Знак

ЗНАК (в психологии)

Знак (в психологии) (англ. sign) - компонент деятельности человека, средство его сознательной ориентировки в объектах внешнего мира, управления собственным поведением и поведением др. людей. Впервые возникшее при использовании орудий труда опосредствование человеческой деятельности приводит в дальнейшем к перестройке последней за счет применения З. Орудийные и знаковые опосредствования составляют специфическую черту деятельности и психики человека, возникая как средство социальной связи и воздействия на других. З. (напр., словесный), опредмечивая и объективируя идеальный образ действия, дает возможность человеку преобразовывать поведение, перестраивать план своей деятельности до осуществления реальных преобразований с объектом, др. словами, знак становится средством овладения собственным поведением, средством саморегуляции (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.).

Знак выступает в двух планах: в социальном - как продукт истории культуры человеческого рода и в психологическом - как орудие психической деятельности конкретного человека. Знак человеческой культуры являются язык, письмо, цифры, рисунки, схемы и т. д. Развиваясь и обособляясь в знаковые системы (естественные языки как средство общения, искусственные и условные языки символики и формализации в познании и др.), З. из средства передачи общественного опыта превращаются в средство изменения и совершенствования этого опыта; связанная с этим эвристическая роль З. в познавательной деятельности возникает на основе временного отвлечения от реального объекта и м. б. корректно осуществлена при условии проверки итогов формальных преобразований, содержательной интерпретации их, сопоставления с явлениями внешнего мира. См. Значение, семантика, Семантический треугольник, Семиотика.

Добавление:

  1. В генетической психологии рассматривается специфика знаково-символических и материальных средств в ходе психического развития ребенка. Ребенок через общение со взрослыми усваивает значение и функцию З., что приводит к перестройке его психики. Когда ребенок начинает говорить, он овладевает как бы лишь внешней оболочкой языка - ребенку недоступно зрелое понимание его как знаковой системы. Развитие понимания З. тесно связано с достижениями ребенка во всех видах его деятельности. Овладение значением З. происходит в игре, в рисовании и др. видах деятельности, где возникает необходимость замещения одного элемента действительности др. Ребенок в разных видах деятельности через взрослого открывает для себя связь между З. и значением, поэтому З. начинает выступать в основной своей функции - функции замещения. Использование предметов-заместителей в игре, каракулей и схем — заместителей в рисовании упражняет и развивает символическую (знаковую) функцию (см. Дооперациональное мышление). (В.С. Мухина)
  2. Культура любое свое достижение превращает в Знак То, что не стало З., не м. б. коммуницировано и никогда не станет фактом культуры, «рассеется как сон, как утренний туман». Августин, Карл и Шарлотта Бюлеры отмечали, а Выготский и Дж. Верч комментировали поразительное явление: младенцы порождают З., понятные взрослым. Е. Чудинова обнаружила, что любящая мать к 2-3-мес возрасту своего ребенка различает более 10 видов его плача. Движение младенца становится знаковым (помоги!) прежде, чем оно станет исполнительным, достигающим предмет. Иное дело, что младенец узнает последним, что он породил З. (Выготский). Младенец является творцом культуры, поскольку он порождает свое Слово, что, по М.М. Бахтину, характеризует индивидуальность. Порождаемые младенцем З. представляют собой эмбрион культуры, бурно прорастающий в знаковые системы, выработанные человечеством, поскольку он уже не вполне натурален, а соприроден. См. Пролепсис. (В.П. Зинченко)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Знак - предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Наука о З. - семиотика, возникшая во второй половине XIX - начале ХХ в., связанная с именами Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге, Р. Карнапа и др. и традиционно подразделяемая на прагматику (изучает отношение З. к человеку), семантику (исследует отношение знак к значению) и синтаксис (рассматривает отношение З. к З. на абстрактном уровне), непосредственно связана с логикой, лингвистикой, культурологией, социологией и др. Психологический анализ принято относить к прагматике.

Психологи изучают Знак общения, прежде всего естественные (в отличие от искусственных - математических, астрономических и т.д.) З., в том числе язык. Выделяется несколько видов З. Согласно швейцарскому языковеду Ф. де Соссюру, З. есть имеющее структуру целое, состоящее из означаемого и означающего, связь между к-рыми фиксируется обществом и не зависит от «вещества» и формы З. и предмета. В различных психологических теориях предложены разные интерпретации З.:

  • Знак - стимул в схеме «стимул - реакция» у бихевиористов (см. Бихевиоризм); 
  • Знак - символ, носитель бессознательных влечений, - в психоанализе;
  • Знак - сигнал, носитель социальных отношений, - в символическом интеракционизме.

Особенно велика и многозначна смысловая роль З. в когнитивной психологии в связи с исходной для нее компьютерной метафорой, т.е. аналогией между строением психики человека и информационно-логическими и вычислительными устройствами, созданными с целью получения, хранения, переработки и передачи знаковой информации. В отечественной психологии З. играет большую роль в культурно-исторической теории развития психики.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Знак

  1. Наиболее общее и всеобъемлющее значение – индикатор, подсказка, признак. Когда знак является характерным элементом некоторого предмета или события, он часто обозначается как естественный знак или сигнал; например, огонь – естественный знак того, что что-то горит. Когда знак имеет произвольный социальный или культурный компонент, он обычно обозначается как условный знак или символ; например, огонь в некоторых культурах является условным знаком жизни.
  2. В более широком смысле – событие или действие, которое служит обозначением чего-то, имеющего значение, или проявления за его пределами. Например, для археолога черепок глиняной посуды – знак человеческого жилья, для клинициста сильно сжатые кулаки – знак напряженности или тревоги клиента. Этот способ употребления, когда речь идет о патологии, подобен, хотя не идентичен, употреблению термина симптом. Ср., например, смыслы фраз "Высокая температура – знак инфекции" и "Высокая температура – симптом инфекции".
  3. Событие, которое на основании его временной и пространственной смежности с некоторым другим событием становится способным замещать это событие в вызывании реакции. В Павловских первых экспериментах по классическому обусловливанию, например, звонок стал знаком для слюноотделения после соединения его с пищей. Обратите внимание, что, хотя связь пища – звонок здесь является произвольной и приобретенной, термин символ здесь обычно не используется, потому что произвольность исходит снаружи по отношению к субъекту эксперимента. 
  4. Физический жест, особенно характерная последовательность или паттерн движений рук, используемый вместо слова или понятия как в языке знаков.
  5. Математическое выражение, используемое вместо определенной операции или набора операций. Заметьте, однако, что знак и символ часто употребляются здесь взаимозаменяемо; знак , например, называется математическим символом, хотя последний термин обычно предназначается для обобщенного значения.
  6. В лингвистике – Слово, рассматриваемое как символ предмета. Здесь знак является конкретным элементом, представляющим абстрактный или символический.
  7. Один из 12 разделов зодиака. Глагол – обозначать, то есть указывать предмет или передавать информацию о предмете при помощи знаков (в любом из вышеупомянутых значений). Ср. здесь с глаголом значить, который используется для обозначения либо (а) демонстрации вещи посредством знака, либо (б) наличия значения.

предметная область термина

ДОМАШНИЙ ЗНАК - термин Фанта для обозначения неофициальных, изобретенных жестов, которые часто можно наблюдать в коммуникации глухих детей, которые обучались с помощью устного метода; см. мануальный метод.

ЗНАК ГЕШТАЛЬТА (ОЖИДАНИЕ) - термин Э.Ч. Толмена для обозначения когнитивного процесса, включающего окружение стимула, определенную реакцию и ожидание того, что эта определенная реакция в ситуации приведет к исполнению ожиданий организма. См. ожидание и готовность "средство-результат".

ЗНАК ТОРГОВЫЙ (proprietary name) - (в фармации) торговое название лекарственного вещества: название, данное ему фирмой-производителем. Например, "Зантак" является торговым названием лекарственного препарата ранитидина.

МЕСТНЫЙ ЗНАК - согласно перцептивной теории XIX века, выдвинутой философом Рудольфом Лотзем, каждое тактильное и зрительное ощущение имеет свой специфический местный знак, или "сигнатуру", который представляет собой воспринимаемую на собственном опыте интенсивность, являющуюся специфической для стимулируемой точки на коже (в случае осязания) или на сетчатке (при зрительном восприятии). Восприятие пространства, согласно Лотзу, вызывалось связями между местными знаками по мере того, каксти-муляция перемещалась по системе рецепторов.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки