Мироненко И.А.
Значение и смысл работ Б.Г. Ананьева не сводятся к тому, что он всесторонне описывал ход онтогенеза человека, проводил лонгитюды и сравнивал возрастные срезы, сопоставлял индивидные и социально-психологические характеристики, применял т.н. комплексный подход. В его работах есть потенциал для новых прочтений и интерпретаций, актуальных сегодня, который не был раскрыт ранее, потому, что опережал свое время. В работах Ананьева интересны в первую очередь не описания общих закономерностей возрастного развития, а яркие факты их нарушения, примата индивидуальной детерминации развития над обще видовой. Такие факты выявлены и описаны им на материале широкомасштабных исследований сенсорно-перцептивных функций, традиционно и по сегодняшний день относимых к самым базисным, биологическим «этажам» в структуре человека как субстрата личности.
Теоретическое значение описанных Ананьевым фактов не было полностью осмысленно при его жизни и непосредственно позже, в силу ряда обстоятельств исторического характера, в частности, потому, что наука того времени не была готова к такому осмыслению. Центральная идея в работах Ананьева – идея самодетерминации человеческого развития, высоко актуальная сегодня.
В зарубежной психологии идеи самодетерминации зародились позже, лишь в 1980-е, и развивались в русле гуманитарного телеологического подхода. В работах Ананьева идеи самодетерминации, заложенные в субъектном подходе и культурно-исторической теории, были реализованы в русле каузального естественнонаучного подхода и воплощены в широкомасштабных эмпирических исследованиях, доказывающих самодетерминацию человеческого развития на уровне самого субстрата человеческой психики, психофизиологических механизмов, прежде всего, сенсорно-перцептивных процессов.
Центральное место в концепции Б.Г. Ананьева занимает понятие индивидуальности. Индивидуальность по Ананьеву – это не просто индивидуальное своеобразие, уникальность личности, отличие человека от других. Б.Г. Ананьев называет индивидуальностью целостное единство всех уровней организации человека, которое является результатом слияния натурального и культурного развития человека. Главной детерминантой развития в теории Ананьева является интеграция, согласование различных по своему происхождению программ, которые человек наследует: видовая, заложенная в его генотипе; культурные и обучающие программы, носителем которых является общество. Эти программы рассматриваются как ряд относительно независимых непсихологических факторов, действие которых опосредуется и интегрируется индивидуальностью человека. Индивидуальность изначально присутствует и проявляет себя, преломляя и соединяя биологическую индивидную программу, социально определяемую программу развития личности и программу становления субъекта деятельности, которая заложена в орудийно-деятельностных компонентах воспитания.
В зрелом возрасте фактор индивидуальности становится доминирующим. Ананьев формулирует и обосновывает положение, что по мере взросления возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Собственным поведением и трудом, посредством общественных связей (товарищества, дружбы, любви, брака и семьи, включения в разнообразные малые и большие группы — коллективы), человек создает и поддерживает собственную среду развития. Характерологические особенности, избираемая область и виды деятельности существенно влияют на развитие психических и психофизиологических функций человека. Влияние жизненного пути человека и меры его активности на ход онтогенетической эволюции особенно велико в период старения. Именно с активностью человека связано действие гигиенических факторов, способствующих стабилизации жизненных функций на высоком уровне в зрелые годы. Теория индивидуальности открывает и обосновывает оптимистическую перспективу современному человеку, освобождая его от фатальной зависимости от какой-либо навязываемой ему программы, будь то природная программа или заложенная в культуре.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект № 17-06-50086-ОГН «Академическая интеграция в контексте становления глобальной психологии: вызовы и перспективы».
Комментарии
Добавить комментарий