Добавить комментарий

Психология подростковой преступности

Керножицкая Яна Вячеславовна
студент, Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, г. Минск

Yana Kernozhutskaya
student, Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk

Аннотация: В настоящее время несмотря на предпринимаемые государством действия в плане профилактики криминальной активности молодежи уровень подростковой преступности остается достаточно высоким. Наша задача проводить системную работу по развитию у подростков интересов и увлечений путем организации досуга. Но в первую очередь мы должны выяснить мотивацию криминального поведения подростков, а также личностные особенности данного возраста и в результате составить четкий план профилактики подростковой преступности.

Abstrakt: At present, despite the actions taken by the state in terms of prevention of youth criminal activity, the level of juvenile delinquency remains quite high. Our task is to conduct systematic work on the development of adolescents' interests and hobbies by organizing leisure activities. But first of all we must find out the motivation of criminal behavior of adolescents, as well as the personal characteristics of this age, and as a result make a clear plan for the prevention of juvenile delinquency.

Ключевые слова: агрессивное криминальное поведение, подростки, преступность, мотивация, человек, потребность, побуждение, мотив, подростковый возраст, девиантое поведение, правонарушители, профилактическая работа, органы власти, учреждение образования, семья.

Keywords: aggressive criminal behavior, adolescents, crime, motivation, person, need, motivation, motive, adolescence, deviant behavior, offenders, prevention work, authorities, educational institution, family.

Наиболее социально значимой проблемой является агрессивное криминальное поведение несовершеннолетних. Статистические показатели свидетельствуют о том, что примерно треть от всех правонарушений, которые были совершены подростками, носит агрессивно-насильственный характер [9]. По данным, собранным в 53 европейских государствах и обобщенным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), насилие — это третья по счету причина смерти и одна из главных причин инвалидизации молодежи [1]. Под насилием, как наиболее деструктивной формой агрессивного поведения понимается преднамеренное применение физической силы или психологического воздействия как потенциального, так и фактического, против самого себя, другого лица, группы лиц или сообщества, которое может привести или приводит к психологическим травмам, аномалиям развития, депривации, увечьям или даже смерти [12].

Преступность рассматривается как совокупность преступлений, совершенных в стране или определенном регионе страны за определенный период времени. Данные о преступности основываются на количестве зарегистрированных преступлений, которые отражают ее частично, поскольку не включают преступления оставшиеся не выявленными. Эти не выявленные и не зарегистрированные преступления представляют собой скрытую — латентную преступность [11].

мотивация поведения человека (его действий, поступков, деятельности) представляет собой побуждение к активности, направленной на удовлетворение потребности или разрешения проблемной ситуации. Учитывая, что преступные деяния могут носить не только характер активных действий, но представлять собой бездействие — существует и мотивация воздержания от действий [11].

Побуждение является составной частью любого осознанного (вменяемого) поведенческого акта и имеет определенное содержание, которое отражает ради чего человек совершает поступок, что им движет [11].

В структуре преступности можно выделить несколько основных видов преступлений: корыстные, корыстно-насильственные, насильственные, сексуально-насильственные, каждый из которых имеет свои подвиды, описанные в особенной части уголовного закона.

В связи с этим анализ причин и условий преступности должен осуществляться в соотнесении с различными сферами правового поведения. К основным из них относятся: 1) сфера обеспечения удовлетворения материальных потребностей человека (она охватывает корыстные и корыстно-насильственные преступления); 2) сфера взаимодействия человека с другими людьми в связи с удовлетворением своих потребностей и интересов (эта сфера охватывает насильственные и сексуально-насильственные преступные деяния). Другие сферы правового поведения касаются специфических социальных отношений. К ним можно отнести, например: сферу взаимодействия лица с органами государства; сферу осуществления прав и обязанностей, связанных с правосудием; сферу выполнения воинского долга; сферу досуга и потребления и др. [11].

Изначально побуждение направлено на удовлетворение потребности или разрешение проблемной ситуации. Во многих случаях мотив преступления представляет побуждение к удовлетворению обычных человеческих потребностей и притязаний, направлен на защиту личностно значимых ценностей, разрядку нервного напряжения или отрицательных переживаний. Возникшее побуждение само по себе еще не определяет, что и как человек будет делать для того, чтобы его реализовать. Оно проявляется лишь как внутренняя необходимость действовать и подталкивает человека к поиску и выбору способа удовлетворения потребности и, таким образом, к принятию цели, способа и решения действовать. Реализация побуждения в большинстве случаев может быть осуществлена различными способами — как правомерными, так и противоправными. Поэтому в большинстве случаев не мотив определяет криминальный характер поведенческого акта, а использование субъектом противоправного способа его удовлетворения и соответствующая этому способу противоправная цель [7].

Рассмотрим виды мотивации. Существует внешняя и внутренняя мотивация. Их еще называют экстринсивная и интринсивная. Внешняя (экстринсивная) базируется на влиянии внешних факторов: условий и обстоятельств, которые не относятся к отдельным видам деятельности. Часто мотивом к совершению поступков становится положительный пример другого человека. Это называется функциональным мотивом. Внутренняя (интринсивная) мотивация имеет под собой внутренние причины, исходящие из жизненных ценностей: целей, потребностей, желаний и т. п. [5].

мотивация может являться внутренне детерминированной — эндогенной. Что это значит?  Возникновения мотивации выражается в том, что побуждение появляется на основе актуализации некоторой потребности, влечения, интереса, эмоционального переживания, требующего разрядки. Внутренними источниками побуждений выступают также притязания, пристрастия (зависимости), чувства, жизненные планы, приверженность к привычному укладу жизнедеятельности, личностные ценности и т.д. В возникновении мотива может проявляться кумулятивный эффект, когда первоначально накапливается его потенциал и затем человек начинает испытывать побуждение к действиям [5].

Далее мотивацию можно рассматривать как изначально внешне детерминированной — экзогенной. мотивация может быть обусловлена определенной оценкой социальной ситуации, когда субъект приходит к выводу, что при сложившихся обстоятельствах необходимо действовать, например, для того, чтобы защитить свои интересы и личностно значимые ценности или овладеть ими. В одних случаях субъект стремится найти выход из сложившейся неблагоприятной для него ситуации, в других случаях —  реализовать благоприятную ситуацию, при которой появляются возможности для достижения личностно ценного результата. Если бы такие обстоятельства не возникли, то и не было бы побуждения к действиям [5].

Внешними источниками мотивов выступают условия жизнедеятельности или конкретные обстоятельства, в которых возникает проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Внешне детерминированное возникновение мотива и принятие цели обусловливается процессом социальной перцепцией, т.е. личностно своеобразным восприятием и оценкой внешних условий и обстоятельств ситуации.

мотивация обусловленная установкой на подражание. Подражание — это следование какому-либо примеру, образцу, принятие и воспроизведение внешних и внутренних особенностей других людей, привлекательных для данного субъекта. Выделяют разные виды подражания: непроизвольное и произвольное, логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, и т.д. [5].

Подражание является вариантом формирования мотива, когда в качестве стимулятора поведения оказываются привлекательные объекты. Исследования К. Левина показали, что предметы, окружающие нас, способны побуждать человека к определенным действиям: красивый ландшафт влечет к прогулкам, пирожное и шоколад “хотят быть съеденными”. К. Левин различает позитивный и негативный характер требований. Одни вещи побуждают стремиться к ним, а другие — отталкивают. К мотивации, вызванной привлекательностью объекта, относят и такой психологический механизм воздействия как заражение. Заражение как психологический механизм как процесс передачи эмоционального состояния от человека или группы другому (другим). Особенно ярко проявляется в трудовом энтузиазме, в воодушевлении болельщиков на стадионе [5].

Согласно психологическим и социологическим исследованиям, существуют и дополнительные мотивационные виды (стимулы) —  основы мотивации:

  1. Самоутверждение — это стремление к признанию в своем окружении. Оно обеспечивает развитие личности, пробуждает чувство собственного достоинства.
  2. Идентификация — стремление быть похожим на своего кумира, желание соответствовать его набору качеств.
  3. Власть — потребность оказывать воздействие на деятельность других, желание главенствовать и осуществлять контроль над людьми.
  4. Процессуально-содержательный — потребность в активной деятельности, получение удовольствия непосредственно от процесса.
  5. Саморазвитие — стремление человека развиваться и совершенствоваться. Оно связано с самоутверждением.
  6. Достижения — стремление добиваться лучших результатов, стать лидером в своей сфере.
  7. Просоциальный мотив —  чувство долга перед обществом, проявление в процессе достижения цели таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, толерантность и пр.
  8. Аффилиация — объединение: желание идти на контакт, находить новые связи, поддерживать дружеские отношения с другими людьми [7].

Подростковый возраст — период развития детей от 11–12 лет до 15–16 лет. Часто подростков называют несовершеннолетними. Несовершеннолетний — юридическое определение ребенка или подростка, применяемое для разграничения различных прав и обязанностей, мер защиты, привилегий, существующих для взрослых и детей. Несовершеннолетние — лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности (18 лет) [2, с.54].

Подростковый возраст — это кризисный период, который характеризуется следующими отличиями:

  • Сменяется ситуация развития: у подростка возникает устойчивое стремление к независимости, самостоятельности, хотя ближайшее окружение (родители, педагоги) относятся к подростку как к ребенку;
  • Меняется ведущий вид деятельности: учебная деятельность младшего школьника сменяется эмоционально — личностным общением со сверстниками в подростковом возрасте;
  • Появляются физиологические и психологические новообразования, обеспечивающие процесс взросления [10].

Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания.

Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе — мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе — костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8-11 раз (А.П. Краковский, 1970).

Периодом самых значительных изменений в физическом развитии девочек является возраст 11-13 лет, у мальчиков самые значительные изменения наблюдаются в 13 и 14 лет. Отличия в темпах созревания влияют на самооценку, самочувствие и общее психосоциальное развитие.

Важнейшей характеристикой физического развития является половое созревание, оцениваемое по развитию репродуктивной системы. Половые изменения в подростковом возрасте также характеризуются широкими индивидуальными отличиями, однако около 80% мальчиков и 90% девочек достигают половой зрелости к 14 годам. Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны: беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и т.д. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он испытывает чувство любви, мечтает и т.д. (И.С. Кон). Ведущая деятельность подростка — социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Л.И. Божович), общение (Д.Б. Эльконин), общественно-полезный труд (Д.И. Фельдштейн) [4].

Нарушение поведения как одно из проявлений психологической защиты у подростков. Для подростков наиболее значимыми являются 7 базовых потребностей:

  1. Потребность быть отличным от других;
  2. Потребность в самоизучении и самоопределении;
  3. Потребность иметь значимую деятельность в школе и за ее пределами;
  4. Потребность в положительном взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  5. Потребность в физической активности;
  6. Потребность в компетентности и успешности;
  7. Потребность в развитии и стабильности.

Если данные потребности не могут быть удовлетворены, то можно ожидать активизации защитных механизмов и трансформации нормативного (социально одобряемого) поведения в отклоняющееся (девиантное). Нарушения поведения могут формироваться на основе искажения вполне нормальных специфических реакций подростков. Так искажение реакции эмансипации могут привести к развитию чрезмерного стремления поступать только в соответствии с собственным мнением. На основе реакции группирование может возникнуть зависимость от референтной (т.е. значимой) антисоциальной группировки, на основе реакции развлечений могут сформироваться различные формы химической зависимости (употребление наркотиков, алкоголя, табакокурение). Трансформация реакции отказа, оппозиции, компенсации может привести к формированию специфических черт характера. Девиантное (отклоняющееся) поведение у подростков может включать разнообразные антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (аморальные действия, не доходящие до уровня нарушений законодательства), противоправные и аутоагрессивные (направленные на себя) действия [14].

На сегодняшний день мы можем говорить о социально-психологической и экономической девиации подрастающего поколения. В нашем обществе имеются несовершеннолетние с девиантным поведением, проявляющимся в озлобленности, жестокости, в асоциальных действиях, таких как бродяжничество и беспризорность, алкоголизм, наркомания, проституция, правонарушения [3].

Подростки с большим трудом адаптируются к новым социально-экономическим условиям. Преступность несовершеннолетних связана как с общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. Основные причины преступлений несовершеннолетних связаны, прежде всего, с теми экономическими, политическими и культурными преобразованиями, которые происходят в нашей стране и оказывают далеко не самое благоприятное воздействие на подростков [3].

По данным статистики каждый пятый подросток идет на правонарушение в состоянии алкогольного опьянения. Также распространены среди групп несовершеннолетних правонарушителей, в целях одурманивания себя, разные виды токсикомании. Мотивы употребления токсических веществ почти совпадают с мотивами употребления алкоголя. Основные из них: потребление из любопытства; доказать свою взрослость; стремление самоутвердиться и доказать, что не слабак; групповая сопричастность (“за компанию”); желание получить так называемое удовольствие; желание развлечь себя; желание уйти от реальных жизненных проблем в мир галлюцинаций; снять психологический барьер перед совершением других форм асоциального и криминального поведения [2].

Выделяют четыре типа несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от выраженности преступной направленности.

К первой группе относят — 10–15% подростков с преступной направленностью. Для них характерны примитивные, неизменные потребности, агрессивность, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению и азартным играм.

Вторую группу, которую составляют 30–40%, отличает отрицательная направленность личности. Эта категория подростков характеризуется привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склонностью к выпивкам. Преступления они совершают не в результате активной подготовки, а как бы «плывя по течению».

К третьей относит подростков с неустойчивой личностной направленностью — 25–30%. Здесь наблюдается конкуренция положительных и отрицательных свойств. Преступление совершается, прежде всего, по престижным мотивам или в результате подражания. Эти подростки выражают раскаяние в совершенном преступлении.

Четвертая группа включает в себя тоже 25–30% подростков с положительной направленностью личности. Преступления такими подростками совершаются случайно, в результате так называемой «детской мотивации» — легкомысленности или неправильной оценки действия и его последствий [3].

Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения подростков:

— неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
— порицаемое поведение – поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
— девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
— предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.);
— противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями [8].

В авангарде профилактической работы подростковой преступности стоят учебные заведения и органы власти. Родители подростков должны не забывать, что они также ответственны за просвещённость своих детей о поведении в обществе и законах своего государства. Необходимо осознавать, что нынешнее поколение — это законопослушные граждане страны в будущем. Для того чтобы предотвратить правонарушительные действия со стороны подростков особенно склонных к асоциальному поведению необходимо регулярно проводить профилактические мероприятия с участием сотрудников внутренних органов, педагогами дополнительного образования, педагогами-психологами, а также законными представителями детей через организацию всевозможных форм организации учебной и внеклассной деятельности, привить детям правила хорошего поведения, обезопасить от вредных привычек.

Основная задача профилактической работы — это предотвратить правонарушение, а не наказывать за преступление. Профилактика девиантных форм поведения должна основываться на принципах научности, социальной активности и системности, следовательно, быть комплексной, дифференцированной и поэтапной, а главное – носить систематический и наступательный характер [13].

Приоритетными направлениями деятельности учреждений образования по профилактике правонарушений является организационная работа, диагностическая работа и проведение профилактических мероприятий. Все перечисленное должно нести в себе формирование культуры здорового образа жизни, активного вовлечения семьи в процесс воспитания ребенка, способность учащихся сопротивляться к совершению правонарушений. Должны быть разработаны программа по профилактике правонарушений безнадзорности, программа профилактики алкоголизма, наркомании, а так же табакокурения и профилактика терроризма и экстремизма [6].

Социальные службы должны держать на контроле семья, в которых дети находятся в социально-опасном положении, социальный педагог или психолог должен проводить беседы и различные диагностики с ребенком и его близкими.

В заключении необходимо не забывать, что несмотря на отличную работы различных социальных служб и органов власти, лишь семья может оказать на ребенка действенный эффект. В подростковый период жизнь ребенка протекает в условиях межличностного взаимодействия в определенных группах: учреждении образования, в среде социума, виртуальных друзей и семьи. В этом возрасте только формируется мировоззрение ребенка и он очень подвержен влиянию окружающих.

Список используемой литературы:

  1. European report on preventing violence and knife crime among young people. World Health Organization [Электронный ресурс]. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0012/121314/E94277.pdf (дата обращения: 12.07.2021).
  2. Джанибекова, Н.А. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних / Н.А. Джанибекова, Ш.А. Зарипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7451/ (дата обращения: 10.07.2021).
  3. Зубова, Р.И. Организация психосоциальной работы с подростками девиантного поведения // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 14. 2003. Выпуск 2.
  4. Ильин, А.Г. Особенности подросткового возраста / А.Г. Ильин // Здоровье детей. — 2003. — № 22. — URL: https://zdd.1sept.ru/article.php?id=200302202 (дата обращения: 12.07.2021).
  5. Ильин, Е.П. мотивация и мотивы - СПб.: Питер, 2000.
  6. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков // пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000 С.205-290.
  7. Криминология в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / Ю.С. Жариков, В.П. Ревин, В.Д. Малков, В.В. Ревина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2018. — 242 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-00177-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/420948 (дата обращения: 13.07.2021).
  8. Набойченко, Е.С. Психология отклоняющегося поведения подростков [Текст]: монография / Е.С. Набойченко. – Екатеринбург: Калинина Г.П., 2007. – 285 с.
  9. Назарова, Н.Г., Ошевский Д.С. Психологические факторы риска агрессивного поведения у несовершеннолетних осужденных // юридическая психология. 2013. № 4. С. 15–19.
  10. Обухова, Л.Ф. «Возрастная психология». Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России. – 1999.
  11. Пастушеня, А.Н. Криминальная психология: Учебно-методический комплекс / А.Н. Пастушеня: Минский институт управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2007.
  12. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/psyandlaw/2016/n3/82925_full.shtml [Оценка факторов, повышающих и снижающих риск агрессивного противоправного поведения у несовершеннолетних (обзор исследований) - Психология и право - 2016. Том. 6, № 3.
  13. Усова, Е.Б. Психология девиантного поведения: учебно- методический комплекс / Е.Б. Усова; Минск, 2010. С.160-175.
  14. Шахова, И.П. самоактуализация современных подростков и юношей в определении взросления // Мир психологии. – 1996. – № 1.

Разделы психологии: 

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки