Рубинштейн Моисей Матвеевич

РУБИНШТЕЙН МОИСЕЙ МАТВЕЕВИЧ

Моисей Матвеевич Рубинштейн

Рубинштейн Моисей Матвеевич (1878-1953) - рос. и сов. философ, психолог, педагог. Философское образование получил в Германии (Фрейбургский ун-т); преподавал в М., Иркутске, Красноярске; организовал и возглавлял Восточно-Сибирский ун-т (1918-20).

Научные интересы Р. - психология личности, педагогическая и Возрастная психология, педагогика. Пик публикаций приходится на 1910-20-е гг., последняя - «Воспитание читательских интересов у школьников» (1950). Р. разрабатывал глубокую и многомерную концепцию личности, в которой личность представляет собой единство 4 групп свойств: индивида, индивидуальности, члена общества и культуры («О смысле жизни», 1927). В работах разных лет Р. анализировал социально нормальные (напр., игра, семья, книги, ун-т) и аномальные (напр., война) влияния на формирование личности. В личности Р. прежде всего видел продукт культурного развития, а проблема методов воспитания и обучения была для него «вопросом о сохранении культуры и об увеличении ее дальнейших возможностей». Владение философскими, педагогическими, психологическими и социологическими методами позволяло Р. рассматривать интересовавшие его проблемы интегрированно, одновременно «научно» и «практично», без упрощенчества и авторитарной дидактичности. Р. внес крупный вклад в изучение юности, в т.ч. юношеских переживаний, которые изучал на основе анализа юношеских дневников и ретроспективных автобиографических записей многих респондентов (1926, 1928). То, что «объективно» переживания юности не вполне адекватны реальному положению вещей, не ослабляет необходимость научного исследования их, а только усиливает.

Теоретические взгляды и результаты эмпирических исследований Р. до сих пор не получили достойной оценки. Между тем многие идеи Р. созвучны принципам гуманистического личностно-ориентированного направления в человекознании, некоторые особенно актуальны в настоящее время (напр., его энергичные выступления против тенденции «насаждать в юности и даже детстве трезвость и скороспелую практичность»). Еще в 1920-е гг. он сформулировал идею безоценочного принятия: когда юноша говорит о своей потребности в понимании, последнее означает не «рассудочное» понимание его мыслей и взглядов, а в большей степени потребность в сочувствии, ласке, поддержке, признании того, что данный индивид «переживает в себе нечто, чему надо придать известное значение». (И.А. Мещерякова)

Литература

  • Идея личности как основа мировоззрения. — М., 1909.
  • Очерки педагогической психологии в связи с общей педагогикой. — 4-е изд. — М., 1920.
  • История педагогических идей в её основных чертах. — 3-е изд. — Иркутск, 1922.
  • Проблема «Я», как исходный пункт философии // Сб. трудов профессоров и преподавателей Иркутского ун-та. — Иркутск, 1923. — В. 5.
  • Половое Воспитание с точки зрения культуры. — М., 1926.
  • О смысле жизни. — Л., 1927. — Т.1.;
  • Философия человека. — Л., 1927. — Т.2.
  • Социализм и индивидуализм : Критически-философский очерк. — М., 1909.
  • Семейное или общественное Воспитание?. — М., 1916. — 2-е изд. — М., 1918.
  • Платон - учитель. — Иркутск, 1920.
  • юность : По дневникам и автобиографическим записям. — М., 1928.
  • Психология, педагогика и гигиена юности. Рубинштейн М.М., Игнатьев В.Е. — М., 1926.
  • Воспитание читательских интересов у школьников. — М., 1950.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 

Библиография: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки