Восприятие фундаментальных факторов возникновения и развития человеческой культуры студентами гуманитарного университета

Разделы психологии: 

А.А. Немцов Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Россия, Москва

Культура в широком смысле - все то, что выделяет людей из животного мира. Человек в результате своих целенаправленных действий создает вокруг себя вторую, искусственную природу, живет в ней и постоянно ее совершенствует. В отличие от всех других живых существ человек выработал способность накапливать, аккумулировать опыт предшествующих поколений. Это позволило ему за непродолжительный с точки зрения эволюции период, всего за несколько тысяч лет, создать своеобразную оболочку планеты. По аналогии с такими земными оболочками как атмосфера, гидросфера, биосфера ее принято называть антропосферой, или, как предложил В.И. Вернадский - ноосферой, разумной оболочкой земли. Эта оболочка развивается и усложняется все ускоряющимися темпами.

В качестве обследуемых выступили студенты ряда факультетов РГГУ (50 человек), изучавших курс «Психология и педагогика». Наряду с данной методикой студенты отвечали на вопросы анкеты, которая позволяла оценить социальную ситуацию развития в детском и подростковом возрасте. В исследовании приняли участие, как юноши, так и девушки, студенты, проживающие в Москве, в Подмосковье, а также иногородние.

Исследовательский интерес привлекают именно субъективные представления студентов о ключевых факторах антропогенеза. Дело в том, что в настоящее время наблюдается драматическое снижение статуса знания вообще и научного знания в частности. Истины разума теряют свою привлекательность, замещаясь соображениями пользы, выгоды, парадоксально сочетающимися с истинами веры. Некоторые исследователи склонны настолько пессимистически воспринимать эту ситуацию, что констатируют неуклонный регресс к архаичным формам сознания, средневековому мракобесию, суевериям и мистике. Неожиданным образом эти тенденции оказываются тесно связанными с распространением технократического мышления, развитием информационных технологий и в первую очередь интернета. Все чаще авторитет науки ставится под сомнение с одной стороны с позиций консервативного и даже ортодоксального религиозного мировоззрения. С другой стороны получают распространение такие экзотические мировоззренческие доктрины, которые в конце Х1Х и еще в середине ХХ века выглядели бы сюжетами научно–фантастических романов, либо плодом воображения людей, страдающих психическими расстройствами. Не случайно подобные доктрины принято объединять под рубрикой «палеофантастики».

Нарастает поток все новых «секретных материалов», «неопровержимо свидетельствующих» о космических пришельцах, атлантах, гипербореях и т.п. В результате с одной стороны все настойчивее звучат требования запретить преподавание в школе эволюционной теории Дарвина. С другой - популяризируются концепции внеземного происхождения человека, обсуждаются возможности контактов людей с представителями высокоорганизованных внеземных ци‑ вилизаций, как в глубокой древности, так и в наши дни. Действительно, на фоне подобных, поражающих воображение концепций, традиционные научные доктрины выглядят унылыми и скучными. В самом деле, разве может конкурировать с ними, например марксистская концепция о роли труда в превращении обезьяны в человека.

Развивая идеи К. Маркса, Л.С. Выготский разработал культурно-исторический подход. Он полагал, что в отличие от натуральных психических функций, присущих животным, человек формирует у себя высшие психические функции. Человеческое восприятие, внимание, память, мышление становятся опосредованными стимулами – средствами, понятиями. По мнению Л.С. Выготского, подобно тому, как люди преобразовали внешний материальный мир с помощью все более совершенных технических орудий и средств они преобразовывали свой внутренний психический мир с помощью понятий. В целях проведения данного исследования нами была разработана и апробирована следующая методика.

Инструкция. Два мудреца обсуждали вопрос, что такое человек?

Один из них дал такое определение: «Человек - это двуногое существо без перьев». В ответ на это второй мудрец поймал и ощипал курицу и ответил: «Вот твой человек». Вам предлагается перечень признаков, которые в совокупности отличают человека от животных. Их значение не абсолютно, но, тем не менее, каждый из этих признаков по–своему важен. Проранжируйте этот перечень в соответствии со своими представлениями.

1. Хождение на 2–х ногах
2. Использование рук
​3. Использование огня
4. Изготовление орудий труда
5. Использование языка (речи)
6. Использование письменности
7. Использование денег, торговля
8. Развитие головного мозга
9. Наличие религиозных верований
10. Использование одежды
11. Приручение (одомашнивание) животных
12. Земледелие
13. Захоронение умерших сородичей
​14. Наличие искусства

В наиболее общем виде результаты исследования выглядят следующим образом. С точки зрения обследованных студентов отличия человека от животных по степени значимости таковы:

1. Письменность
2. Наличие искусства
3. Использование речи
4. Развитие головного мозга
5. Использование огня
6. Религия
7. Захоронение умерших
8. Изготовление орудий труда
9. Земледелие
10. Использование денег
11. Использование одежды
12. Одомашнивание животных
13. Использование рук
​14. Хождение на 2–х ногах

Таким образом, видно, что наиболее значимыми факторами, позволяющими людям выделиться из животного мира, по мнению студентов–гуманитариев являются письменность, использование речи, искусство и развитие головного мозга, а также наличие искусства. Напротив, наименее важную роль в прогрессе человека по сравнению с остальными животными с точки зрения обследованных студентов сыграли прямохождение, использование рук, использование одежды и одомашнивание животных.

Весьма важными, по мнению студентов в процессе антропогенеза были также использование огня и наличие религиозных взглядов.

Относительно менее значимыми студенты считают использование денег и земледелие. Так в целом выглядит усредненная культурологическая концепция (концепция антропогенеза) обследованных нами студентов гуманитарного университета. Можно констатировать, что с их точки зрения те факторы, которые классическая марксистская антропология рассматривала в качестве ключевых и решающих: прямохождение, использование рук, занятие земледелием и скотоводством, а также изготовление орудий труда, являются напротив малосущественными. Не склонны они придавать большого значения акцентируемому в Библии такому признаку людей как ношение одежды. Напомним также, что роль земледелия в классической науке подчеркивается в связи с тем,что оно позволило перейти к оседлому образу жизни, и было одной из важнейших предпосылок возникновения городов. Города в свою очередь послужили своеобразными инкубаторами для развития ремесел и торговли, т.е. экономического развития и, в конце концов, стали колыбелями первых государств. Не случайно на латыни гражданин и горожанин обозначаются одним и тем же словом,а в древней Греции города собственно и были государствами (полисами), в которых и зародилась демократия.

Таким образом, для обследованных студентов наиболее убедительными выглядят концепции, связывающие прогресс человечества с развитием письменности, искусства, использованием речи и развитием головного мозга, а также с использованием огня и возникновением религиозных взглядов. Эти факторы и делают, по их мнению, человека человеком. Напротив, наименее убедительными в глазах студентов выглядят концепции, объясняющие антропогенез и культурно–историческое развитие прямохождением, активным использованием рук, использованием одежды,одомашниванием животных и использованием денег.

Рассмотрим далее гендерные особенности субъективных культурологических концепций, обнаруженных у обследованной группы студентов. Из полученных результатов видно, что по абсолютным показателям юноши придают более высокое значение таким факторам формирования культуры как:

  • Изготовление орудий
  • Использование огня
  • Искусство
  • Развитие головного мозга

Девушки, по абсолютным показателям придают более высокое значение таким факторам как:

  • Хождение на 2–х ногах
  • Использование рук
  • Наличие религии
  • Одомашнивание животных

Следовательно, если сравнивать результаты по абсолютным величинам, то видно, что «мужская» концепция культуры концентрируется на креативных и ментальных аспектах человеческой активности. Напротив, «женская» концепция культуры, акцентируется на природной и чувственной компонентах человеческого существования. Если представить два этих образа в виде упрощенных картинок, то восприятию юношей соответствует существо с развитым мозгом, использующее огонь и создающее орудия труда, творчески преобразующее окружающую природную среду. Человек в представлении девушек предстает скорее как двуногое животное, приручившее и поставившее себе на службу других животных и отличающееся от них, прежде всего наличием религиозных представлений. Т.е. в концепции юношей, человек является существом, противостоящим природе, прежде всего благодаря своему разуму. В концепции же девушек человек скорее находится в гармоничном симбиозе с окружающей природной средой и добивается такой гармонии благодаря своей религиозности.

Сопоставим в заключении обобщенные результаты, полученные на студентах гуманитариях с аналогичными результатами, полученными нами при обследовании студентов технического университета (МГТУ им. Н.Э. Баумана). Представим результаты студентов-технарей в виде такой же таблицы, в которой нами были представлены результаты студентов гуманитариев.

1. Развитие головного мозга
2. Использование языка (речи)
3. Наличие искусства
4. Использование письменности
5. Использование огня
6. Использование денег
7. Наличие религиозных взглядов
8. Изготовление орудий труда
9. Захоронение умерших сородичей
10. Одомашнивание животных
11. Земледелие
12. Использование одежды
13. Использование рук
​14. Хождение на 2–х ногах

Из полученных результатов видно, что полностью совпадают результаты студентов технического и гуманитарного университетов в отношении следующих факторов:

  • Использование огня 5–е ранговое место
  • Изготовление орудий труда 8–е ранговое место
  • Использование рук 13 ранговое место
  • Хождение на 2–х ногах 14 ранговое место

Наиболее существенный приоритет у студентов технического университета по сравнению со студентами гуманитариями обнаруживается в отношении к следующим факторам антропогенеза:

  • Использование денег — превышение на 4 ранговые позиции
  • Развитие головного мозга — превышение на 3 ранговые позиции
  • Одомашнивание животных — превышение на 2 ранговые позиции
  • Использование речи — превышение на 1 ранговую позицию

Напротив наиболее существенный приоритет у студентов гуманитарного университета по сравнению со студентами технарями обнаруживается в отношении к следующим факторам антропогенеза:

  • Использование письменности — превышение на 3 ранговые позиции
  • Захоронение умерших сородичей — превышение на 2 ранговые позиции
  • Земледелие — превышение на 2 ранговые позиции
  • Наличие искусства — превышение на 1 ранговую позицию
  • Наличие религии — превышение на 1 ранговую позицию
  • Использование одежды — превышение на 1 ранговую позицию

Таким образом, все студенты подчеркивают значение использования огня и изготовление орудий в качестве весьма важных факторов возникновения и развития культуры. Напортив, наименее значимыми факторами в процессе антропогенеза, все студенты рассматривают использование рук и хождение на 2–х ногах.

Студенты технического университета наиболее явно отдают приоритет использованию денег и развитию головного мозга. Соответственно студенты гуманитарии подчеркивают роль использования письменности и захоронение умерших сородичей.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 ноя 2014

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Немцов А.А. Восприятие фундаментальных факторов возникновения и развития человеческой культуры студентами гуманитарного университета // Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2014. - Т. 1.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки