Шпрангер Эдуард

Шпрангер Эдуард  Eduard Spranger

ШПРАНГЕР (SPRANGER) ЭДУАРД

Шпрангер Эдуард  (нем. Eduard Spranger 27.6.1882, Берлин – 17.9.1963, Тюбинген) - немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909г. он - преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911г. по 1920г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920г. по 1944г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946г. до своей отставки в 1953г. работал в качестве профессора университета Тюбингена.

Сторонник метода В. Дильтея „наук о духе“, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие „понимающей психологии“.

Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, — понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, „Формы жизни“ („Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie“, Halle, 1914, в рус. пер. (част.) Два вида психологии, в кн. „Хрестоматия по истории психологии“, М., 1980, с. 286-300; Основные идеальные типы индивидуальности, в кн.: „Психология личности. Тексты“, М., 1982, с. 55–59), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры.

Основной задачей духовно–научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре „объективного духа“, и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение „форм жизни“. Таких основных идеальных типовиндивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественнаядеятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни).

В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая–то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпортом, П. Верноном и Г. Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры.

Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: „Psychologie des Jugendalters“, Lpz., 1924, в рус. пер. (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте, в сб.: „Педология юности“, М.–Л., 1931.

Литература

  • Шпрангер Эдуард // Новая философская энциклопедия: в 4 тт. / Под. ред. В.С. Стёпина. — М.: Советская энциклопедия, 2010. - 2816с.
  • Шпрангер Эдуард // Философский энциклопедический словарь / Под. ред. Л.Ф. Ильичёва, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалёва, В.Г. Панова. — М.: Советская энциклопедия, 1989. - 840с.
  • Кондаков И.М. Шпрангер Эдуард // Психология. Иллюстрированный словарь / Под. ред. А.Г. Маклакова. — М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 784с. — (Большая университетская библиотека).
  • Попов Ю.Н. Шпрангер Эдуард // Большая советская энциклопедия: в 30 тт. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Попов Ю.Н. Шпрангер Эдуард // Философская энциклопедия: в 5 тт. / Под. ред. Ф.В. Константинова. — М.: Советская энциклопедия, 1960. - 2520с.
  • Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины XX века / Под. ред. А.Г. Маклакова. — М.: Академия, 1996. - 416с. — (Большая университетская библиотека).
  • Croner E.E. Spranger. — B., 1933.
  • Gruhle H.W. Verstehende Psychology. — Stuttgart, 1948.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 

Библиография: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки