Лисина Майя Ивановна

Лисина Майя Ивановна

ЛИСИНА МАЙЯ ИВАНОВНА

Лисина Майя Ивановна (1929-1984) - сов. психолог, доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1950-е гг.

Лисина М.И. под руководством А.В. Запорожца выполнила исследование, в котором показала возможность формирования произвольного управления вазомоторными реакциями. В качестве психологической обратной связи использовалось предъявление испытуемым (по ходу эксперимента) текущей записи их сосудистых реакций. Главный результат: прежде чем стать управляемой, реакция должна стать ощущаемой.

Десятилетие спустя в психологии и физиологии начались аналогичные исследования, получившие наименование: изучение биологической обратной связи. С конца 1950-х гг. и до своей безвременной кончины Л. с коллективом сотрудников изучала коммуникативное и духовное развитие детей, начиная с первых дней жизни. (В.П. Зинченко)

Известны ее работы: "Общение и его влияние на развитие психики ребенка" (1974); "Генезис форм общения детей" (в кн. "Принципы развития в психологии", 1978); "Генетические проблемы в социальной психологии" (1985); "Проблемы онтогенеза общения" (1986).

Литература

  • Общение и его влияние на развитие психики ребенка 1974
  • Возникновение и развитие непосредственно–эмоционального общения с взрослыми у детей первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1974.
  • Генезис форм общения детей (в кн. "Принципы развития в психологии") 1978
  • Психология самопознания у дошкольников (в соавт), 1983. Е.А. Филонова
  • Генетические проблемы в социальной психологии 1985
  • Проблемы онтогенеза общения, 1986
  • Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской, 1997

Публикации М.И. Лисиной

  1. Совещание по психологии труда // Вопросы психологии, 1957. – № 3.
  2. О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные // Доклады АПН РСФСР, 1957. – № 1.
  3. Роль ориентировки в превращении реакций из непроизвольных в произвольные // Тезисы докладов совещания по проблемам ориентировочно–исследовательской деятельности. – М., 1957.
  4. Роль ориентировки в превращении реакций из непроизвольных в произвольные // Ориентировочно–исследовательская деятельность и ориентировочный рефлекс. – М., 1957.
  5. Инструкция и ее роль в развитии самостоятельности учащихся на уроках труда (совместно с Т.Н. Борковой) // Школа и производство, 1960. – №2.
  6. Психологические вопросы инструктажа при обучении производственному труду в общеобразовательной школе (совместно с Е.В. Гурьяновой, Т.Н. Борковой, А.И. Чайкиной) // Тезисы совещания по психологии, 1960.
  7. Некоторые психологические вопросы инструктажа при обучении труду в общеобразовательной школе (совместно с Е.И. Гурьяновой, Т.Н. Борковой, А.И. Чайкиной) // Радяньска школа, 1959. – №11.
  8. Некоторые проблемы переноса в работах зарубежных авторов // Вопросы психологии, 1960. – №5.
  9. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии, 1961. – №3.
  10. Зависимость формирования навыка от ориентировки на продукт или процесс работы // Вопросы психологии обучения труду. – М.: АПН РСФСР, 1962.
  11. Влияние характера упражнений на формирование обобщенного умения работать точно // Вопросы психологии обучения труду. – М.: АПН РСФСР, 1962.
  12. Развитие движений у дошкольника // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. (Пер. на англ. яз. – The Psychology of Preschool Children. The TAT Press, CAMB., Mass., L. England, 1971.)
  13. Физиологические механизмы инструментальных реакций // Итоги науки. – М.: ВИНИТИ АПН СССР, 1965.
  14. Возникновение и развитие элементарных форм общения со взрослыми у детей первого полугодия жизни // Вопросы психологии / Тезисы докладов на республиканской психологической конференции. – Радяньска школа, Киев, 1964.
  15. Корреляция между скоростью выработки грубой дифференцировки и скоростью сближения звуков при изучении звуковысотной чувствительности у детей раннего возраста (совместно с Т.К. Мухиной) // Новые исследования в педагогических науках, 1965. – №7.
  16. Развитие познавательной деятельности у детей первого полугодия жизни // Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. – М., 1966.
  17. Психологические проблемы развития детского восприятия (совместно с А.В. Запорожцем) // Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. – М., 1966.
  18. Зависимость возрастных и индивидуальных показателей звуковысотного дифференцирования от характера деятельности детей в преддошкольном возрасте (совместно с Т.К. Мухиной) // Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. – М., 1966.
  19. Влияние эмоционально–словесных воздействий взрослого на познавательное развитие детей первого полугодия жизни // Материалы симпозиума «Обучение и развитие». – М., 1966.
  20. Ощущение // Педагогическая энциклопедия. – М., 1966.
  21. Развитие перцептивной деятельности у младенцев первого полугодия жизни // Тезисы докладов на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве, 1966.
  22. Развитие перцептивной деятельности у младенцев первого полугодия жизни // Симпозиум «восприятие и действие», XVIII Международный психологический конгресс в Москве, 1966.
  23. Некоторые особенности функционирования и взаимодействия анализаторов в первом полугодии // Труды VIII конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. – М., 1967.
  24. Избирательная восприимчивость как особый аспект чувствительности (совместно с Т.К. Мухиной) // Новые исследования в педагогических науках, 1967. Т.10.
  25. Исследование звуковысотной чувствительности у детей (скорость выработки дифференцировки) (совместно с Т.К. Мухиной) // Новые исследования в педагогических науках, 1967. – №10. 26.
  26. Вопросы детской психологии на XVIII Международном психологическом конгрессе // Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном психологическом конгрессе. – М.: Просвещение, 1969.
  27. Реакция детей первого года жизни на экспрессивно–мимические и практически–действенные воздействия взрослых // Труды IX конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. – М.: Просвещение, 1968.
  28. Особенности практически–действенного общения с взрослыми у детей раннего возраста // Тезисы докладов на II Всесоюзном съезде психологов в Киеве, 1968.
  29. Общение детей в возрасте I года с взрослыми // Тезисы докладов для XIX Международного психологического конгресса в Лондоне.
  30. Стадии развития общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет (совместно с З.М. Богуславской и А.Г. Рузской) // Тезисы докладов для XIX Международного психологического конгресса в Лондоне.
  31. Развитие коммуникативных реакций у детей от рождения до 7 лет // Тезисы докладов на V Всесоюзной конференции по проблемам общественного дошкольного воспитания. 1970. – Т.II.
  32. Развитие избирательности фонематического слуха в раннем возрасте. Сообщение I. Различение фонем родного и иностранного языка у русских детей (совместно с Лопес Геваре Г.М.) // Новые исследования в педагогических науках, 1972. – №2.
  33. О развитии избирательности фонематического слуха в раннем возрасте. Сообщение II. Различение фонем родного и иностранного языка у кубинских детей и взрослых (совместно с Лопес Геваре Г.М.) // Новые исследования в психологии, 1973. – №2.
  34. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей дошкольного возраста (совместно с З.М. Богуславской, И.А. Кондратович, Е.О. Смирновой) // Материалы II Всесоюзного съезда общества психологов. – Тбилиси, 1972.
  35. Общие вопросы исследования и его методика (совместно с А.В. Запорожцем) // Развитие общения у дошкольников. – М.: Педагогика, 1974.
  36. Возникновение и развитие непосредственно–эмоционального общения с взрослыми у детей первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников. – М.: Педагогика, 1974.
  37. Влияние общения с взрослыми на развитие ребенка первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. – М., 1974.
  38. Особенности общения в процессе совместных с взрослым действий у детей раннего возраста // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. – М., 1974.
  39. Обсуждение результатов и выводы // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. – М., 1974.
  40. Сравнительное влияние мимического и словесного подкрепления на деятельность детей. Сообщение I. Эффективность подражания при подкреплении мимикой и словом (совместно с А.Г. Рузской и Т.М. Сорокиной) // Новые исследования в психологии, 1974. – №2.
  41. Особенности решения познавательной задачи детьми раннего возраста. Сообщение II (совместно с А.Г. Рузской и Т.М. Сорокиной) // Новые исследования в психологии, 1974. – №3.
  42. Об избирательном отношении к речевым воздействиям взрослого у детей раннего и дошкольного возраста (совместно с В.В. Ветровой и Е.О. Смирновой) // Проблемы общения и воспитания. – Тарту, 1974.
  43. Об избирательном отношении ребенка к речевым воздействиям взрослого // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. – Л., 1973.
  44. Общение ребенка с взрослым как деятельность // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974.
  45. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка (совместно с С.В. Корницкой) // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М.И. Лисиной. – М., 1974.
  46. Влияние потребности в общении на отношение детей к речевым воздействиям взрослого (совместно с В.В. Ветровой и Е.О. Смирновой) // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М.И. Лисиной. – М., 1974.
  47. Методика экспериментального исследования влияния характера общения со взрослым на отношение к нему ребенка (совместно с С.В. Корницкой) // Методы социально–психологических исследований. – М., 1975.
  48. Общение ребенка с взрослым как фактор возникновения активной речи в раннем возрасте // XXIV Всесоюзное совещание по проблемам ВНД, посвященное 125–летию со дня рождения И.П. Павлова. Материалы симпозиума. – М., 1974.
  49. Возникновение и развитие у детей потребности в общении // Формирование социогенных потребностей. – Тбилиси, 1974.
  50. Познание детьми друг друга и их самопознание как продукт общения // Тезисы докладов на конференции по теоретическим и прикладным проблемам познания людьми друг друга. – Краснодар, 1975.
  51. Формирование у детей представления о взрослом на первом году жизни // Тезисы докладов на конференции по теоретическим и прикладным проблемам познания людьми друг друга. – Краснодар, 1975.
  52. Развитие у детей потребности в общении со взрослыми в дошкольном возрасте // В едином строю. – 1976. – №2.
  53. Роль воздействий взрослого в развитии деятельности общения у ребенка // В едином строю. – 1976. – №3.
  54. Роль общения со взрослыми в психическом развитии ребенка // Некоторые актуальные психолого–педагогические проблемы воспитания и обучения. – М., 1976.
  55. Роль общения со взрослыми в психическом развитии ребенка (на болг. яз.) // Предучимино възпитание, 1976. – №10.
  56. Развитие общения со взрослыми у дошкольников // Научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в СССР // Тезисы докладов советско–американского семинара по проблемам дошкольного воспитания, 1975. XII Б.
  57. Большой и маленький // Знание – сила, 1976. – №2.
  58. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе // Тезисы Всесоюзного симпозиума. – Тула, 1976.
  59. Феномен «лепетного говорения», его место и роль в развитии речи ребенка (совместно с В.В. Ветровой и М.Г. Елагиной) // Воспитание, обучение и психическое развитие. Тезисы докладов к I Всесоюзному съезду психологов. – М., 1977. – Ч.17.
  60. Развитие отношения к себе у детей в первые семь лет жизни // Воспитание, обучение и психическое развитие. Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов. – М., 1977.
  61. Как и почему маленькие дети общаются с взрослыми // Дошкольное Воспитание, 1977. – №6.
  62. О механизмах смены ведущей деятельности в первые семь лет жизни // Вопросы психологии, 1978. – №5.
  63. Общение с взрослыми у детей первых семи лет жизни // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Педагогика, 1978.
  64. Гармония общения: формирование взаимоотношений с взрослыми // Дошкiльно виховання, 1978. – №11 (на укр. яз.).
  65. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. – М., 1978.
  66. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. – М., 1979.
  67. Развитие мотивов общения с взрослыми у детей от рождения до семи лет // Проблемы мотивации. – Варшава, 1978 (на польск. яз.).
  68. Изучение общения с окружающими людьми у детей раннего и дошкольного возраста // Советская педагогика, 1980. – №1.
  69. К вопросу об избирательном отношении к зрительным воздействиям (совместно с Х.Т. Шерьяздановой) // Известия АН Казахской ССР, 1980. – №1.
  70. Изучение становления потребности в общении с взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста (совместно с Л.Н. Галигузовой) // Психолого–педагогические проблемы общения. – М., 1979.
  71. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.
  72. Развитие представления о себе у ребенка первого года жизни (совместно с Н.Н. Авдеевой) // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.
  73. Становление потребности детей в общении с взрослыми и сверстниками (совместно с Л.Н. Галигузовой) // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.
  74. Формирование личности ребенка в общении // Психолого–педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. – М., 1980.
  75. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольника (совместно с Т. Д. Сарториус) // Психология формирования личности и проблемы обучения / Под ред. Д.Б. Эльконина и И.В. Дубровиной. – М., 1980.
  76. Общение и обучение // Психолого–педагогические проблемы обучения и воспитания дошкольников. – Душанбе, 1981.
  77. Что дети знают о себе // Дошкшьно виховання, 1981. – №11 (на укр. яз.).
  78. Общение с взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: МГУ, 1981.
  79. Развитие общения в первые семь лет жизни // Обзор исследований по развитию ребенка. – Чикаго – Лондон, 1982. Т.6.
  80. Развитие мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников (совместно с Р.А. Смирновой) // Психолого–педагогические вопросы воспитания детей дошкольного возраста. – Кишинев, 1981.
  81. Роль общения с взрослыми при подготовке детей к школьному обучению (совместно с Г.И. Капчеля) // Психолого–педагогические вопросы воспитания детей дошкольного возраста. – Кишинев, 1981.
  82. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии, 1982. – №4.
  83. Влияние общения с взрослыми на психическое здоровье ребенка // Дошкольное Воспитание, 1982. – №8.
  84. Подготовка к школьному обучению и общение детей со взрослыми // Формирование школьной зрелости ребенка. – Таллин, 1982.
  85. Общение и самосознание (совместно с И.Т. Димитровым) // Наука и искусство. – София, 1982 (на болг. яз.).
  86. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи (совместно с И.В. Дубровиной) // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1982.
  87. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте (совместно с Т.М. Землянухиной) // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1982.
  88. К вопросу об избирательном отношении к зрительным воздействиям. Сообщение II (совместно с X.Т. Шерьярдановой) // Известия Академии наук Казахской ССР, 1983. – №1.
  89. Особенности воспитания младших дошкольников (совместно с Т.В. Гуськовой) // Дошкольное Воспитание, 1983. – №4.
  90. Психология самопознания у дошкольников (совместно с А.И. Силвестру). – Кишинев: Штиинца, 1983.
  91. Проблемы и задачи исследования речи у детей // Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослым. – М.: Педагогика, 1985.
  92. Некоторые особенности развития фонематического слуха в раннем возрасте // Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослым. – М.: Педагогика, 1985.
  93. Роль слышимой речи взрослых в вербальном развитии детей раннего возраста (совместно с В.В. Ветровой) // Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослым. – М.: Педагогика, 1985.
  94. Значение ситуативно–делового общения с взрослым для становления активной речи у детей (совместно с М.Г. Елагиной) // Там же. 1985.
  95. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
  96. Общение с взрослым и психологическая готовность детей к школе (совместно с Г.И. Капчеля). – Кишинев: Штиинца, 1987.
  97. Специфика восприятия и общения у дошкольников (совместно с Х.Т. Шерьяздановой). – Алма-Ата: Мектоп, 1989.
  98. Child. Adults. Peers. – М.: Прогресс, 1985 (на англ. языке).

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 

Библиография: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки