Модель психологического сопровождения летного состава гражданской авиации российской федерации

Аватар пользователя Chuvashova Olga

Высокий уровень технического оснащения современной авиации предъявляет повышенные требования к работоспособности летного состава, к четкости и точности действий, к безошибочности и быстроте принятия решений. Однако, эффективность работы летных экипажей значительно изменяется под влиянием психического напряжения, вынужденного темпа работы в условиях ограниченного времени и ряда других факторов, в особенности возникающих при осложнениях обстановки полетов. [4, С. 525-570]

На протяжении всей истории развития авиации внимание специалистов было обращено на изучение роли психологического фактора в обеспечении профессиональной эффективности и надежности летчиков, влияния индивидуально-психологических особенностей на успешность летной подготовки, сохранение профессионального здоровья и летного долголетия, на развитие и проявление нарушений психического статуса при функциональных расстройствах и заболеваниях.[1, С. 4-11]

Известно, что для выполнения поставленных задач, летные экипажи должны обладать не только высокими профессиональными данными, но и психологической устойчивостью, вовлеченностью в профессиональную среду, экзистенциальной исполненностью. [2, С. 835-843]

Все это придает особое значение психологическому сопровождению летного состава, которое должно быть направлено как на выработку стойких профессиональных качеств и навыков, так и на повышение эмоционально-волевой устойчивости и переносимости различных факторов полета.

Хотелось бы подчеркнуть, что на сегодняшний день социально-психологическая напряженность и стабильная неопределенность современного общества провоцируют снижение ресурсов психологического здоровья любого человека, а у авиаспециалистов на этот общий̆ тренд накладываются и множественные проявления личностных профессиональных деформаций.

Разумеется, все перечисленные выше требования, предъявляемые к летному составу, условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность пилотов, опасность, высокий уровень ответственности, ситуации повышенного риска приводят к стрессовым реакциям, которые в свою очередь протекают различно, в зависимости от уровня стрессоустойчивости и выбора копинг-стратегий.

Как отмечают многие авторы (М.Ю. Уварова, К.О. Вотенев, Е.А Кедярова, Н.И. русских и др.), достижение и удержание профессиональной надёжности и стабильности сложный и многоплановый процесс, который требует поиска новых направлений и ресурсов профессиональной подготовки, адекватно отражающих специфику труда специалистов разного уровня, в том числе и специалистов гражданской авиации. [5, С. 191-196]

На наш взгляд, важным звеном в осуществлении этой задачи является грамотное психологическое сопровождение летного состава, включающее в себя комплекс как диагностических мероприятий при прохождении ВЛЭК, так и возможность проведения психотерапии, психокоррекции, поддержание основных профессионально-значимых качеств методами психологии.

Основной целью создания модели психологического сопровождения специалистов гражданской авиации,  явилось стремление помочь сотрудникам летного состава в регуляции уровня внутреннего напряжения, повышение эмоционально-волевой устойчивости и выбора копинг-стратегий в сложных ситуациях полета.

Программа психологического сопровождения летчиков состоит из пяти взаимосвязанных тематических блоков:

Первый блок - информационный, посвящен ознакомлению участников с тем глубоким контекстом, на фоне которого разворачивается групповая работа по данной теме. На этом этапе проходит ряд лекций и семинаров, целью которых является ознакомление с достижениями практической психологии, психотерапии, медицины. В этом блоке происходит знакомство с феноменом стрессоустойчивости и особенностями  совладающего поведения.

Второй блок посвящен осознанию участниками своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе. Он содержит психологические упражнения, игры и психотехники, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих переживаниях, привычных способах поведения, на своих представлениях о самом себе. На этом этапе ведущий ставит перед собой задачу создать в тренинге такие условия и ситуации, которые могли бы обеспечить каждому участнику возможность увидеть и с точки зрения собственных представлений и самооценки, и в зеркале мнений других людей. В этот момент начинают разрушаться привычные стереотипы самовосприятия, ставятся под сомнение укоренившиеся системы оценок. Одним из  методов, применяемых в этом блоке, является  ДПДГ – метод Десенсибилизации и переработки движениями глаз.

Третий блок направлен на осознание участниками себя в системе взаимодействия с другими людьми и оптимизации межличностных отношений. Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей участников, их социально-перцептивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, ошибок в межличностном взаимодействии, умению анализировать свое поведение и поведение другого человека в рамках определенных алгоритмов влияния и противостояния влиянию. Большое значение в этом блоке придается системе приемов невербальной коммуникации и умению вчувствоваться в переживания других с помощью техник психологической подстройки к партнеру.

Четвертый блок ориентирован на осознание «мудрости тела». В тренингах по саморегуляции приемы телесной терапии используются достаточно широко ввиду их эффективности при снятии некоторых психосоматических симптомов, а также для преодоления напряжения, создания ощущения раскрепощенности и свободы, что позволяет активизировать личностные ресурсы для дальнейшего самооздоровления.

Пятый блок посвящен творческому самовыражению участников через синтез различных видов искусств: музыку, вокал, танец, движение, рисование, драматизацию, поэзию. Особенностью тренинговой программы для пожилых является то, что для ее реализации с первых шагов создается креативная среда —творческая атмосфера, побуждающая участников к проявлению творческого мышления и поведения. Погружаясь в мир художественных образов, символов, используя свою фантазию, воображение, участники тренинга становятся творцами в полном смысле этого слова: они пишут стихи, сочиняют музыку, импровизируют.

По нашему мнению, эффективность тренинга характеризует приобретение не только эмоционального опыта, но и когнитивного научения.

Ведущему важно учитывать при этом следующие моменты:

  • Краткость - емкие по содержанию и лаконичные по форме сообщения ведущего, не превышающие по времени 10-15 минут.
  • Простота - сложный материал должен быть преподнесен доступным, выразительным языком.
  • Наглядность - желательно использовать рисунки, схемы, слайды и т.д.
  • Актуальность - информационный материал, предлагаемый вниманию группы, должен иметь прямое или косвенное отношение к затрагиваемой теме и обогащать картину в целом, делая более объемными и основательными те знания и умения, которые участники «уносят с собой» с тренинга.
  • Доступность -все ключевые моменты содержательных блоков тренинга должны быть распечатаны и вручены каждому частнику для дальнейшего изучения.
  • Метафоричность - умелое встраивание в сообщение притч, метафор, юмора, различных сюрпризов оживляет процесс, делает его более увлекательным, запоминающимся.

Во всех блоках участники тренинга знакомятся с короткими и эффективными способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции (релаксационные и медитативные техники, аутотренинг). [3, С.316-318]

Литература:

  1. Алпатов И.М. Человеческий фактор и безопасность полетов / Итоги науки и техники. Воздушный транспорт. Т. 16. Под ред. Н. М. Рудного. Медицинские и психологические аспекты безопасности полетов. М.: ВИНИТИ АН СССР, 1987. С. 4-11.
  2. Бодров В.А. Проблемы утомления летного состава (понятие, причины, признаки, классификация) // Физиология человека, 1988, № 5, С. 835-843.
  3. Кедярова Е.А. Стрессоустойчивость студентов в условиях модульного обучения /Е.А. Кедярова, М.Ю. Уварова, Н.И. Русских, А.А. Максутова//Казанская наука.- Казань: Казанский издательский дом, 2013.-С.316-318.
  4. Медведев В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях I Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды М.: Наука, 1979, С. 525-570.
  5. Уварова М.Ю. Технология профконсультирования сотрудников в ситуации закрытого градообразующего предприятия в моногороде/М.Ю. Уварова, К.О. Вотинев//Психология образования: состояние и перспективы: материалы Третьей конференции психологов образования Сибири.- Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014.-С.191-196.
Чувашова О.А.

Разделы психологии: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки