Структурные особенности мотивационно-смысловой интенции современных студентов

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект 14-16-63003 а (р).

Студенчество – социальная группа современного общества, учет психологии которого актуален как в плане ее общей направленности, так и переструктурирования самоотношения. Это прямо отражается в мотивационно-смысловой интенции (МСИ) личности как одного из структурных компонентов мотивационно-смысловой сферы, системного образования, определяющего область «значимого» личности и задающего ориентиры как ближайшего ее поведения и развития, так и дальнего будущего (Г.З. Сураева) [5]. Этим определяется структура и содержание МСИ как базового личностного компонента [2; 3; 5]. Анализ структуры МСИ позволяет выявить механизмы ее функционирования, проблемные области как ресурсные зоны развития личности, собственную внутреннюю динамику, определяемую сложными иерархическими отношениями между ее составляющими. Это позволяет выявить зоны актуального и ближайшего развития личности [1; 4].

Родо-видовая структура МСИ как совокупность устойчивых связей, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе, сохранение базовых свойств при различных внешних и внутренних изменениях позволяет наиболее полно и дифференцированно изучить мотивационно-смысловую сферу, ее динамику на любых интервалах жизненного пути, определить как «потенциальные возможности субъекта», так и «потенциал движения субъекта» (Ю.М. Забродин, 1997). Это сформулировало цель исследования: выявить структурные особенности МСИ как системы связей между ее компонентами у современных студентов в условиях разных образовательных систем высшей школы. Исследование проходило в сентябре 2013 – мае 2015 гг. в г. Самаре, участники – 357 студентов дневного и заочного обучения психологического, исторического, экономического факультетов СамГУ, ПГСГА, всего 3 группы: «специалитет» (112 человек, 21-22 лет), «бакалавриат» (137; 19-21), «магистратура» (108; 22-41). Структура МСИ студентов каждой группы анализировалась через установление факта наличия связи между ее компонентами на основе статистической оценки ее значимости; установление силы и знака связи, выявление главной тенденции в изучаемой связи.

Анализ и интерпретация результатов 

В каждой группе выявлены связи между компонентами МСИ, часть из которых характеризуется как значимые с точки зрения статистической оценки по коэффициенту-r линейной корреляции Спирмена (p<0.05). В последующем именно эти связи, представленными их средними значениями, превышающими 0.4, подверглись количественно-качественному анализу.

По общему количеству связей в сторону его увеличения выявлено распределение бакалавриат – магистратура – специалитет (б-30; м-39; сп-50); распределение статистически значимых (p<0,05) корреляций: б-9; сп-10; м-28 (в интервале 0,99-0,51); б-20; сп-39; м-11 (в интервале 50-0,21). Это характеризует МСИ студентов специалитета и магистратуры как более богатую, содержательно насыщенную, «плотную», внутренне согласованную – в отличие от более бедной по аналогичным показателям МСИ бакалавриата.

Установленные связи характеризуют взаимозависимость между всеми выявленными типологическими структурными компонентами МСИ.

Анализ характера связей студентов выявил общие тенденции: 1) наличие общих по силе и знаку связей; 2) изменение силы связей в контексте их существенного ослабления/усиления; 3) изменение знака связи с положительного на отрицательный.

Первая тенденция: единообразное для всех групп ранговое распределение, где приоритетные, ядерные – связи между такими мотивационно-смысловыми образованиями, как «экзистенции/экзистенции» (б-11; м-8; сп-13), «экзи‑ стенции/субъекты» (б-6; м-7; сп-15). Наличие данной группы общих связей у студентов всех групп подтверждает возрастную универсальность мотивационно-смысловой интенции и иерархичность ее родо-видовой структуры. Это количественное единообразие – свидетельство единой структуры МСИ студентов вне зависимости от программы обучения. Это позволяет рассматривать данную группу связей как специфическую, присущую МСИ на возрастном интервале 19-41 год.

Вторая тенденция: преобладание очень сильных, сильных и средних связей (положительных и отрицательных) между компонентами МСИ у всех студентов. При этом наибольшее количество очень сильных и сильных связей выявлено в группе «магистратура», что является ее структурной особенностью, а группах «специалитет» и «бакалавриат» происходит количественное увеличение средних по силе связей за счет уменьшения сильных связей.

Третья тенденция: содержательно единые отрицательные связи (по одной во всех группах) в МСИ групп «специалитет» и «магистратура»: «временной фактор: открытое настоящее/личное будущее (сп «-0,41»; маг «-0,967») и отрицательной связью в МСИ «бакалавриат»: «личная жизнь/ счастье в жизни интерн. локус» (-0,69). Данные связи рассматриваются как Зона ближайшего развития личности студентов: студенты специалитета и магистратуры не связывают актуальные события, которые осознанно ими не фиксируются во времени, с личным будущим, не рассматривают их как жизненную перспективу. У бакалавров представление о личной жизни прямо противоположно связано с понятием счастья и полной самостоятельной деятельности по его обустройству. Это свидетельствует о ресурсе деятельности осознания, планирования, целеполагания.

Сравнительный анализ структуры МСИ студентов выявил наличие специфики внутренних связей в каждой группе:

  1. МСИ гр. «магистратура»: наличие сильных и средних положительных связей между всеми ее компонентами – «экзистенции» (э), «субъекты» (с), «предметы» (п), «временной фактор» (в): э-э (8); э-в (8); э-с (7); с-в (7); с-с (3; э-п (2); п-с (2); в-в (1).

Приоритетные связи:

  • «экзистенции / экзистенции»: «стремление к хорошим отметкам / стремление к учебн. достижениям (0.704), стремление к туризму и путешествиям» (0.617); «стремление к туризму, путешествиям /стремление к профессион. достижениям, карьере» (0.486); «здоровье интерн. локус / страх за свое здоровье, страх старости, болезней» (0.657); «страх страдания, насилия, грустных мыслей, скуки, ошибки, неудачи, утраты / счастье в жизни интерн. локус» (0.734); «стремление к успеху / стремление добиться своих целей» (0.833);
  • «экзистенции / временой фактор»: «стремление к хорошим отметкам / учеба (0.578), историческое будущее (0.542), личное будущее (0.626); «стремление к учебн. достижениям / учеба» (0,584); «стремление к туризму, путешествиям/личное будущее» (0.595); «стремление иметь хорошую работу/истор. будущее» (0.561); «страх за свое здоровье/истор. будущее» (0.473)
  • «экзистенции / субъекты»: «стремление к хорошим отметкам / быть независимым (0.546), личная жизнь» (679); «стремление к достижениям в учебе / быть независимым» (0.481); «быть добрым, понимающим, помогающим / страх страдания, насилия, грустных мыслей, скуки, ошибки, неудачи, утраты (0.57), стремление к успеху» (0.516); «счастье в жизни интерн. локус/личная жизнь» (0.517), «другие относятся ко мне плохо» (0.53);
  • «временной фактор / субъекты»: «личная жизнь / личное будущее (0.49), учеба (0.52), истор. будущее (0.49); «быть добрым, понимающим, помогающим / истор. будущее» (0.542).
  1. МСИ гр. «специалитет»: наличие сильных положительных связей между компонентами «экзистенции», «субъекты», «временной фактор»: э-э (13); э-в (14); э-с (15); с-в (2); с-с (3); в-в (3).

Приоритетные связи:

  • «экзистенции / субъекты»: «быть сильным, не бояться, самостоятельным / стремление к туризму и путешествиям» (0.457); «стремление к профессион. достижениям, карьере / быть умным, критичным (0.396), быть независимым, богатым (0.414), личная жизнь» (0,4); «страх плохо выглядеть, попасть впросак, не оправдать надежд родителей / быть сильным, самостоятельным (0.477), страх общения, конфликтов (0.459), быть умным, критичным (0.364); «быть добрым, понимающим, помогающим / страх общения, конфликтов» (0.459); «быть умным, критичным / счастье в жизни интерн. локус» (0.428); «быть независимым, богатым / страх плохо выглядеть, попасть впросак, не оправдать надежд родителей (0.496), стремление к успеху (0.544),счастье в жизни интерн. локус» (0.447); «личная жизнь / страх недостижения цели, изменений (0.411), успех в жизни экстерн. локус (0.363), счастье в жизни интерн. локус» (0.417).
  • «экзистенции / временой фактор»: «учеба / стремление к достижениям в учебе (0.606), к отдыху» (0.435); «профессион. реализация/стремление к учебным достижениям (0.535), быть независимым, богатым» (0.535); «личная жизнь / личное будущее» (0.375);
  • «экзистенции / экзистенции»: «стремление к достижениям в учебе / страх за свое здоровье, старости (0.404), политика экстерн. локус (0.381); «стремление к туризму, путешествиям / здоровье экстерн. локус (0.485), страх попасть впросак (0.385), испытывать плохие эмоции (0.385); «стремление к профессион. достижениям, карьере/страх неудачи (0.511), счастье локус (0.365), политика экстерн. локус» (0.531); «страх попасть впросак / страх недостижения цели, изменений (0.374), стремление к успеху (0.426), счастье в жизни интерн. локус» (0.398); «успех в жизни экстерн. локус / счастье в жизни интерн. локус» (0.397).
  1. МСИ гр. «бакалавриат»: наличие сильных положительных связей между компонентами «экзистенции», «субъекты», «временной фактор»: э-э (11); э-в (7); э-с (6); с-с (4); с-в (1); в-в (1).

Приоритетные связи:

  • «экзистенции / экзистенции»: «стремление к профессион. достижениям, карьере / страх плохо выглядеть, попасть впросак, не оправдать надежд родителей (0.611); «страх общения, конфликтов /счастье в жизни интерн. локус» (0.488); «счастье в жизни экстерн. локус / страх недостижения цели, изменений» (0.418); «стремление к успеху / счастье в жизни экстерн. локус» (0.544); «страх недостижения цели, изменений/успех в жизни экстерн. локус (0.663)»; «стремление к достижениям в учебе/страх за свое здоровье, страх старости (0.424); – «экзистенции / временой фактор»: «учеба /стремление к достижениям в учебе (0.645), к отдыху» (0.735); «профессион. реализация / стремление к учебным достижениям (0.501);
  • «экзистенции / субъекты»: «стремление к хорошим отметкам / быть независимым (0.511), личная жизнь» (0.492); «быть добрым, понимающим, помогающим / страх страдания, насилия, грустных мыслей, скуки, ошибки, неудачи, утраты (0.409), стремление к успеху» (0.66); «быть умным, критичным/счастье в жизни интерн. локус» (0.41); «быть независимым, богатым / стремление к успеху» (0.654); «успех в жизни экстерн. локус / счастье в жизни экстерн. локус» (0.523)»

Сравнительный анализ особенностей характера выявленных связей по критериям «количество», «сила», «межкомпонентность», «количественное распределение по компонентам», «экстернальность /интернальность» свидетельствует, что структура МСИ

  • в гр. «магистратура» – максимальные показатели трех последних; два последних определяют содержательное разнообразие выявленных связей; в целом МСИ студентов магистратуры наиболее устойчива, гармонична, содержательно насыщена, внутренне согласована, в том числе и по компоненту «интернальность»;
  • в гр. «специалитет» – максимальное количество связей, приоритет отдается субъектному, экзистенциальному компонентам и их связям с временным фактором; структура МСИ характеризуется как устойчивая и содержательно насыщенная, внутренне согласованная, в том числе и по компоненту «интернальность»;
  • в группе «бакалавриат» – минимальное количество связей, приоритет отдается экзистенциальному, субъектному компонентам и их связям с временным фактором; структура МСИ характеризуется как наименее устойчивая и содержательно насыщенная, в том числе и по компоненту «интернальность».

Полученные данные о структурных различиях МСИ студентов специалитета, бакалавриата и магистратуры позволяют говорить о влиянии образовательной среды на формирование МСИ студентов как устойчивой тенденции. Мотивационная сфера студентов магистратуры, в отличие от аналогичной студентов специалитета и бакалавриата, обеспечивает их максимально заинтересованное, осознанное включение в образовательный процесс. мотивация к максимальному количественно-качественному расширению сферы знания, в том числе за счет багажа предшествующего образования, прямо пропорционально отражается на показателях содержания и структуры их мотивационно-смысловой интенции. Полученные выводы требуют проверки на более широких статистических данных; при этом очевидно, как минимум, косвенное влияние образовательных систем на содержательные и структурные особенности МСИ студентов.

Выводы 

Выявлена универсальность структуры в виде особой группы связей МСИ студентов вне зависимости от системы обучения. Выявлены межгрупповые различия характера связей по критериям количество», «сила», «межкомпонентность», «количественное распределение по компонентам», «экстернальность / интернальность», что свидетельствует о влиянии образовательной системы на формирование МСИ студентов как устойчивой тенденции.

Литература

  1. Выготский Л.С. «История развития высших психических функций» // Л.С. Выготский. Психология развития человека. – М.: Изд-во смысл; Эксмо, 2005. – 1136с.
  2. Мышкина М.С. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности старших дошкольников и младших школьников: сравнительный анализ. Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 2004. – 21с.
  3. Мышкина М.С. Мотивационно-смысловая интенция как индикатор развития личности в условиях современного образовательного пространства / Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества // ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой)» при участии Министерства образования и науки Самарской области и ФГНУ «Психологический институт» Российской академии образования, 2014. С.120-123.
  4. Нюттен Ж. мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: смысл, 2004. – 306с.
  5. Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект). Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 2002. – 20с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 янв 2015

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Мышкина М.С. Структурные особенности мотивационно-смысловой интенции современных студентов // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки