Семья как травматизация личности

Family as personal trauma

Я.В. Керножицкая
Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, г. Минск 

Y.V. Kernozhutskaya
Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk, Republic of Belarus 

Аннотация: Психологическая травма — это специфическое повреждение нервной системы, возникающее в результате сильного стресса. Формирование психической травмы личности, как правило, обусловлено различными причинами и факторами, которые сопровождаются стрессами и переживаниями. В рамках семьи это может быть неприятное событие, горе, потеря близких людей, предательство близких, последствия серьезных заболеваний и т.д.

С самого рождения человек попадает в семью – малую группу, т.е. часть общества. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к ее членам и, вообще, к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего.

Abstrakt: Psychological trauma is a specific damage to the nervous system resulting from severe stress. The formation of a psychological trauma of the personality is usually caused by various reasons and factors that are accompanied by stresses and experiences. Within the family, this can be an unpleasant event, grief, loss of loved ones, betrayal by loved ones, consequences of serious illness, etc.

From birth, a person falls into a family, a small group, i.e. a part of society. Human development is influenced by many different factors, both biological and social. The main social factor influencing the formation of personality is the family. Depending on the composition of the family, on the relationship in the family to its members and, in general, to the people around, a person looks at the world positively or negatively, forms his views, builds his relationships with others. Relationships in the family also affect how a person in the future will build his career, the path on which he will go. The family gives a person a lot, but may not give anything.

Ключевые слова: семья, родительские отношения, травма.
Keywords: family, parenting, trauma.

Главная роль семьи в проявлении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний основана на следующих обстоятельствах: Ведущая роль семейных отношений в системе взаимоотношений человека; Многосторонность семейных отношений и их тесная взаимосвязь, Особая открытость и уязвимость членов семьи в отношении разных внутрисемейных влияний. На ранних и самых важных для последующего развития стадиях жизни именно семья — это единственная, а позже одна из наиболее важных социальных групп. Любые семейные события гораздо больше «принимаются близко к сердцу», чем внешние похожие события в области трудовой деятельности, соседских отношений и др. [7].

Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. По определению А.И. Антонова [2], семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства, и тем самым осуществляющая семейные функции.

Особую значимость при анализе участия семьи в психической травматизации личности приобретают случаи, когда имеет место устойчивая патогенная ситуация, обусловленная всей совокупностью семейных отношений в данной семье. Индивид воспринимает семейную жизнь как в целом травматизирующую. Травматизирующее переживание становится результирующим отражением всех или значительного числа семейных обстоятельств. Такой индивид, например, испытывает чувство крайней неудовлетворенности семейной жизнью, и это чувство обусловлено и отсутствием общих интересов в сфере досуга, и неудачами в сфере межличностных отношений —  удовлетворении потребностей в симпатии, уважении и т.д. Такое травматизирующее переживание обладает наибольшей длительностью, устойчивостью и, следовательно, неблагоприятным воздействием [1, с. 75].

Воспитательная функция семьи – формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное психолого-педагогическое влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи. Осуществляется посредством таких психологических механизмов как притязания, ожидания, сравнения, достижения, взаимовлияние, удовлетворенность реально сложившейся своей ролью. В семье складывается более жесткая ролевая структура по сравнению с большинством малых групп.

В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она — главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель-ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

Родительские отношения, внутренний климат семьи, социальный статус, экономическое состояние семьи накладывает свой отпечаток на психику ребенка живущего в ней, формирует его характер, мировоззрение, жизненную позицию и т.д. [4, с.73].

Рождаясь, ребенок попадает в новый мир и приспосабливается к его условиям чтобы выжить. И от того какая атмосфера его окружает зависит его дальнейшее развитие. Будет ли он все время тратить силы на собственную защиту или на развитие – это будет зависеть от того что происходит вокруг него.

Виды неправильного воспитания выделены А.Е. Личко [6, с.86]: доминирующая, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, эмоциональное отвержение.

Гипопротекция – проявляется безнадзорностью, чаще отсутствием опеки и контроля, подлинного интереса к делам, заботам и увлечениям подростка. А.Е. Личко, описывая виды неправильного воспитания в 1970-1980-е годы, отмечал, что «обычно в наши дни всеобщего материального благополучия гипопротекция не влияет на удовлетворение насущных потребностей подростков, а проявляется только недостатком внимания, заботы, руководства»[6].

Доминирующей гиперопекой является чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и бдительного наблюдение за подростком. Гиперпротекция не дает возможности когда-либо принять собственное решение, не учит быть самостоятельным. Отличие действия данного вида воспитания на подростков с разной направленностью. Если у гипертимных подростков она приводит к усилению реакции эмансипации, к бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию, то для подростков с психоастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуациями доминантная гиперпротекция оказывает иное действие, чем усиливает их астенические черты – несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неспособность постоять за себя [7].

Потворствующая гиперпротекция – чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают реальные способности ребенка. Снисходительная гиперопека мешает развитию навыков планомерной работы, настойчивости в достижении цели, способности постоять за себя. Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, стремление быть на виду, лидировать среди сверстников, а с другой – полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себя. Такой стиль воспитания усиливает истероидную акцентуацию, способствует появлению истероидных черт при лабильной и гипертимной, реже при шизоидной и эпилептоидной акцентуациях. В последнем случае такой тип воспитания превращает подростков в семейных тиранов, способных бить родителей [7].

Эмоциональное отвержение – при таком типе воспитания ребенок или подросток постоянно чувствует, что они обременены, что он обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто-то еще — брат или сестра, мачеха или отчим, кто гораздо роднее и любимее (позиция Золушки). Скрытое эмоциональное неприятие состоит в том, что родители, не признаваясь в этом себе, тяготятся сыном или дочерью, хотя и отгоняют от себя такую ​​мысль, возмущаются, если кто-то им на нее указывает. Родители могут даже внешне проявлять преувеличенные знаки внимания, но ребенку не хватает искреннего душевного тепла. Эмоциональное отторжение оказывает сильное воздействие на лабильные, сенситивные и астено-невротические акцентуации, усиливая черты этих типов. Когда эмоциональное отторжение сочетается с гипопротекцией, лабильные подростки ищут эмоциональные контакты в уличных компаниях – в результате на лабильном ядре могут накапливаться черты неустойчивости [7].

Условия жестокие взаимоотношения обычно сочетаются с эмоциональным утверждением. Жестокой отношение может проявляться как открыто – расправами над ребёнком, так и полным пренебрежением интересами ребёнка, когда он будет уже день рассчитывать только на себя, не надеюсь на поддержку взрослых. В закрытых учебных заведениях возможны насильственные отношения (тирания вожаков), если работа воспитателей носит формалистический характер. Воспитание в условиях жестоких отношений способствует усилению черт эпилептоидной акцентуации и развитию этих же черт на основе конформной акцентуации.

Условия повышенной моральной ответственности – родители возлагают большие надежды на будущее своего ребенка, часто ожидая, что он осуществит собственные несбыточные мечты. В другом случае создаются условия повышенной моральной ответственности, когда на несовершеннолетнего подростка возлагаются детские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи. Большинство подростков демонстрируют достаточную устойчивость к родительским ожиданиям или трудным обязанностям. Исключение составляет психастеническая акцентуация, черты которой обостряются в условиях повышенной моральной ответственности, приводя к психопатическому развитию или неврозам [7].

Противоречивое Воспитание в одной семье Каждый из родителей, а тем более бабушек и дедушек, может придерживаться неодинаковых стилей воспитания. Например, может быть эмоциональное неприятие со стороны родителей и попустительская чрезмерная защита со стороны бабушки.

Жизнестойкость детей – это причинение ребенком страданий людям или животным, продиктованное не злыми намерениями, а незнанием свойств, предметов и явлений, неумением предвидеть последствия своего поступка. При определенных условиях оно может стать чертой личности и проявляться уже как способ удовлетворения желаний, что делает его особенно опасным в процессе формирования личности ребенка.
Личко делает вывод, что Воспитание в гармоничной семье, дополненное и скорректированное общественным образованием, остается лучшим для развития личности, особенно в раннем и среднем подростковом возрасте [8].

Крайг Г. [5] приводит в пример исследования, посвященные успешной социализации детей, детство которых проходило в крайне тяжелых условиях (бедность, жизнь в трущобах, войны и т.д.). К сожалению, авторы, изучавшие формирование "выносливых детей", смешивают в один совершенно разные психологические и "социализационные" факторы - тяжелое детство из-за материальных, бытовых лишений (пример, приводимый Крайгом [5], – детство с длительной болезнью отца, неграмотность, бедность из-за высокой иждивенческой нагрузки родителей с семью детьми) и девиации в семьях из-за личностных особенностей близких людей, алкоголизм родителей, жестокость взрослых: унижения, побои. Еще Янош Корчак, наблюдая за поведением детей в летнем лагере для бедных, отмечал, что эти дети делятся на две группы нормально воспитанных детей и детей беспризорников, агрессивных и жестоких. На самом деле бедность не является фатально негативным фактором; важна нравственная атмосфера в семье и человеческий потенциал родителей (или опекунов). Наблюдения за сотнями жизнестойких детей, прошедших в детстве тяжелые жизненные испытания и добившихся успеха в жизни, показали, что у них есть пять общих качеств: Они социально компетентны и в целом чувствуют себя непринужденно. среди своих сверстников. так и среди взрослых. Последние часто наделяют их такими характеристиками: доброжелательны, умеют расположить к себе, склонны учиться у старших.

Наблюдения за сотнями жизнестойких детей, прошедших в детстве тяжелые жизненные испытания и добившихся успеха в жизни, показали, что их объединяет пять качеств:

  • Они социально компетентны и чувствуют себя комфортно как в обществе сверстников, так и среди взрослых. Последние часто дают им такие характеристики: они дружелюбны, умеют располагать к себе, стремятся учиться у старших.
  • Самоуверенны, трудности их только подстегивают, непредвиденные занятия их не смущают.
  • Часто эти дети самостоятельны, живут своим умом и хотя прислушиваются к советам взрослых, но не поддаются их влиянию.
  • Обычно устанавливают несколько устойчивых, что дает ощущение защищенности контактов с другими людьми. Это могут быть отношения со сверстниками, а также с учителем, тетей, соседкой.
  • Наконец, эти дети стремятся к достижениям, они видят, что могут добиться многого и изменить условия, которые их окружают.

У ребёнка богатый внутренний мир, который живёт по своим законам, не всегда нам понятным. Тем не менее, именно родители – это мостик, рука помощи, которую неосознанно ищут дети, если в их мире появляется травма. Будьте внимательны к тому, что говорит вам ребенок, возможно, что за безобидными вопросами кроется давно хранимый секрет, который никак не отпустит ребёнка из своих тяжёлых объятий [7].

Особенно внимательно нужно относиться к ситуациям, когда ребёнок переживает физическую травму – посттравматический синдром собирает богатую жатву эмоциональных инвалидов. В период физического восстановления наши эмоции как никогда обнажены и ранимы, поэтому так важно в этот период находиться рядом с ребёнком, помогая не только лекарствами, но и самим присутствием, разговором. Вы должны создать атмосферу уюта и безопасности, тогда возможно удастся избежать появления эмоциональной травмы, либо её минимизации [3].

Следующий важный параметр, который стоит учитывать, если вы хотите избежать появления эмоциональной травмы у ребёнка – это доверительная обстановка в семье.

Дом и семья – это эмоциональная крепость, за стенами которой ваш малыш должен чувствовать себя защищённым. Здесь никто не предаст и не выдаст, здесь можно поделиться своими страхами и не быть обсмеянным.

Создание и поддержание такой крепости полностью ложиться на плечи родителей. Будьте терпеливы и помните, что разрушить доверие гораздо легче, чем по кирпичику выстроить его заново [3].

Таким образом, если у вас всё получилось правильно, то в случае, если вашего ребёнка будут терзать сомнения или съедать какое-либо негативное чувство, то он в первую очередь обратится за помощью к вам, ожидая от вас поддержки и утешения.

Следующий немаловажный момент состоит в том, чтобы дать ребёнку необходимую ему свободу. Именно в этом состоит сложность грамотного воспитания – в балансе между тем, чтобы окружить ребёнка стеной из доверия и одновременно дать ему ключи от двери в этой стене, чтобы он мог принимать решения самостоятельно. Слишком тесное давление со стороны родителей мешает ребёнку объективно осознать полученную травму. Дети, ведомые сплошными непрекращающимися советами от родителей никак не могут остаться наедине с самими собой и постараться самостоятельно выстроить такую необходимую в данный момент психологическую защиту [3].

Возможность побыть одному также формирует умение общаться со своим внутренним я, анализировать свои внутренние проблемы и наблюдать за своим личностным ростом. А последующее изучение самого себя подскажет ему направление для дальнейшего развития, поможет выбрать занятие, которое будет ему по душе.

Список используемой литературы:

  1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. / под ред. Дубровиной М.В. / Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. – М., 1995 г.
  2. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Междунар. ун-та бизнеса и управления, 1996.
  3. Бадьина Н.П. Психологическая помощь ребенку, пережившему психическую травму: Методические рекомендации для педагогов-психологов ОУ. – Курган, 2005. – 63 с.
  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и Воспитание. - М.: Прогресс, 2003.
  5. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002.
  6. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М., 1999, с.86.
  7. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методическое пособие по курсу / Под общей редакцией Торохтий В.С. – Москва, 2005. – 398 с.
  8. Собкин B.C., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявление девиации в подростковой субкультуре. Вопросы психологии, 2004. № 3 – 3-18 с.

Разделы психологии: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки