Афазия

АФАЗИЯ

Афазия (от греч. а — отрицат. частица + phasis — высказывание) - нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности (см. Речи расстройства).

Проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры речи и понимания обращенной речи при сохранности элементарных форм слуха и движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение. В соответствии с классификацией, разработанной А.Р. Лурия и основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, существует 7 форм А., каждая из которых связана с нарушением одного из факторов и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.

Сенсорная Афазия - возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В основе ее лежит нарушение фонематического слуха, т.е. способности различения звукового состава слов. Для данной формы А. характерны трудности понимания устной речи, трудности письма под диктовку. Вторично страдают и др. виды речи. Впервые описана К. Вернике (1874).

Акустико-мнестическая Афазия - обнаружена при поражении средних отделов левой височной области (у правшей). В основе ее лежит нарушение слухоречевой памяти. Проявляется в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях (быстрая речь, одновременное предъявление 2 речевых сообщений и т.д.), трудностей, возникающих в устной речи (поиск нужных слов, вербальные парафазии), затруднений письма под диктовку. Др. виды речи страдают вторично. Впервые описана как самостоятельная форма А. в работах Лурия.

Оптико-мнестическая Афазия - вызывается поражением задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В основе лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображений при большей легкости называния действий. Др. виды речи страдают вторично. Впервые описана Лурия как один из вариантов амнестической А.

Семантическая Афазия - возникает при поражении зоны ТРО (третичной коры теменно-височно-затылочных отделов; ТРО - сокр. от temporal - parietal-occipital) левого полушария (у правшей). В основе ее лежат дефекты симультанного анализа и синтеза (трудности в оценке пространственных и «квазипространственных» отношений). Проявляется в виде нарушений понимания определенных логико-грамматических конструкций (брат отца, отец брата, весна перед летом и т.п.), отражающих пространственные отношения. В случаях обширных поражений указанной зоны больные не понимают смысла такого типа слов, как над, под, слева, справа и т.д. Данная форма А. сочетается с нарушениями счета, пространственного мышления, конструктивного праксиса. Впервые описана Х. Хэдом (1926).

Афферентная моторная Афазия - возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей). В основе лежит нарушение кинестезической афферентации, поступающей в указанные отделы коры больших полушарий во время произнесения слов (см. Кинестезии речевые). Проявляется в виде нарушения произношения слов, замены одних звуков др. (см. Литеральная парафазия) вследствие возникновения трудностей дифференциации близких артикулем (артикуляционных движений, необходимых для произнесения слова). В этих случаях бывает нарушено самостоятельное письмо и письмо под диктовку. Др. виды речи страдают вторично. Впервые описана О. Липпманном (1913).

Эфферентная моторная Афазия - связана с поражением нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (или слога) на др. вследствие инертности речевых стереотипов. В то же время у данных больных не нарушено произношение отдельных звуков. Первично страдают активная устная речь и письмо, вторично нарушаются др. виды речи. Эфферентную моторную А. следует отличать от дизартрии. Впервые описана П. Брока (1861).

Динамическая Афазия - возникает при поражении средне- и заднелобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, проявляющиеся в нарушениях планирования речи. Характеризуется нарушением связной устной и письменной активной речи, общей речевой аспонтанностью, трудностями актуализации слов, обозначающих действия. Протекает на фоне относительной сохранности повторной и автоматизированной речи, чтения и письма под диктовку. Впервые описана К. Кляйстом (1934) под названием «дефект речевой инициативы».

В целом, согласно взглядам Лурия, Афазия делятся на 2 категории: парадигматические и синтагматические.

  • 1-е связаны с нарушениями кодирования речи (фонематического, артикуляционного и т.д.) и возникают при поражении задних отделов левого полушария;
  • 2-е связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария мозга. (Е.Д. Хомская)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Афазия (от греч. а — отрицат. частица и phasis — проявление) - нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Проявляется в нарушениях фонематической, морфологической и синтаксической структур речи и понимания речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха. Выделяют семь форм А., каждая из к-рых связана с нарушением одного из факторов, лежащих в основе речевой деятельности, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Афазия (а + греч. phasis — речь) - нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария. Системное расстройство различных видов речевой деятельности. По классической систематике А. различаются:

Афазия амнестическая [Trousseau А., 1864, Bateman, 1898] - симптомокомплекс, характеризующийся расстройством нахождения нужных слов, затруднениями в назывании предметов, хотя представления об этих предметах и их свойствах больной сохраняет. Наблюдается при поражении теменно-височных и теменно-затылочных отделов доминантного полушария.

Афазия моторная [Broca P., 1861] - симптомокомплекс, характеризующийся преимущественными нарушениями экспрессивной речи. Утрачивается способность произносить слова при отсутствии признаков органического поражения периферического речевого аппарата. Для речи характерны аграмматизм («телеграфный стиль»), парафазии с нарушением структуры слова, контаминации. Наблюдается при поражении задней трети нижней лобной извилины доминантного полушария (центра Брока).

Афазия семантическая [Head H., 1926] - симптомокомплекс, характеризующийся нарушением понимания смысла грамматически сложных фраз, отношений между словами, выражаемых с помощью флексий, атрибутивных конструкций, предлогов, сравнительных конструкций. Наблюдается при поражении области на стыке теменной, затылочной и височной долей доминантного полушария.

Афазия сенсорная [Wernicke С., 1874] - характерно нарушение способности понимать значение слов при отсутствии каких-либо поражений слуха. Относительная сохранность экспрессивной речи. Многоречивость вплоть до логореи. Парафазии - вербальные и литеральные. Затруднения в различении близких звуков. Наблюдается при поражении задней части верхней височной извилины доминантного полушария (центр Вернике).

Афазия транскортикальная [Lichtheim L., 1885] - вначале рассматривалась как самостоятельная форма, являющаяся результатом повреждения ассоциативных путей между центрами Брока и Вернике и центром понятий. В настоящее время понимается как более легкая степень расстройств речи при моторной и сенсорной афазии с сохранностью повторной речи.

В соответствии с классификацией А.Р. Лурия [1962], основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, различают следующие формы А., каждая из которых обусловлена выпадением одного из факторов в связи с той или иной локализацией очага поражения:

  1. афферентная моторная (кинестетическая) - на первый план выступают нарушения кинестетической основы речевых движений, расстройства артикуляции;
  2. эфферентная моторная (кинетическая) - характерны нарушения плавности речи, речевая деавтоматизация, затруднения в переходе от одной артикуляции к другой;
  3. динамическая - наблюдаются расстройства активного построения речевых процессов;
  4. акустико-гностическая сенсорная - нарушено различение близких (оппозиционных) фонем, при более массивных поражениях страдает различение всех звуков речи, возможны явления речевой акустической агнозии;
  5. амнестико-сенсорная - характерны нарушения называния слов, затруднения в вербальном обозначении показываемых больному предметов. 

Кинестетическая афазия наблюдается при распространении поражения с прецентральной коры на нижние отделы этой области (зоны вторичной организации кинестезии лица, губ и языка), кинетическая - в нижних отделах премоторной зоны, динамическая - при поражении конвекситальных отделов лобных долей, акустико-гностическая — при локальных поражениях вторичных отделов коры височной области, амнестико-сенсорная - при поражении теменно-затылочных отделов коры большого мозга.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Афазия - расстройство речи, проявляющееся нарушением способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли и обусловленное этим затруднение общения с другими людьми. Афазия возникает при дисфункции коры доминантного (у правшей – левого) полушария мозга.

Афазия акустико гностическая - см. Афазия сенсорная.

Афазия амнестическая (аномическая) - наблюдается при повреждении задних отделов теменно височной области левого полушария, главным образом угловой извилины (поля 37 и 40), и проявляется невозможностью называть предметы. При этом больной может правильно высказаться об их назначении (например, когда обследующий просит назвать демонстрируемый карандаш, больной заявляет: «Ну это то, чем пишут», и обычно стремится показать, как это делается). Подсказка помогает ему вспомнить нужное Слово, обозначающее название предмета, при этом он может повторить это Слово. В речи больного амнестической афазией мало существительных и много глаголов, при этом активная речь беглая, сохранено понимание как устной, так и письменной речи. Возможен сопутствующий гемипарез, на стороне субдоминантного полушария нехарактерен. Афазия Брока - см. Афазия моторная эфферентная.

Афазия Вернике - см. Афазия сенсорная.

Афазия динамическая - возникает при поражении префронтальной области (поля 9, 10, 11, 46 по Бродманну). Больной в состоянии артикулировать все звуки, но у него снижены мотивация к речи, речевая активность. При этом значительно меньше страдают репродуктивная речь (повторение вслед за обследующим слова, фразы) и автоматизированная речь. Расстройство речи особенно отчетливо проявляется в спонтанной повествовательной речи. Больные как бы неохотно вступают в речевой контакт, речь упрощенная, редуцированная, истощающаяся в связи с затруднением поддержания в процессе речевого общения достаточного уровня психической активности.

Активация речи в таких случаях возможна путем стимулирующего воздействия на больного, в частности разговора на тему, имеющую для него высокую степень личностной значимости. Эта форма афазии может быть объяснена как следствие снижения влияний на корковые структуры со стороны активирующих систем ретикулярной формации ствола мозга.

Афазия минимальная - син.: Преафазия. Минимальные речевые расстройства, при которых речевой дефект проявляется настолько легко, что во время обычной беседы может остаться незамеченным как для говорящего, так и для его собеседника. А. м. характеризуется речевой инертностью, аспонтанностью, невозможностью быстро и точно подбирать нужные слова, применяя преимущественно слова, часто встречающиеся в собственном словарном запасе. При этом более редкие слова припоминаются с трудом и с промедлением. Пациент обычно замещает их чаще встречающимися, хотя и менее подходящими в данном контексте, словами. В его речи преобладают «избитые» слова и словосочетания, «штампы», издавна сложившиеся речевые стереотипы, привычные речевые обороты. Не находя своевременно подходящих слов и словосочетаний, пациент прибегает к подмене слов («ну вот эта штука, как ее»), таким образом компенсируя недостаточность качества речи избыточным количеством речевой продукции. Описал минимальную афазию у больных с дисциркуляторной энцефалопатией английский невролог и нейропсихолог Критчли (M. Critchlev).

Афазия моторная афферентная - син.: Апраксия артикуляторная постцентральная. Возникает при повреждении постцентральных отделов доминантного полушария (нижней части корковых полей 1, 2, частично 40), получающих информацию от проприорецепторов речедвигательного аппарата и обеспечивающих кинестетическую основу артикуляции. Проявляется нарушением координации работы мышц, участвующих в формировании речи, ошибками при произношении отдельных речевых звуков, прежде всего гомоорганных, т.е. сходных по их фонетическим особенностям (например, переднеязычные – «т», «д», «н»; щелевые – «ш», «щ», «з», «х»; губные – «п», «б», «м»). В связи с этим в экспрессивной речи возникают многочисленные замены звуков, что делает ее непонятной для окружающих, сам же больной не в состоянии ее контролировать, ввиду своеобразной сенситивной атаксии в структурах, обеспечивающих формирование речевой продукции. Афферентная моторная афазия обычно сопряжена с оральной (щечно язычной) апраксией (неспособностью воспроизводить по заданию движения языком и губами, требующие значительной точности – коснуться кончиком языка верхней губы, поместить язык между верхней губой и зубами и т.п.), и характеризуется нарушением всех видов речевой продукции (речи спонтанной, автоматизированной, повторения, называния). Описана в 1973 г. отечественным нейропсихологом и нейролингвистом Е.Н. Винарской.

Афазия моторная эфферентная - син.: Афазия Брока. Следствие повреждения области нижних отделов премоторной зоны в задней части нижней лобной извилины (зона Брока, корковые поля 44 и 45). При этом расстроена экспрессивная речь, нарушается грамматическое построение произносимых фраз и отдельных слов. Артикуляция звуков возможна, однако затруднено переключение с одной фонемы на другую. Речь замедленная, плохо артикулированная, требует значительных усилий, изобилует многочисленными литеральными и вербальными персеверациями (повторениями), что сказывается, к примеру, расстройством способности к чередованию отдельных слогов (ма па ма па). Из за пропуска вспомогательных слов и игнорирования падежных окончаний речь больного нередко становится «телеграфной». При выраженных проявлениях этой формы афазии возможно формирование у больных «речевых эмболов» – повторение некоторых слов (нередко бранных), которые больной проговаривает «не к месту», передавая при этом интонацией свое отношение к ситуации. Нарушены номинативная функция речи (называние предметов), активное чтение и письмо (алексия, аграфия). Вместе с тем относительно сохранено понимание устной и письменной речи. Возможна сохранность фрагментарной автоматизированной речи, пения (больной может напеть мелодию). Больные обычно осознают дефектность собственной речи и подчас тяжело ее переживают, проявляя склонность к депрессии. При эфферентной моторной афазии Брока на стороне субдоминантного полушария обычно имеется гемипарез по брахиофациальному типу (преобладание выраженности пареза мышц руки и лица).

Афазия прогрессирующая - прогрессирующие речевые нарушения с преобладанием элементов моторной эфферентной афазии (см.), обычно сначала не сопровождающиеся другими очаговыми неврологическими расстройствами и значительным снижением интеллекта. При этом происходит нарушение темпа речи, ее обеднение, появляются отдельные латеральные и вербальные парафазии, частые речевые стереотипы. Одновременно страдает и письменная речь, учащаются параграфии (см.), грамматические ошибки. На КТ и МРТ головного мозга признаки атрофического процесса. Возникает после 60 лет и обычно расценивается как проявление атеросклеротической энцефалопатии.

Афазия семантическая - возникает при расстройстве функции коры нижней теменной дольки (поля 39 и 40 по Бродманну) доминантного полушария. Проявляется трудностями понимания сколько нибудь сложных по построению фраз, сравнений, логико грамматических оборотов, выражающих пространственные отношения. Больной не ориентируется в смысловом значении предлогов, наречий, суффиксов, окончаний: под, над, перед, за, сверху, снизу, светлее, темнее и т.п. Ему трудно понять, чем различаются фразы: «Солнце освещается Землей» и «Земля освещается Солнцем», «Брат отца и отец брата», дать правильный ответ на вопрос: «Если Ваня идет за Петей, то кто идет впереди?», нарисовать по заданию треугольник в круге, крест над квадратом и т.п.

Афазия сенсорная - син.: Афазия Вернике. Афазия акустико гностическая. Возникает при повреждении зоны Вернике, расположенной по соседству с корковым концом слухового анализатора в задней части верхней височной извилины (поле 22). В основе сенсорной афазии – нарушения фонематического слуха (фонемы – единицы языка, с помощью которых дифференцируются и отождествляются его составляющие; в русской речи к ним, в частности, относятся звонкость и глухость, ударность и безударность). В результате при сенсорной афазии больной теряет способность дифференцировать фонемы и не в состоянии уловить различие между такими словами, как «башня» и «пашня»; «пыл», «пыль», «быль»; «заґмок» и «замоґк» и т.п., не может повторять сочетания таких слогов, как «са за», «та да» и т.п., так как не замечает между ними различий. Не понимая речи окружающих, больной в то же время не может отслеживать и собственную речь. Вместе с тем он говорит бегло, многословен, при этом речь его изобилует аграмматизмами в связи с множественными литеральными и вербальным парафазиям (подменой нужных звуков, слов другими звуками и словами); таким образом, экспрессивная речь больного засорена неточностями, парафазиями, неологизмами, словами паразитами и превращается в «словесный салат», в котором окружающим трудно обнаружить смысл. Больной же, не улавливая неправильность собственной речи, нередко возмущается непонятливостью, бестолковостью окружающих. При этом неосознаваемую дефектность своей речи он стремится скомпенсировать нарастающим количеством речевой продукции. При сенсорной афазии утеряна и способность к повторению слов. Наряду с нарушением устной речи, в связи с расстройством звуко буквенного анализа и отчуждения смысла слов у больного нарушены чтение и письмо (алексии и аграфии). При типичной, изолированной сенсорной афазии проявления гемипареза на стороне, противоположной доминантному полушарию, могут отсутствовать или быть умеренными, однако возможна верхнеквадрантная гемианопсия в связи с вовлечением в патологический процесс проходящей через височную долю мозга нижней части зрительного пучка Грациоле.

Афазия тотальная - этим термином обозначают обычно сочетания моторной и сенсорной афазии – больной не понимает обращенной к нему речи и сам в то же время оказывается неспособен к активному произнесению слов и фраз. Развивается чаще при обширных инфарктах мозга в бассейне левой средней мозговой артерии и обычно сочетается с выраженным гемипарезом или гемплегией на стороне субдоминантного полушария.

Афазия эпилептогенная приобретенная - см. Синдром Ландау-Клеффнера.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Афазия - неспособность говорить, обозначающий любую частичную или полную потерю речевых способностей.

предметная область термина

АФАЗИЯ ТРАНСКОРТИКАЛЬНАЯ, МОТОРНАЯ - Афазия без потери речи, во многих отношениях похожая на афазию Брока с ненарушенной способностью к пониманию. Повреждается, однако, зона, расположенная перед зоной Брока в лобной доле.

АФАЗИЯ СМЕШАННАЯ ТРАНСКОРТИКАЛЬНАЯ - Афазия, вызванная повреждениями области на стыке лобной, теменной и затылочной долей. Потеря речи обычно полная, и пациент способен только повторять слова (эхолалия) и не проявляет никаких других языковых способностей. Также, неоднозначно, называется синдромом изоляции речи.

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ - между синдромами умеренной эфферентной моторной и динамической афазий много сходного и часто бывает трудно провести четкую границу. Не случайно динамическую афазию некоторые исследователи рассматривают как стадию восстановления эфферентной. Эти речевые расстройства впервые описаны К. Кллистом в 1934г. под названием "дефект речевой инициативы", а по Лурия в основе ее лежит нарушение организации, программирования речевого высказывания, нарушения "формирования смысловой схемы". Общим для всех больных является утеря речевой инициативы - больные не могут спонтанно говорить, т.е. они не могут построить сколь-нибудь понятное и простое предложение, не говоря уже о высказывании. Речь их скудная, свернутая, стереотипная, но без произносительных затруднений. Общая и речевая аспонтанность бывает иногда выражена так резко, что ее можно квалифицировать как апатоабулию. Критика к своему состоянию снижена, а стремление к общению ограничено. Наличие этих особенностей дает основание предполагать, что очаг поражения локализуется ближе к лобному полюсу.

Одним из методов, выявляющих этот дефект, является метод заданных ассоциаций - попросите назвать 5-7 однотипных предметов (красного цвета, кислых или острых), больной может назвать 1-2 предмета и замолкает. Подбадривание и подсказка практически не помогают. Особенно труднодоступны для актуализации слова, обозначающие действия (глаголы). Эта диссоциация, характерная для больных с динамической афазией, противоположна той, которая наблюдается у больных с оптико-мнестической афазией, когда труднее актуализируются существительные, а не глаголы. понимание речи и сложных грамматических конструкций не страдает или нарушается незначительно. Чтение вСЛУХ и про себя у всех больных относительно сохранено, но запоминание прочитанного неполноценно. Нарушения письма неоднородны. При относительной сохранности письма под диктовку у всех больных с нарушением замысла и развертывания речевого высказывания часто наблюдается упорный негативизм, отказ от самостоятельного письма в период, когда оно возможно. Динамическая афазия, как самостоятельная форма речевой патологии, возникает при очагах поражения мозга кпереди от "зоны Брока" (задние отделы 1-й лобной извилины и медиальной поверхности левого полушария) - поля 9,10, 46.

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ См. афазия Вернике.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ Центральным механизмом (фактором) нарушения понимания речи здесь является нарушение симультанного (одновременного) пространственного восприятия, а центральным дефектом - нарушение понимания логико-грамматических конструкций. Диагностика семантической афазии, отграничение ее от ак-стико-мнестической и амнестической афазии является не всегда легкой задачей. К тому же, встречается она в клинике очаговых поражений головного мозга достаточно редко. Спонтанная и диалогическая речь у больных этой группы обычно в полном объеме, не обедненная, хотя иногда может иметь место упрощение синтаксиса. Произносительные нарушения отсутствуют, речь выразительная. Автоматизированная речь не страдает. Отраженная речь сохраняется, нарушения иногда возникают при повторении длинных и сложных по структуре предложений. Номинативная функция речи (называние) в целом сохранена, но может в той или иной степени нарушаться, однако, в отличие от других форм афазии, забытое Слово легко вспоминается при подсказке и при этом не искажается и редко заменяется другим. Сохранность номинации сочетается с достаточно выраженными затруднениями повествовательной речи. Дефектен пересказ коротких текстов. Больные не всегда понимают прочитываемые ими и короткие и простые тексты, не улавливают детали или забывают их. Пересказы часто состоят из обрывков предложений, отсутствуют связи как внутри предложений, так и между ними, имеют место ошибки в согласовании, пропуски предлогов и связок.

С наибольшей отчетливостью неполноценность импрессивной речи проявляется в нарушении понимания и оперирования сложными грамматическими категориями, которые отражают дефекты сложных форм пространственного и временно-пространственного анализа. Больные с этой формой афазии не понимают или плохо понимают предлоги и наречия места, отражающие пространственные взаимоотношения между объектами, сравнительные и переходные конструкции, временные отношения, конструкции родительного падежа, инвертированные конструкции, где порядок слов расходится с порядком мысли. Нарушения понимания не зависят от того, читает ли больной вСЛУХ или про себя. Эти нарушения отражают особенности устной речи: затруднения в оценке структуры восприятия со слуха предложений, нарушения понимания и употребления предлогов, наречий, служебных слов, местоимений. Отдельные слова вне контекста прочитываются с нормальной скоростью и хорошо понимаются, тогда как чтение предложений вСЛУХ и про себя осуществляется замедленно.

Больные с семантической афазией сохраняют способность к аналитическому и глобальному чтению. Аналитический способ становится ведущим в случаях затруднений узнавания слова "в лицо". Опора на глобальное чтение связана с вероятностным прогнозированием. Ограничение вероятностного прогнозирования замедляет чтение, вынуждает больных чаще, чем в норме, прибегать к послоговому и даже побуквенному чтению. И вместе с тем текст, воспринимаемый со слуха, понимается хуже, чем при чтении, так как больной имеет возможность по мере необходимости возвращаться к уже прочитанному. Письмо при семантической афазии грубо не нарушается. Больным труднее сложить Слово из букв разрезной азбуки, чем записать его, что тоже может свидетельствовать о неполноценности зрительно-пространственного гнозиса, неумения расположить буквы в определенной последовательности.

Все вышеуказанные нарушения речи при семантической афазии сочетаются с выраженными апракто-агностическими нарушениями, типичными для теменного поражения: нарушениями право-левой ориентировки, праксиса позы, схемы тела, конструктивного и идеаторного праксиса. Всех больных затрудняет ориентировка в географической карте и выполнение заданий "поставить заданное время на макете часов". У некоторых больных обнаруживается также акалькулия в виде непонимания разрядного принципа организации чисел и затруднения счетных операций. Наблюдается у больных и грубое нарушение рисунка, даже при его копировании (срисовывании). Преимущественная локализация очагов поражения при семантической афазии - область надкраевой извилины теменной доли левого полушария.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Тематический указатель: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки