Управление развитием карьерных ориентаций студентов

М.С. Ковалевич Брестский госуниверситет имени А.С. Пушкина, Брест

В статье конкретизирована сущность понятия «карьера», «карьерные ориентации». Выявлены карьерные ориентации будущих специалистов по социальной работе. Представлена модель управления развитием карьерных ориентаций студентов, включающая мотивационно-целевой компонент, процессуальный компонент рефлексивно-результативный компонент. В рамках Программы трансграничного сотрудничества Восточного партнерства ЕаРТС «Беларусь-Украина» представлен опыт БрГУ имени А.С. Пушкина по реализации проекта «Повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда Украины и Беларуси через создание трансграничной региональной сети университетских Центров профориентации и развития карьеры».

The article specifies the essence of the concept of «career», «career orientation». Career orientations of future specialists in social work are revealed. The model of management of development of career orientations of students including motivational and target component, the procedural component reflexively-effective component is presented. As part of the Eastern partnership cross-border cooperation Program of the Earts «Belarus-Ukraine», the experience of the Pushkin BSU on the project «improving the competitiveness of graduates in the labor market of Ukraine and Belarus through the creation of a cross-border regional network of University centers of career guidance and development»was presented.

Ключевые слова: карьера, карьерные ориентации, управление, планирование, развитие, сотрудничество конкурентоспособность, профессиональная компетентность, инновационные образовательные технологии.
Keywords: career, career orientations, management, planning, development, cooperation competitiveness, professional competence, innovative educational technologies.

В последние годы вопросы планирования и развития карьеры человека приобрели особую значимость в связи со значительными экономическими и социальными преобразованиями в стране. Проблема управления карьерой человека в системе образования рассмотрена в ряде научных исследований (Т.А. Заславская, А.И. Жилина, Б. Идзяковски, А.Я. Кибанов, Е.Г. Молл, Р.В. Рывкин, Т.А. Тищенко и др.).

Актуальность и значение работ перечисленных авторов несомненны. Тем не менее, некоторые аспекты управления карьерой пока не нашли должного отражения в исследованиях ученых. В числе исследованных проблем мало теоретических работ, посвященных концептуальным основам и способам формирования карьерных ориентаций в вузе.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать модель управления развитием карьерных ориентаций студентов.

Задачи:

  1. Конкретизировать сущность понятия «карьера», «карьерные ориентации».
  2. Выявить карьерные ориентации будущих специалистов по социальной работе.
  3. Разработать модель управления развитием карьерных ориентаций студентов.

Концепция карьеры, понимание процессов ее выбора и формирования прошли значительный исторический путь от представления о карьере как о работе и выполнении человеком сугубо производственно-профессиональной функции до понятия карьеры как выбора жизненного сценария и выполнения человеком, помимо профессиональных, социальных ролей. Необходимо отметить, что понятие «карьера» многозначно и трактуется достаточно широко. Карьера рассматривается как субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые способы самовыражения и удовлетворения трудом; как индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении трудовой жизни человека; как последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни [Super, 1957].

Предложено деятельностно-процессуальное определение карьеры, в контексте которого карьера – это форма организации профессиональной жизни в виде долговременного, внутренне последовательного и преемственного процесса реализации профессиональных ценностей, мотивов и целей личности [Гижук , 2016, с. 4].

Карьерная ориентация представлена как элемент структуры профессиональной Я-концепции субъекта, «смысловой диспозиции, отражающей приоритетное направление профессионального продвижения» [Жданович, 2005, с. 18]. Имея для субъекта устойчивый жизненный смысл, она проявляется в эффектах смысловой регуляции, не связанной с мотивом актуальной деятельности.

Модель управления карьерой как целостная динамическая структура, включает следующие компоненты:

  1. Мотивационно-целевой компонент (цели, карьерные ориентации, программы, планы, потребности, притязания, мотивы, желания, стремления, личностные ценности, профессиональные ценности, социальные ценности, смыслы). Отдавая мотивационно-целевому компоненту ведущую роль структурной модели карьеры, есть необходимость наличия потребности карьерного становления и стремление к карьерному росту.
  2. Процессуальный компонент (стратегии, способы, методы, приемы, конкретные дела и мероприятия, тактики, темпы, этапы, периоды, фазы). Успешная реализация потребности карьерного становления осуществляется при условии спланированных и системных действий и поступков.
  3. Рефлексивно-результативный компонент (анализ, сравнение, сопоставление, выявление причин и факторов достижения цели, неудач, оценка, выявление уровня достижения цели, смена ролей и позиций, профессиональный и должностной рост. Адекватная самооценка, рефлексия достижений карьерного становления способствует дальнейшему профессиональному карьерному росту.

Итак, карьерные ориентации включены в мотивационно-целевой компонент структуры индивидуальной карьеры и выступают как один из регулятивных механизмов профессионального развития. Карьерные ориентации основываются на личных целях и социальных установках, которые определяют оценочное отношение к выбору карьеры.

Э. Шейн выделяет восемь карьерных ориентаций («якорей»): профессиональная компетентность, менеджмент, автономия (независимость), стабильность (места работы и места жительства), служение, вызов, Интеграция, предпринимательство [Шейн, 2002, с. 141]. Шкалы карьерных ориентаций включают в себя социальные установки, сформированные в процессе социализации и личностные проекты профессионального развития.

Результаты исследования

Исследование проводилось на базе социально-педагогического факультета БрГУ имени А.С. Пушкина. выборка составила 44 первокурсника специальности «социальная работа».

В отношении карьерных ориентаций будущих специалистов по социальной работе выяснялись следующие позиции:

Профессиональная компетентность является карьерной ориентацией только для каждого пятого из нынешних первокурсников. Вместе с тем, социальная работа как область научного знания принадлежит к социальным наукам, а как профессия [Климов, 1996, с. 283] в зависимости от доступности средств труда относится к теоретическому типу, т.е. компетентность специалиста, его знания, умения и навыки и соответствующие личностные качества выступают основным средством труда. Профессиональная компетентность специалиста социальной работы представляет собой ценностный ресурс личности, фактор успешности в решении профессиональных задач, связанный с функциями и ролями, которые выражены в профессиограмме, квалификационной характеристике.

В тоже время 85% опрошенных респондентов ориентированы в своей будущей профессиональной деятельности на управление людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех своей организации являются ключевыми ценностями и мотивами. Человек с такой ориентацией будет считать, что не достиг цели своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия, учреждения, организации.

Таким образом, у будущих специалистов по социальной работе возникает противоречие между желанием управлять, руководить и слабой карьерной ориентацией на профессиональную компетентность. Эта главная проблема, которая будет решаться на протяжении всех лет обучения в ВУЗе.

Для более половины опрошенных респондентов (60%) главное в работе – это автономия, свобода и независимость. Первичная забота личности с такой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Карьера для них – это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки и строгое подчинение оттолкнут их даже от внешне привлекательной вакансии. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы.

Стабильная, надежная работа на длительное время являтся карьерной ценностью для 80% респондентов. Эти люди испытывают потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения. Часто данная ценностная ориентация сочетается с невысоким уровнем притязаний. Стабильность места жительства, напротив, является актуальной только для каждого десятого из опрошенных респондентов. Жить в своем городе (минимум переездов, командировок), важнее остаться на одном месте жительства, чем получить повышение или новую работу на новой местности – далеко не главное для таких людей. Переезд и даже частые командировки не являются для них негативным фактором при рассмотрении предложения о работе.

Воплощать в работе свои идеалы и ценности, приносить пользу людям, обществу, видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте характеризует 80% опршенных. Основной тезис построения их карьеры – получить возможность максимально эффективно использовать свои знания и опыт для реализации общественно важной цели. Люди, ориентированные на служение, общительны и часто консервативны. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям.

Сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи характерно для людей, которые считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем. Таких оказалось 70% опрошенных. Новизна, разнообразие и вызов имеют для них очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становиться скучно. Интеграция стилей жизни, сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой характеризует 70% нынешних первокусников. Для них важно, чтобы все было уравновешено – карьера, семья, личные интересы и т.п. Жертвовать чем-то одним ради другого им явно не свойственно.

Предпринимательство как желание создавать новые организации, товары, услуги характерно лишь для каждого третьего первокурсника. Работать на других – это не их, они – предприниматели по духу, и цель их карьеры – создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им. Вершина карьеры в их понимании – собственный бизнес.

В ходе исследования выявлено, что у студентов, обучающихся на специальности «социальная работа», ярко выражены шесть карьерных ориентаций: «менеджмент», «стабильность работы», «служение», «Интеграция стилей жизни», «вызов», автономия [Ковалевич, 2018].

Это свидетельствует о том, что у значительной части респондентов актуализировано желание управлять, руководить; приносить пользу людям, обществу, помогать другим; потребность иметь стабильную работу; преодолевать непреодолимые препятствия, решать неразрешимые проблемы, стремление к интеграции различных сторон образа жизни; потребность в свободе и независимости.

Сегодня высшая школа имеет многоуровневую структуру. Сформировались ее различные модели, разнообразные виды подготовки бакалавров и магистров. С момента вхождения Беларуси в Болонский процесс поставлена задача освоения компетентностного подхода, переориентации государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на проектирование результатов образования и компетенций, применение модулей и ECTS, усиление студентоцентрированного характера образовательного процесса [Носко, 2011, с. 136].

В рамках Программы трансграничного сотрудничества Восточного партнерства ЕаРТС «Беларусь-Украина» В БрГУ реализуется проект «Повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда Украины и Беларуси через создание трансграничной региональной сети университетских Центров професионального и карьерного консультирования».

Восемнадцать трансграничных команд были отобраны для получения финансирования от Европейского Союза с целью реализации проектов, касающихся совместного решения общих проблем в соседних регионах Беларуси и Украины. Проект, подготовленный БрГУ имени А.С. Пушкина (автор М.С. Ковалевич) совместно с Острожской Академией (Украина) и ГГУ им. Ф. Скорины, прошел жесткий конкурсный отбор из 148 проектов и был высоко оценен экспертной комиссией.

Реализация проекта будет направлена на решение следующих проблем:

  • затруднения, испытываемые молодежью в процессе профессионального выбора: в информационной помощи, в психологической консультации, в помощи специалистов по вопросам выбора будущей специальности
  • организация Центра профессиональной и карьерной консультации в Брестской области
  • организация переподготовки специальности «педагога-профориентолога» в системе специальностей и квалификаций БрГУ имени А.С. Пушкина
  • низкий уровень профессиоведческой и психологической информированности молодежи
  • несовершенство наработанных механизмов взаимодействия школы, семьи, ВУЗов и работодателей в организации профориетационной деятельности среди населения.

Данная публикация подготовлена к печати и издана в рамках Программы трансграничного сотрудничества Восточного партнерства ЕАРТС (Eastern Partnership Territorial Cooperation Support Programme) «Беларусь-Украина», проект «Повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда Украины и Беларуси через создание трансграничнай региональной сети университетских центров профессиональной и карьерной консультации», финансируемого Европейским союзом. Полную ответственность за содержание публикации несет автор. Оно ни в коей мере не должно рассматриваться как отражение официальной позиции Европейского союза.

  1. Super D.E., et al / D.E. Super. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957. 391 p.
  2. Гижук Т.В. Субъективная картина карьеры как фактор профессиональной успешности педагога: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.07 / Т.В. Гижук; Белорус. гос. ун-т им. М. Танка. Минск, 2016. 19 с.
  3. Жданович, А.А. Отношение студентов к профессиональной карьере / А.А. Жданович // Психологический журнал. 2005. № 4. С. 37–43.
  4. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: Построение. Эволюция. Совершенствование / Э. Шейн. СПб.: Питер, 2002. 336 с.
  5. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. М.: Институт практической психологии: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
  6. Ковалевич М.С. Карьерные ориентации студентов – вектор профсаморазвития / М.С. Ковалевич // Народная асвета. 2018. №1. С. 10–13.
  7. Носко И.В. Студентоцентрированное образование как основополагающий принцип болонских реформ в высшей школе / И.В. Носко // Вектор науки ТГУ. 2011. № 1(4). С. 136–138.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

21 апр 2018

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Ковалевич М.С. Управление развитием карьерных ориентаций студентов // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы III-й Междунар. науч.-практ. конф., Калуга, 19-21 апреля 2018. – Калуга: ИП Якунин А.В., 2018. – С. 315-322. – 0,45 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки