Научное творчество Л.C. Выготского и современная психология

В сборнике представлены тезисы докладов Всесоюзной конференции „Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология". В конференции участвуют как непосредственные представители научной школы Л.С. Выготского, так и представители других направлений советской психологической и философской науки. Диапазон тематики сборника достаточно широк — практически все отрасли современной психологии. Большинство сообщений имеет не исторический, но собственно теоретический характер. Раскрывается значение Выготского в развитии психологической науки, прослеживаются его идеи в области генеза, структуры и функций человеческой психики. Намечаются перспективы исследований, опирающихся на эти идеи.

Сборник рассчитан на специалистов в области психологии, философии, педагогики, лингвистики, социологии, семиотики.

Редакционная коллегия: В.В. Давыдов (отв. редактор), В.П. Зинченко, В.М. Мунипов, Л.А. Радзиховский

Результаты: 12 (страница 1, всего 1 стр.)

1 Внутренняя речь в понимании Л.С. Выготского Библер В.С.
Анализ внутренней речи, осуществленный Л.С. Выготским в книге „Мышление и речь", глубоко продуктивен для всего последующего развития психологии, для понимания самого предмета психологии; анализ этот органически включен в основное русло гуманитарной мысли XX века.
2 Значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для современных исследований психологии личности Божович Л.И.
В концепции культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского заложен целый ряд идей, которые стали в советской психологии исходными для развития новых исследований и построения оригинальных теоретических положений.
3 К вопросу о критерии оценки „зоны ближайшего развития" ребенка Варданян Г.А.
Общепризнанно, что диагностика умственного развития ребенка, основывающаяся, по Л.С. Выготскому, на оценке „зоны ближайшего развития", может быть построена только на использовании диагностического испытания в форме обучающего эксперимента.
4 К. Левин, Л.С. Выготский: переход от метафизической к диалектической психологии как процесс Бибрих Р.Р., Орлов А.Б.
В истории психологии наиболее отчетливо обозначены две методологические парадигмы: аристотелевский и галилеевский способы мышления.
5 Л.С. Выготский и социальная психология Андреева Г.М.
Исследования роли идей Л.С.Выготского в становлении марксистской социальной психологии практически отсутствуют. Это объясняется, видимо, тем, что прямые высказывания по отдельным социально-психологическим проблемам в его трудах крайне редки.
6 Механизм письменной речи и методика обучения письму Амонашвили Ш.А.
Несмотря на реорганизацию процесса обучения навыкам письма и усиление работы над развитием устной речи на базе новых программ начальных классов, сдвиг в развитии письменной речи не обнаруживается.
7 О мнимом и подлинном содержании „Психологии искусства" Л.С. Выготского Берхин Н.Б.
Подлинное содержание „Психологии искусства" до сих пор остается невыявленным в критической литературе. Одни исследователи (А.Н. Леонтьев) считают, что эта работа Выготского и в наше время сохраняет научную актуальность, другие отрицают это (Т.А. Флоренская).
8 О психолингвистических аспектах концепции Л.С. Выготского Брудный А.А.
В плане современной психолингвистики особый интерес представляют мысли Л.С. Выготского о слове как „малом мире сознания" и тексте как „малом мире культуры".
9 Проблема общественного-индивидуального в психике человека и культурно-историческая теория Брушлинский А.В.
Исторически первое и по-прежнему весьма перспективное достижение советской психологии — это выдвижение и систематическая последовательная разработка, начиная с 30-х годов, методологического принципа единства сознания (вообще психики) и деятельности.
10 Пути разработки идей Л.С. Выготского о роли общения в психическом развитии ребенка Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е.
Одним из основных понятий, с помощью которого Л.С. Выготский раскрывает содержание процессов психического развития, является понятие общения.
11 Три грани интериоризации Асмолов А.Г.
Идеи Л.С. Выготского не являются вчерашним днем нашей психологии или же только ее сегодняшним достоянием. Подобно тому как мысль свершается в слове, они непрестанно продолжают свершаться в самых различных исследованиях, в значительной степени предопределяя будущее советской психологической науки.
12 Три программы перестройки психологии и кризис современного когнитивизма Величковский Б.М.
Развитие когнитивной психологии наталкивается в последние годы на серьезные концептуальные трудности.
Подписка на Научное творчество Л.C. Выготского и современная психология