Особенности восприятия рекламы подростками с разным уровнем творческих способностей

Н.В. Азаренок Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка, г. Минск (Беларусь)

Сущность творческих способностей раскрывается в результате конкретизации понятия «способности». Б.М. Теплов отмечает, что способности – это такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей. Они не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснять легкость и быстроту их приобретения. Врожденными могут быть лишь анатомофизиологические особенности, а сами же способности всегда являются результатом развития.

Творческие способности перестали рассматривать как некоторую неизменную характеристику ребенка, предопределяющую его развитие. Их не считают суммой специальных способностей, отрицая общую одаренность или же, как общую творческую одаренность, противопоставляя ее специальным способностям. В настоящее время многие психологи включают в структуру творческих способностей как когнитивные, так и некогнитивные личностные (мотивационные, эмоциональные, волевые) и социальные (условия воспитания и обучения) факторы.

Особенности творческих способностей подростков, как отмечает А.М. Матюшкин, связаны с тем, что в данный возрастной период начинают выделяться два крайних полюса активности в постановке вопросов, построении догадок – проблемный (творческий) и непроблемный (нетворческий). Подростки с творческим типом активности обнаруживают большие способности к самостоятельной постановке задач, вопросов, проблем и поиску их решений в ситуации неопределенности.

Именно творческие способности помогают школьникам подросткового возраста находить новые способы поведения, адаптироваться к изменениям условий жизни, оптимально использовать внутренние резервы личности. По мнению Н.Е. Кузьминой, они повышают способность к нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта подростками.

Для определения процесса развития творческих способностей учащихся среднего школьного возраста К.К. Базарбаевой использовалась градация трех уровней: низкий, достаточный и высокий. При этом низкий уровень творческих способностей характеризуется отсутствием у учащихся среднего школьного возраста стремления и интереса к творческой деятельности, потребности в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей, стремления к независимости, ориентации на личные ценности. Кроме того, у таких школьников отсутствует готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному. Помимо этого для них характерно полное отсутствие способности порождать необычные идеи (оригинальность), отклоняться от традиционных схем мышления (дивергентность), перерабатывать, переосмысливать учебный материал, искать и вносить в него своеобразный индивидуальный смысл, находить и выражать оригинальные идеи. Подростки не умеют находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях, постоянно, стабильно проявлять творчество в процессе выполнения учебных задач, оперировать гипотезами при решении творческих задач, находить способы применения абстрактных правил для решения целых классов задач.

Достаточный уровень представлен у учащихся наличием положительного отношения к учебной деятельности, интереса к творческой деятельности, стремлением к независимости, ориентации на личные ценности. Учащиеся готовы поверить своим и чужим фантазиям, воспринимать новое. У них достаточно сформированы способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, перерабатывать, переосмысливать учебный материал, искать и вносить в него своеобразный индивидуальный смысл. Они самостоятельны, с хорошо развитой гибкостью и подвижностью мышления, способны находить и выражать свои оригинальные идеи, новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях. Такие дети постоянно, стабильно проявляют творчество в процессе выполнения учебных задач, критично относятся к процессу собственного творчества, к его результатам и к собственным возможностям.

Высокий уровень характеризуется наличием у учащихся положительного отношения к учебной деятельности, постоянным стремлением и интересом к ней. У подростков имеется большая потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей. Они последовательно стремятся к независимости, ориентируются на личные ценности, всегда готовы поверить своим и чужим фантазиям, воспринимать новое. У таких тинэйджеров очень развита способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, перерабатывать, переосмысливать учебный материал, искать и вносить в него своеобразный индивидуальный смысл. Самостоятельность, гибкость и подвижность мышления позволяют им достигать оригинальных решений в процессе выполнения учебных задач. Учащиеся выделяются способностью решать различные, постепенно усложняющиеся задачи на уроках, находить и выражать оригинальные идеи. Умело находят новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.

Для подростков с высоким уровнем развития творческих способностей характерно необычное, неожиданное, своеобразное видение окружающих явлений и предметов, развитое чувство юмора. Такие дети обладают более тонким восприятием происходящего вокруг, большим любопытством к тому, как устроен мир, у них развито исследовательское отношение к миру. Они любят заниматься решением сложных задач и не терпят, когда им предлагают готовый ответ, проявляют настойчивое желание отыскать его самостоятельно.

Что же касается восприятия рекламы (а в нашем случае социальной рекламы) подростками с разным уровнем творческих способностей, то эта проблема психологами практически не изучена. Поэтому проведенное исследование призвано восполнить информационную недостаточность научных сведений об особенностях восприятия социальной рекламы подростками с низким, достаточным и высоким уровнем творческих способностей.

В нашем исследовании приняли участие 64 подростка, ученики 6–8 классов гимназии № 33 г. Минска в возрасте от 12 до 14 лет. В качестве средства изучения творческих (креативных) способностей был избран тест Е.П. Торренса, обработка результатов которого медианным критерием и позволила определить уровни развития творческих способностей испытуемых. Таким образом, выборка была разделена на три группы: подростки с низким уровнем (20%), подростки с достаточным уровнем (61%) и подростки с высоким уровнем творческих способностей (19%).

На основе категориального анализа результатов ассоциативного эксперимента с помощью контент-анализа были выделены семь оценочных категорий восприятия социальной рекламы подростками.

Ведущей категорией восприятия социальной рекламы подростками является «Описание сюжета». Данная категория имеет свои различия в количественной выраженности, опосредованные уровнем творческих способностей: низкий уровень – 55%, достаточный уровень – 66% и высокий уровень – 37%. Однако подростки с высоким уровнем творческих способностей при восприятии социальной рекламы не только описывают сюжет, но и интерпретируют его. Вклад этой категории в общую категориально-процентную структуру восприятия рекламы составляет 17%. Данный факт позволяет говорить о наличии специфики восприятия рекламы подростками с высоким уровнем творческих способностей. Они не только воспринимают и описывают сюжет, но и пытаются сразу переработать его, интерпретировать в соответствии со своим восприятием мира.

Факторный анализ результатов исследования выявил, что оценка социальной рекламы подростками, опосредующая ее Восприятие, имеет три устойчивых фактора. Но эти факторы различаются содержательно у подростков с низким, достаточным и высоким уровнем творческих способностей, что также подтверждает наличие особенностей восприятия рекламы подростками с различным уровнем творческих способностей.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Азаренок Н.В. Особенности восприятия рекламы подростками с разным уровнем творческих способностей // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 29-31.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки