Субъектность и саморегуляция педагога

О.В. Белоус Армавирская государственная педагогическая академия, г. Армавир

Для нашего времени характерны процессы изменения всех сфер жизнедеятельности человека. Особенно динамичны эти преобразования в тех областях человеческой практики, которые непосредственно связаны с взаимодействием людей. В первую очередь, это актуально для сферы образования, где приоритетным становится развитие личностных особенностей человека, позволяющих ему жить в меняющемся мире и преобразовывать себя в нем.

В отечественной психологии накоплен богатый материал, связанный с рассмотрением человека как субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Е.Н. Волкова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский и др.). Ведущая способность субъекта – это способность к взаимообусловленным преобразованиям себя и широкой окружающей действительности, включающей как объекты материального мира, так и систему социальных отношений.

Обращение к проблемам деятельности и личности педагога предполагает изучение его индивидуальности, являющейся высшей духовной и социальной ценностью, особой формой бытия, в рамках которой он действует как автономная и уникальная биосоциальная система, сохраняя целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений (В.С. Мерлин, В.М. Русалов). Повышенный интерес к индивидуальности педагога обусловлен сменой образовательных парадигм, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуальнотворческим; проявлению сформированных потребностей в профессиональном самообразовании, способностей к творческой самореализации в профессии.

Особенно актуально изучение субъектности педагога, от профессионализма которого во многом зависят возможности развития ребенка. Изучение особенностей педагога как субъекта собственной профессиональной деятельности предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность качественных изменений в личности самого учителя и в личности его воспитанников (Р. Бернс, У. Глассер, И.В. Дубровина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.Б. Орлов, К. Роджерс).

Профессиональный педагог должен быть одновременно и субъектом образовательного процесса и субъектом педагогической деятельности. Как субъект образовательного процесса педагог выступает проектировщиком, конструктором, организатором и непосредственным участником встречи поколений, носителем определенной личностной бытийной позиции, что предполагает свободное и сознательное самоопределение в педагогической практике, принятие ответственности за результаты обучения и Воспитание подрастающего поколения.

Субъектность в педагогической деятельности предполагает владение соответствующими нормами, способами и средствами ее осуществления. В этом качестве педагог выступает как носитель предметной позиции, необходимой для достижения целей образования и развития личности. Ценности образования в его сознании должны быть актуализированы и трансформированы в цели, реализующиеся адекватными средствами. Профессиональный педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как объектом, он встречается с учеником как с другим человеком, образуя с ним событийную общность. Профессиональная педагогическая позиция оказывается сдвоенной сопряжением личностной и деятельностной позиции, образуя единство педагогического сознания, деятельности, общности, становясь способом реализации базовых ценностей и целей развития каждого.

Анализ исследований особенностей субъектности и его специфики у педагога (Л.И. Анциферова, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.А. Татенко, Г.А. Цукерман, Т.Н. Щербакова, А.М. Эткинд, И.С. Якиманская) дает возможность говорить о разных подходах в определении содержания данного феномена. Изучение готовности (предпосылок) и умения человека использовать все свои психологические возможности в решении жизненных и профессиональных задач – один из аспектов развития представления саморегуляции как самореализации человека, средства преодоления неопределенности.

Под преодолением неопределенности в данном случаем мы подразумеваем (вслед за Т.В. Корниловой) конструктивную активность человека во всех тех ситуациях, когда имеющиеся в его распоряжении способы ориентировки (в предметном мире, мире людей и мире идей) недостаточны и для успешного функционирования (как в приспособительном, так и в надситуативном контекстах). При этом человек порождает цели и средства их достижения, идеи и смыслы, вводя тем самым ту «субъектную» составляющую в ситуацию неопределенности, благодаря которой она преобразуется и разрешается. Эта субъектная регуляция по-разному понимается в исследованиях, отводящих первенство проблематике выборов человека в сложных динамических средах или смысловой регуляции поступка, при изучении интеллектуальных и личностных переменных в ситуациях «рационального» и «морального» выбора. Но в любом варианте психологической регуляции выбора встает вопросах о реализуемых в нем уровнях и средствах саморегуляции (Корнилова, 2010).

Соответственно, ресурсы личностного потенциала человека обеспечиваются механизмами осознанной саморегуляции активности человека. Реализация последних ведет к изменениям как в личностной, так и в деятельностной сферах. Регуляторный потенциал активности субъекта знаменателен тем, что может быть актуализирован, отрефлексирован и задействован человеком в процессе решения широкого круга задач (познавательной и учебно-профессиональной деятельности, профессионального роста, преодоления кризисных ситуаций и др.)

В психологии имеются наработки, посвященные проблемам психологических механизмов и психических средств активности человека. В особенности этому способствует проработка проблем осознанной саморегуляции произвольной активности (О.А. Конопкин), проблем субъектной активности человека (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, А.В. Петровский).

развитие личности выступает как процесс совершенствования системы саморегуляции через изменение, совершенствование ее структурных компонентов и их функциональных отношений. Процесс личностного саморегулирования направлен на обеспечение определенных личностных качеств, которые проявляются в разных формах активности, сохраняются на протяжении определенных отрезков времени и способствуют успеху в разных видах объектных преобразований.

В число факторов саморегуляции О.А. Конопкин ввел «самостоятельную активность субъекта», которая позволяет ему строить деятельность с учетом цели, собственных возможностей и объективных условий.

При анализе содержания системы саморегуляции можно выделить проявления и осуществления субъектного опыта (умения саморегуляции под этим углом зрения выступают как репрезентанты возможностей субъектного опыта). При этом, система саморегуляции как составляющая внутри субъектного опыта – одна их характеристик операционального опыта субъекта, свидетельствующая об обеспеченности активности теми умениями, которые необходимы для самостоятельных действий, для сохранения диспозиций. Если в личностном опыте отражается картина социально-предметного регулирования активности человека, то в субъектном опыте отражены возможности осознанного, авторского регулирования (саморегулирования) человеком своих усилий, своей произвольной активностью. Вкупе они обеспечивают самостоятельность человека и в рамках обучения, и в рамках воспитания (Осницкий, 1986, 1991, 1992, 1996).

В качестве информационной основы саморегуляции можно представить феномен образа управляющих действий (воздействий в аспекте педагогической деятельности) (ОУД).

Деятельность человека и его проявления как субъекта деятельности невозможны без целой системы регуляторов поведения, имеющих сложную психическую структуру. В процессе изучения явлений, процессов, закономерностей психической регуляции, функционирования и формирования человека как субъекта труда, профессиональной деятельности, при попытках создания информационных условий для формирования должной системы соответствующих регуляторных процессов, адекватных разным видам деятельности, была обнаружена и в общем виде показана значительная роль психических образов, как системных источников необходимой для деятельности информации (образ объекта, образ субъекта, образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений) (Климов, 1988).

ОУД – психическое образование, которое информационно обеспечивает осуществление и регуляторное взаимодействие звеньев программирования, контроля и коррекции.

ОУД, будучи образом непосредственно управляющих действий, обладает рядом специфических качеств, обеспечивающих его роль в регулировании деятельности. К числу таких свойств (качеств) ОУД, то есть тех, которые способствуют регуляторике, можно отнести:

  1. его способность интегрировать в себе разнообразную информацию, необходимую для реализации разнообразных регуляторных функций, начиная от представления цели и кончая коррекцией действии. При увеличении скорости того или иного процесса аналитические источники информации в ряде случаев значительно уступают по своей эффективности интегральным источникам информации. Как раз таким интегральным информационным образованием и является ОУД: он аккумулирует всю разнообразную информацию о динамике управляющих действий и о результатах этих действий, отражая временную развертку процесса деятельности;
  2. в числе прочей информации в ОУД реализуется эталонное представление в комплексах чувственной обратной информации, которая должна поступать при нормальном течении деятельности. Это позволяет осуществлять очень точный текущий контроль за правильностью и эффективностью исполнительских действий на основе многообразных внутренних связей, то есть, в какой-то мере, обходясь минимумом внешней аналитической приборной информации.

По сути дела феномен, обозначенный как ОУД, представляет собою специфическую системную модель определенных этапов деятельности, операций, приемов ее выполнения, реализованную средствами психического, преимущественно чувственно образного отражения.

ОУД позволяет экстраполировать важнейшие условия и заранее актуализировать адекватные этому процессу собственные управляющие действия, быстро и точно замечать отклонения в результатах и вносить коррективы в управляющие действия.

Являясь эталоном нормального процесса деятельности, развертывающимся с некоторым упреждением реальных событий, ОУД позволяет максимально быстро и эффективно вносить коррективы в управляющие действия при наличии отклонений.

роцесс формирования ОУД сопровождается повышением уверенности в выполнении управляющих действий и приводит к возможности перераспределения внимания в пользу контроля результатов, что способствует, в свою очередь, повышению качества деятельности. Это особенно важно в условиях педагогической деятельности, в которой достаточное место занимают процессы восприятия и переработки информации, принятия решений в условиях ограниченного времени. При этом степень эффективности и оптимальности деятельности, степень самореализации педагога как профессионала зависит не только от операциональной стороны деятельности учителя, но и от качества проявления личностных характеристик, ресурсов, сохранения качества психологического здоровья учителя.

Особую роль формирование ОУД приобретает в процессе обучения управляющим действиям (особенно действиям педагогического взаимодействия). Регуляторные процессы, использующие информацию, аккумулированную в психических образах управляющих действий, помогают сформировать модель значимых условий, создают оптимальные условия для эффективного контроля и коррекции при управляющих действиях. ОУД является эффективным психорегуляторным образованием, позволяющим достичь максимального тесного взаимодействия регуляторных функций прогнозирования условий, собственных действий и результатов, контроля и коррекции.

Таким образом, учет особенностей проявлений структурных компонентов саморегуляции, овладение способами саморегуляции, разработка специальных методов по их целенаправленному формированию в обучении, организация конкретных видов деятельности с учетом специфики регуляторных процессов выступают необходимыми факторами оптимизации и повышения эффективности деятельности, раскрытия возможностей личности, что является особенно актуальным для педагога, ведь результатом его деятельности должна стать личность активная, творческая, способная принимать грамотные решения и реализовывать их в жизни.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Белоус О.В. Субъектность и саморегуляция педагога // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 73-77.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки