Пиаже Жан

Пиаже Жан Jean Piaget

ПИАЖЕ ЖАН

Пиаже Жан (Jean William Fritz Piaget, 1896-1980) - швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии. В 1-й период своего творчества Жан Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная П. эгоцентризмом (см. Центрация): как считает П., «ребенок судит всегда обо всем со своей собственной, индивидуальной т. зр.; ему очень трудно стать на позицию других»; иначе говоря, мышление ребенка в значительной степени подчинено «логике» его собственного восприятия. Основные феномены своеобразной детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), нечувствительность к противоречиям, переход от частного к частному без обращения к общему, непонимание относительности некоторых понятий и т.п.

Эгоцентризм проявляется также в эгоцентрической речи. Впоследствии эгоцентризм ребенка преодолевается благодаря процессу социализации. Во 2-й период творчества П. создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив стадию сенсомоторного интеллекта (0-2 г.), стадию дооперационального мышления (2-7 лет), стадию конкретных операций (7-12 лет) и стадию формальных операций (примерно до 15 лет). При этом умственные действия (см. Операция, Операции интеллектуальные) рассматриваются П. как Интериоризация первоначально внешних действий.

Теоретические и эмпирические работы П., его идеи и концепции оказали значительное влияние на современные разработки в области философии и методологии познания (см. Генетическая эпистемология), хотя и подвергались обоснованной критике со стороны ряда школ сов. психологии (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др.), в частности за рассмотрение П. психического развития ребенка вне социально-исторического контекста, понимание этого развития как спонтанного процесса, практически не зависящего от обучения, рассмотрение эгоцентрической речи как «отмирающей речи», а не как промежуточного этапа на пути формирования внутренней речи (Выготский) и др. См. также Аккомодация, Ассимиляция, Группировка, Декаляж, Сохранение. (Е.Е. Соколова)

Оксфордский толковый словарь по психологии

Жан Пиаже (1896-1980), который со своими коллегами организовал так называемую Женевскую школу психологии развития. Деятельность Пиаже была главным образом направлена на попытки понять развитие когнитивного функционирования ребенка и обычно выражается в терминах его теории стадий, в которой считается, что ребенок проходит ряд познавательных периодов, демонстрируя характерные для каждого из них способы мышления. См. конкретные операции, формальные операции, предоперациональное мышление, сенсомоторный интеллект.

Первое образование Пиаже было в области зоологии, и его интерес к детям вырос из его увлеченности эпистемологией, происхождением, природой и пределами знаний. Его подход часто называется генетической эпистемологией, так как он отражает его глубокое убеждение, что развитие интеллекта можно рассматривать как натуралистический и биологический процесс, результат динамического взаимодействия ребенка и окружающей среды. Направление Пиаже, однако, не является нативистским в обычном смысле понятия нативизм; он не считал, что ребенок появляется на свет, снабженный врожденными идеями.

Пиаже утверждал, что в результате филогенетической эволюции у новорожденного уже имеются очень общие механизмы регуляции и способы обработки информации, поступающей из окружающей среды. Взаимодействие этих способов (см., например, аккомодация (3), ассимиляция (4), уравновешивание (2)) образует способы мышления, характерные для отдельных стадий.

Литература

  • Избранные психологические труды. — М., 1994. В том числе:
       Психология интеллекта.
       Генезис числа у ребёнка.
  • Речь и мышление ребёнка. — М., 1994.
  • Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. — М., 1983. — С. 133-136.
  • Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. — М., 1984.
  • генетическая эпистемология. — СПб.: Питер, 2004. — 160с. - ISBN 5-318-00032-0 (а также: Вопросы философии. — 1993. - №5).
  • Моральное суждение у ребенка. — М.: Академический проект, 2006. — 480с. - ISBN 5-8291-0739-2.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 

Библиография: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки