Лидерство

Лидерство

 

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе исследований Л. выделены различные стили Л., разработан ряд концепций Л. Теория лидерских ролей (Р. Бейлс) рассматривает роли «профессионала» - лидера, ориентированного на решение деловых проблем, и «социально-эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений.

Сторонники теории черт Лидерство считают предпосылкой признания человека лидером обладание специфическими «лидерскими» чертами и способностями. Исследования, проведенные в русле этой теории, концентрировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров. Вариантом такого подхода является харизматическая концепция Л., согласно которой Л. ниспослано отдельным выдающимся лицам как некая благодать («харизма»). Существенное значение для понимания лидерства и его эффективности имеет уровень группового развития. В коллективе ввиду наличия ценностно-ориентационного единства снимается якобы неизбежное с точки зрения западных психологов противопоставление лидера, «ориентированного на задачу», и лидера, «ориентированного на людей».

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Лидерство - единственно правильный способ употребления этого термина – это обозначение осуществления полномочий власти и влияния внутри социальной группы; то есть функционировать, как лидер означает осуществлять лидерство. Однако этот термин часто используется так, как будто это личностная черта, как будто имеется совокупность определенных умений, которые отражают лидерские способности. Хотя в этом есть некоторая интуитивная доля правды, такой способ употребления приводит к безнадежной путанице, потому что в этом случае пренебрегают ролью самой ситуации в определении лидерского поведения.

предметная область термина

ЛИДЕРСТВО: СТИЛЬ (стиль лидерства; стиль руководства) - типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных).

К. Левин выделил три стиля лидерства:

  1. авторитарный (директивный) - жесткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений и пр.;
  2. демократичный (коллегиальный) - коллегиальность, поощрение инициативы и пр.;
  3. анархичный (либеральный) - отказ от управления, устранение от руководства и пр.

В отечественной психологии социальной показано, что стиль лидерства - предпосылка и следствие уровня развития группового. Он зависит и от содержания деятельности совместной, лежащей в основе отношений межличностных в группе. Для групп высшего уровня развития типичен коллективистский стиль лидерства (руководства), предполагающий ответственность руководителя перед коллективом, сознательное подчинение руководителю, самодеятельность коллектива, полную демократичность и пр. В корпорациях принят авторитарный стиль лидерства - бюрократический централизм, характерный, в частности, максимумом централизации и минимумом демократичности. При низкой социальной ценности факторов, обусловливающих отношения между членами группы, возможен также анархичный стиль лидерства в асоциальных ассоциациях.

ЛИДЕРСТВО В ГРУППЕ - проблему лидерства в группе следует рассматривать как с позиций ее ролевого исполнения одним из членов группы, так и терапевта. В любой эффективно работающей группе назначенный руководитель – не единственный человек, осуществляющий руководство. Некоторые виды групп самостоятельно осуществляют руководство («Анонимные алкоголики»).

В большинстве групп, начинающихся без назначенного руководителя, в ходе ее развития появляются один или более лидеров. Прежде всего, лидеры отличаются от других членов по степени активности. Специфическими чертами, определяющими лидерство, могут быть: энтузиазм, умение доминировать, уверенность в себе, ум, хотя каждая черта сама по себе не определяет лидерство. Б1ау8оп (1962) выделял также, в этом смысле, черты уравновешенности, рассудительности, зрелости, силу «Я» личности, высокий порог возникновения тревоги, восприимчивость к другим, интуицию, эмпатию, воображение, способность избегать рефлексии, желание помочь людям, терпимость к фрустрации и неопределенности, а также осознание лидером собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов и ценностей. В психокоррекционных группах очень важно распознать ролевое поведение каждого: от лидера до аутсайдера, конформиста, эксперта. Невротики в таких группах неосознанно повторяют свои роли, которые исполняют в обычной жизни, демонстрируя при этом свои ригидные установки, которые и могут стать предметом рассмотрения в группе.

Распознавание ролей в группе достигается обсуждением, участием в играх, предоставлением обратной связи, проигрыванием противоположных ролей. Б. Кгагосгм1 (1978) говорил, что задачей групповой психотерапии является расширение «репертуара ролевого поведения». Однако при этом следует давать возможность клиенту вне группы самому выбирать роли в зависимости от их арсенала и обстоятельств реальной жизни.

ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ – процесс воздействия на объект политики авторитетом субъекта (личности, группы или организации). Это выражение искусства политика, предполагающее, по крайней мере, три составляющих: способность понимать истинные мотивы людей (что им нужно); умение создавать такую атмосферу отношений, которая способствует нормальной политической жизни; стиль эффективной деятельности. Политические функции лидера зависят от его статуса и направленности деятельности. Идеальный вариант Л. п. – объединение в одном лице неформального лидера и ключевой фигуры в государстве.

Базовым компонентом авторитета официального политика является авторитет занимаемой им должности в системе власти, а у неформального лидера (в современных условиях это зачастую оппозиционный лидер) базовым компонентом авторитета является доверие людей. Феномен Л. п. в первом случае часто опирается на формальное подчинение объекта субъекту политики, во втором – основывается, прежде всего, на категории веры. В то же время, в любом случае эффективное выполнение политиком лидерских функций без доверия людей, а следовательно, без авторитета невозможно. В современных условиях наиболее ценными личностно-профессиональными качествами Л. п. являются умение предложить оптимальное решение в конфликтной ситуации, проявить волю, организаторские способности, целеустремленность, при этом быть честным, уравновешенным, способным при случае открыто признать совершенные ошибки. Исследователями установлена тесная зависимость между личностно-профессиональными качествами регионального политика и социальными ожиданиями населения. Если это соответствие имеет место, то лидер, независимо от его принадлежности к оппозиционным или официальным властным структурам, получает поддержку от большинства населения и становится подлинным политическим лидером. Моделирование эффективности Л. п., особенно в период конфликтных ситуаций, базируется не только на политологических, но и психологических, социологических, экономических и юридических разработках конфликтологии и теориях функционирования общества.

ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО (leadership and supervision) - лидеры управляют и менеджеры ведут за собой, но эти две роли не являются тождественными. И лидеры (leaders), и руководители (supervisors) могут выполнять межличностные, информационные роли и роль принимающего решения, но руководители, сверх того, вовлечены в такие нелидерские виды деятельности, как проверка исполнения, планирование, исслед., координирование, оценивание, надзор, кадровое обеспечение, переговоры и представительство. Умение быть лидером и устанавливать личные контакты с др. - одно из наиболее важных профессиональных требований, предъявляемых к менеджеру любого уровня. Умение налаживать взаимоотношения между членами коллектива считается для менеджеров среднего уровня гораздо более важным, чем технические умения.

Самой важной отдельно взятой функцией руководителей первого (низового) звена яв-ся осуществление надзора и руководство подчиненными. Два фактора, действием к-рых можно объяснить большую часть индивидуальных различий в поведении руководителей, были названы структурированием, полезным в планировании и орг-ции деятельности, и вниманием, характеризующим заботу о нуждах подчиненных. Нематериальные активы лидерства просматриваются у менеджеров в той степени, в к-рой они отличаются от запрограммированных автоматов, принимающих решения. Ориентированные на действия, а не на тщательное обдумывание, менеджеры чаще опираются на здравый смысл и интуицию, нежели на формальный анализ, что чрезвычайно затрудняет наблюдение за их процессами принятия решений. Предпочитая межличностные коммуникации письменным документам, менеджеры тратят большую часть своего рабочего времени на телефонные переговоры или совещания, в к-рых особую ценность приобретают лидерские качества и межличностные умения.

Эффективное лидерство оказывается тесно связанным с руководством и управлением по неск. факторным измерениям, выделенным Морсом и Вагнером. Множественный регрессионный анализ позволяет предположить, что в общем и целом большая часть результативных действий менеджеров связана с управлением организационной средой. Инициативные, смелые, новаторские решения яркого лидера могут вступать в конфликт с требованиями к гарантированной надежности и неукоснительному соблюдению организационных правил и ограничений, выражаемыми эффективным администратором. Существует отчетливая потребность в ситуационном подходе к пониманию сравнительной ценности лидерских и нелидерских аспектов руководства и управления. См. также Эффективность лидерства, Стили лидерства Б.М. Басс.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки