Тест

ТЕСТ

Тест (англ. test) - стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач. Тест представляет собой серию кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). Как правило, показатели выполнения Т. (иногда их можно называть «показателями успешности») выражаются в относительных величинах: за единицу часто принимается та или иная мера вариативности индивидуальных данных (см. Коэффициент интеллекта). Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Т. разделяются на 2 основных типа: 1) собственно психологические Т., 2) Т. достижений (испытания знаний, умений, навыков, уровня общей или профессиональной подготовки).

Психологические Тесты классифицируются по различным основаниям. По предмету диагностики выделяют Т. способностей (в т.ч. Тест интеллекта) и Тест личности (в т.ч. социально-психологические Т.), а по способу реализации - манипулятивные Т., Т. «карандаш-бумага», аппаратурные, ситуационно-поведенческие, компьютерные. Кроме того, различаются аналитические Т. и тестовые батареи; индивидуальные и групповые Т. По цели применения выделяют Т. готовности к школе, клинические Т., Т. профотбора и пр. По психометрическим основаниям тесты делятся на те, в основе которых лежат шкалы индивидуальных различий, и на критериально-ориентированные Т. Разработка теста включает проверку его на валидность, надежность, однородность, дифференцирующую силу, достоверность и прогностичность. Тестовые шкалы основаны на статистической обработке результатов обследования больших выборок. Различаются 3 вида интерпретации тестового результата: соотнесение «сырого балла» со стандартными нормами, характеризующими внутригрупповой разброс результатов; интерпретация индивидуального профиля результатов выполнения отдельных субтестов; качественный портрет личности на основе применения диагностической экспертной системы.

Понятие «Тест» ввел Джеймс Кеттел в конце XIX в. (см. Измерения в психологии), но распространение тестовый метод получил лишь в 1-й половине XX в., благодаря работам А. Бине, Л.М. Термена, Г.И. Россолимо и др. Первым популярным Т. стала шкала Бине-Симона, созданная в 1905 г. для диагностики уровня умственного развития детей и выявления не способных к обучению в массовой школе (см. Бине-Симона тест). В настоящее время психологами разработано несколько тысяч Т. и тестовых батарей. Со временем тест устаревает, т.к. изменяется культура общества, уровень образования населения, возникает т.н. тестовая искушенность, что требует пересмотра содержания тестовых заданий. Не существует Т., свободных от культуры, поэтому любой зарубежный тест нуждается в ревалидизации.

Применение Тест всегда является этапом решения исследовательской или практической задачи, совместной деятельностью психодиагноста и клиента. Важное значение имеет соблюдение техники и этики психологического тестирования. Любые тест, равно как и компьютерные психодиагностические системы, подлежат сертификации. Широкое применение теста в образовании, при профотборе, в клинике должно сопровождаться повышением качества подготовки психодиагностов. См. психодиагностика, Психологическая диагностика. (В.Н. Дружинин)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Тест

  1. Наиболее общее значение – любая процедура, используемая для измерения фактора или оценки некоторой способность. Это всеобъемлющее значение термина включает тесты интеллекта, которые дают измерение IQ, медицинские тесты, которые оценивают наличие или отсутствие болезни, тесты способностей, которые измеряют потенциал в некоторой области, различные личностные тесты, которые оценивают аспекты личного стиля, систем убеждения и установок, статистические тесты, которые определяют значимость результатов экспериментов, и т.д. Чтобы предотвратить путаницу в этом изобилии инструментов для оценки, обычно добавляются некоторые определения, чтобы обозначить тип и форму рассматриваемого теста. Основные формы тестов представлены в отдельных статьях ниже; специализированные тесты можно найти в другом месте, по названиям, под которыми они широко известны. 
  2. В логике – критерий или критическая операция, которая может использоваться для оценки справедливости суждения, истинности утверждения, правильности аргументации, точности теории и т.д.

предметная область термина

 

статьи из этой категории

 

назад в раздел : словарь терминов Т  /  глоссарий

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки