагогику и создал целую сферу образования. Причем, поначалу воспитание и обучение в образовательном процессе проходили как бы параллельно. Воспитанием занимались старшие родственники, улица и двор, воспитатели, руководители кружков и секций, пионервожатые, детские писатели и поэты, позже подключился кинематограф, детская комната милиции. (Только с 2014 г. в России с легкой руки мудрого В. Мединского появилась музейная педагогика). Школа же активно ударилась именно в обучение. Обучить ребенка не только читать, считать и писать. Химия, физика, математика (дифференциальное исчисление!), биология, иностранный язык, черчение, обществоведение, физкультура (прыгать через козла!), программирование…. Синхрофазотрон .. Извечное противостояние «физиков» и «лириков», в котором, конечно, побеждали «физики». Просто по объективным причинам: социализм позволил целенаправленно трудиться огромному количеству россиян. Трудиться - прежде всего создавать инновационные материальные блага: дома, заводы, пароходы, дороги и мосты, машины и оборудование. Очень много было строек социализма. И «лирики» тоже, конечно, трудились. И создавали удивительные художественные произведения: песни, фильмы, стихи и прозу, балет и оперу, художественную литературу… Очень востребован был научно-исследовательский трудовой потенциал вчерашних выпускников вузов.
Надо ли говорить о том, что воспитательный процесс очень тесно и органично был встроен в образовательную сферу? И если случались сплошь и рядом перегибы в воспитательном процессе по линии «личное – общественное», естественно, в пользу общественного, так это надо еще подумать, хорошо это было или плохо. Как известно, эгоцентризм индивида - врожденный инстинкт. А воспитание не должно заниматься развитием врожденных инстинктов, они и так оттачивались природой миллионы лет. воспитание - процесс обогащения души человека социальными благами и социокультурными ориентирами, умениями. Как хотелось бы добавить «исключительно гуманитарной направленности». Увы. Фашизм, нацизм тоже обладает огромной «воспитательной» силой. Очень заразен. К этой же категории можно отнести и течение ЛГБТ. Очень заразно. И совсем не гуманно. А потому следует детально проработать последствия толерантности, поскольку у любого социального явления и течения могут быть как положительные, так и отрицательные последствия. «Своя» правда. Не стоит спорить, что толерантность противостоит тоталитаризму, а, следовательно, и первое и второе - крайности. Хочется гармонии. Также как и в личных отношениях, особенно, гендерного характера. А это все вотчина воспитательного процесса.
Приведу пример. В детском садике есть мальчик, у которого два папы. Нет-нет, не просто родной отец и отчим. Сегодня говорят: «биологический» отец. Тоже, знаете ли, страшный термин. Потому что он из области биологии, а не из области гуманистики, не из духовно-нравственного начала нашего homoduplex. Так вернемся к нашему мальчику. Назовем его Лелик. У него семья состоит из «родитель1» и «родитель 2». Оба родителя - мужчины. Демократичная и вовсю толерантная Европа сказала, что ничего страшного. Давайте думать. Наш Лелик вовсю воспитывается в этой среде. Наш Лелик активно привносит в образовательную среду детского сада плоды своего семейного воспитания: он активно хвастается своими двумя папами и очень настороженно относится к слову и явлению «мама». Лелик - лидер, как и большинство детишек в пятилетнем возрасте. И, конечно, почемучка, как и все они.
Хотят докопаться до самых сущностных вопросов бытия, кардинально решить их. Что это за вопросы? Кто я? Откуда я взялся? Кого я люблю всем своим сердечком? Кто любит меня также горячо? Моя мама - самая лучшая и красивая. Мой папа самый храбрый и самый сильный. У меня, посмотрите, какая замечательная красная машинка. Далее везде.
Итак, напоминаю, мы пребываем в самом сердце воспитательного процесса. В самом центре образовательной среды. Потому что читали научный труд К.И. Чуковского «От двух до пяти». Труд психолого-педагогического характера, с оттенками филологии, социологии, философии. И вот посмотрите: здесь и сейчас в этой образовательной среде средней группы детского сада совершается страшное: учат плохому, очень плохому. Сокрушают базовые устои и представления человеческих детенышей. О семье, о предках и потомках, о единстве и уникальности жизни, о смысле жизни, о родителях…
Президент России сказал борцам за права сексуальных меньшинств следующие слова: «Вы только детей не троньте». Возникает вопрос: как? Как их не тронуть вот в этом конкретном случае в детском саду. И справятся ли российские органы опеки с попытками усыновления детей специфическими «родителями»? И последний вопрос. Когда осудили отца семилетнего мальчика за превышение мер самообороны? Во время инцидента в подъезде, когда педофил вполне мирно уговаривал ребенка к акту. Только не говорите, что это совсем о другом. Это все о том же - о воспитании. И об образовательной среде, которая в данном случае находится в суде, в самом гуманном суде, приговорившим отца к реальному сроку за превышение мер самообороны. Толерантный суд, однако.
А так как окружающий мир усложняется с неимоверной скоростью, школа должна обучать еще массам предметов и дисциплин. Она, конечно, не справится. И потому опять вспомнили формулу «Учиться, учиться и учиться». Обращаю внимание на глагол «учиться», а не «учить». Это принципиально. Частица «-ся» переносит ответственность за результативность образовательного процесса с обучающего на обучаемого. С учителя на ученика. Классики российской педагогики всегда настаивали на субъект - субъектности образовательного процесса, потому что детская любознательность была им хорошо известна [3]. Любознательность - это тоже врожденное качество. возрастная психология и даже Эриксон этот канон берут за основу. А потому на помощь школе и учителям призвали специалистов из других сфер деятельности. Искусства, Литературы, Кинематографа, социально-культурного сервиса вкупе со спортом и Российским географическим обществом. Прорывным моментом хотелось бы считать и онлайн - образование. Хотелось бы. Если администраторы не забудут вот об этом самом качестве, о любознательности, о любопытстве. Как исходном условии успешности образовательного процесса. Психологи говорят о необходимости замотивировать обучающихся. Это одно и то же. НО. Замотивировать можно по-разному. В том числе, пробудив интерес к «плохому». Ребенок «всеяден», его любопытство не знает границ. Он не различает плохого и хорошего, легко усваивает и первое, и второе. Гитлерюргенд и беспризорники - «форточники» тоже ведь были «замотивированы» взрослыми умными людьми, которые напрямую занимались воспитанием себе подобных. Это первый тезис. Резкое усложнение окружающего мира и отставание громоздкой педагогической системы. Наметилось еще одно отставание российской педагогической системы - в вопросах воспитания. Образовательные организации отныне поправкой к ФЗ обязаны опять заниматься не только обучением, но и воспитательной работой. И даже писать отдельные планы мероприятий по воспитанию обучаемых. Вот как. То есть мы опять утыкаемся в метафизику. Пытаемся отделить неотделимое - обучение и воспитание.
Вот тут пора вспомнить К.И. Чуковского, когда его «Муху-Цокотуху» активно гнобило педагогическое сообщество в 1927 году. Оно (сообщество) писало открытое письмо в Литературную газету. Одна учительница биологии обвиняла автора «Мухи-Цокотухи» в полном биологическом нигилизме, незнании реальной жизни современных видов насекомых, как-то: тараканов, мух, комаров и других летающих насекомых, паукообразных и жуков. Мало того, она же выразила протест в связи с полным игнором Корнеем Ивановичем колорадского жука в литературном произведении «Муха-Цокотуха»: «А ведь всем известно, что именно колорадский жук наносит огромный вред полям и огородам. И Чуковскому следовало бы прописать их в сказке как очень плохих и злых участников банкета. Приписать им плохие поступки, дружно осудить их линию поведения. Может быть, даже исключить их из числа участников банкета!». Почему не поняли друг друга единомышленники и воспитатели: педагоги и автор детской литературы? Это знает Узнадзе [5], [6]. Это знает М. Задорнов [2]. Почему этого не знает Министерство просвещения?
Второй тезис. Воспитательный процесс. ВОС- питание. Это тоже ответ на потребность не только в хлебе насущном. Но и в «зрелищах», но и в высоких смыслах. Ребенок хочет разобраться в окружающем мире, в правилах социума. Он – максималист. «Что такое хорошо и что такое плохо». Как - то так выглядят известный ответ папы сыну, если схематично: «Руки мыть! Слабых защищать! В книжку тыкать пальцем» И все? Ах, Маяковский! Вы, конечно, не отец. Но как легко и играючи справились с задачей: «Роль отца в воспитании дошкольника». Делай раз, делай два, делай три. Вашим манифестом молодого отца пользуются до сих пор. Только пальцем мальчик тыкает уже в смартфон.
Повторяю, он очень любопытен. Ему все интересно. Он «всеяден», все хочет попробовать на «зубок». Не только математику и чтение. Все впечатления от нового знания «впечатываются» в его детскую открытую душу навеки на века. Он очень наблюдателен. И еще, он умеет отличать правду от лжи и «недоговоренностей». Он великий телепат. И еще он в силу эгоцентричности почти всегда принимает огонь на себя. «Это я виноват, что папа ушел от нас. Если бы я не взял без спроса его мобильник…». Ау, родители! Не надо воспитывать детей, они все равно вырастут очень похожими на вас. Берегите детей. От толерантности, в том числе.
Оставляю открытыми два вопроса: Какие социальные институты «напрямую» занимаются воспитательной работой подрастающего поколения? Можно ли отделить в современном (едином и неделимом) образовательном процессе обучение от воспитания?
И последнее, как поступить воспитательнице?
Пыталась поискать единомышленников на недавнем крупном психологическом форуме, приуроченном к 25-летию «Психологической газеты»: «Жизнь будет лучше, чем мы хотели». Увы, «отключили микрофон» с формулировкой: замахнулась на «толерантность» [1]. Это святое, как оказалось в ходе работы форума. У современных психологов голова болит о другом: как бы увеличить потребности населения России в услугах психоаналитиков и психотерапевтов (вероятно даже, на платной основе). В подтверждение этого удручающего вывода привожу следующее «Откровение»: «Мир ребенка во многом фантазийный: в темной комнате обитают чудовища, а мелкая ссора может восприниматься как настоящая катастрофа. Родителям и специалистам нужно быть внимательными к переживаниям ребенка, иначе страхи могут перекочевать во взрослую жизнь в форме комплексов. Как психолог, я рекомендую родителям, столкнувшимся со страхом ребенка, в первую очередь признать этот страх. Ни в коем случае не отрицайте детские страхи, не говорите, что все это ерунда, ты уже большой, мальчики ничего не должны бояться и прочее. Объясните ребенку, что все люди чего-то боятся, просто у людей разных возрастов разные страхи. Говорите с ребенком о его страхах, придумайте сказочную историю, в которой вы можете приручить страх или сделать его смешным. Еще один способ — визуализировать страх. Слепите его вместе с ребенком, нарисуйте, сделайте из бумаги: после этого ребенок сам решит, что он захочет с ним сделать, порвать, выбросить или спрятать подальше в шкаф».
Прекрасная воспитательная (психотерапевтическая) технология. Еще бы голову в песок научили совать, как страус. Умышленно не привожу фамилию автора, теперь не принято критиковать. Страшна сама тенденция. Теперь понятно, зачем переписали концовку сказки «Колобок». Чтоб не травмировать ребенка, а то еще «перекочует этот страх во взрослую жизнь в форме комплекса». Беги, малыш.
Литература
- Александров А.А. Психогенетика: Питер, 2019. 182 с.
- Задорнов М. Слава Роду! Энтимология русской жизни: ЗАО «Центрполиграф». 2014. 237с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсеньева; сост. П.А. Лебедев; Акад. пед. наук СССР. М. : Педагогика, 1982. 703.
- Казакевич Т.А. «Основной заказчик советской педагогической суперсистемы» эссе,TEORIA: педагогика, экономика, право. №2, 2021. С.34-36.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Мн.: Нар. Света. 1981. 288 с.
- Узнадзе Д.Н. Философия. Психология. Педагогика. Наука о психической жизни: «смысл». 2014. 365с.
- Узнадзе Д.Н. «Литературное произведение как психологический документ» // Илион. 1922. №3. С.58-62.
Комментарии
Роскошная статья! Читаем и
Добавить комментарий