Составление загадок как метод развития познавательной активности у дошкольников

Разделы психологии: 

Ильина Н.В. Москва, МГПУ

В настоящее время перед дошкольным образованием встает задача воспитать в ребёнке не только творческую, всесторонне развитую личность, но и гибко ориентирующуюся в постоянно меняющейся действительности, готовую осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности дошкольников, которая является одной из самых актуальных, поскольку его взаимодействие с окружающим миром возможно благодаря собственной активности и деятельности. Поэтому современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Один из ведущих учёных в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков [7], справедливо подчёркивает, что необходимо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике. Известно, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочноисследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов, объектов и явлений окружающего мира.

Развитие познавательной активности представляет собой качественные изменения, отражающиеся в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.

В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова [2], М.И. Лисина [4] и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович [1]), общий уровень развития активности и др. Изучение этого вопроса заставляет обратить внимание на ситуацию, в которой происходит развитие ребенка, и социальные нормы, обуславливающие развитие. Поэтому особенно актуальным нам представляется изучение развития познавательной активности внутри рамок, которые определяет общество.

Работы Н.Н. Поддьякова [7], А.Н. Поддьякова [6], М.И. Лисиной [4], А.М. Матюшкина [5] позволяют утверждать, что познавательная активность проявляется в различных формах, особыми формами познавательной активности являются любознательность и познавательный интерес. Познавательная активность является процессом осуществления творческого исследовательского поиска, отсюда можно определить что, основной линией педагогической работы с детьми должно быть формирования у них творческого отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Творчество – одна из наиболее содержательных форм психической активности детей; основным путем формирования творчества у детей является создание взрослыми проблемных ситуаций, постановка творческих задач. При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в ходе интеграции различных образовательных областей в условиях дошкольного учреждения.

Поэтому в проведённом нами исследовании была поставлена цель: определить педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения их составлению и отгадыванию загадок. В эмпирическом исследовании использовались следующие методы: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, анализ детских работ. Опытная работа проводилась на базе ГБОУ детский сад № 1350 Северо-Восточного образовательного округа города Москвы, ею было охвачено 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет.

В качестве критериев познавательной активности рассматривались следующие умения:

  • анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи, отношения;
  • синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать характер изменений в зависимости от несущественных факторов;
  • сравнивать, обобщать;
  • рассуждать, делать умозаключения, выводы;
  • предоставлять аргументы и доказательства.

В результате проведённого эмпирического исследования были сформулированы следующие выводы. Успешным для развития познавательной активности, её критериев и показателей может стать применение загадок как проблемных задач, которые направляют детей на познание окружающего мира. Придумывание загадок способствует умственному развитию ребенка. Играя в загадку, ребенок сдает экзамен на сообразительность, где выясняется, как хорошо он знает признаки, свойства, качества предметов и явлений. Загадка учит образности и нестандартности мышления.

При отборе загадок для дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень развития, жизненный опыт детей, а также ряд требований:

  • доступность загадки для детей;
  • учет достаточно полных представлений детей о том или ином предмете или явлении;
  • учет степени трудности логической задачи; характера умственной операции, которую предстоит совершить ребенку; сложность художественного образа и речевой формы загадки;
  • по содержанию, логике и форме загадки должны быть для детей занимательны, правдивы, грамотны, художественно полноценны.

Анализ опытной работы выявил следующие особенности и трудности детей при решении проблемных задач (загадок) вне условий специального обучения:

  • недостаток представлений о загадываемом предмете, явлении;
  • невнимательность и рассеянность при прослушивании загадок;
  • частое непонимание образных сравнений или их игнорирование;
  • неумение анализировать и проводить синтез известных признаков, свойств и качеств предмета или явления;
  • нечеткая, неясная формулировка доказательств;
  • неумение делать выводы, обобщения.

Разработанная методика обучения детей составлению и отгадыванию загадок позволила сделать вывод, что загадки как средство развития познавательной активности детей будут эффективны при условии:

  • применения их в качестве педагогического средства на всех этапах обучения; предоставления возможности детям самостоятельно составлять загадки на любую тематику;
  • применения их как средства ознакомления детей с новыми предметами и явлениями окружающей действительности.

Опытная работа оправдывает себя в силу того, что дает возможность: активизировать обследовательские действия детей, их личный опыт, внимание, речь, наблюдательность; сочетать активизацию мыслительных процессов и практическую деятельность; помогает ребенку увидеть новые качества, свойства, взаимосвязи, отношения предметов и явлений.

В результате исследования были определены педагогические условия для развития познавательной активности с использованием загадок: организация познавательного поиска детей; создание обогащенной предметнопространственной среды; обеспечение детям возможностей для интересного и нетрадиционного выполнения заданий; обучение детей конструированию загадок и приемам их решения; предоставлление детям возможности для самостоятельного и коллективного составления и отгадывания загадок в повседневной жизни и на занятиях.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 464 с.
  2. Годовикова Д.Н. Формирование познавательной активности // Дошкольное Воспитание. – 1986. – №10. – с. 56-62.
  3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1976. – 127 c.
  4. Лисина М.И. Общение, личность и психология ребенка. – М., 1997. – 200 с.
  5. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. – 1982. – №4. – с. 30-35.
  6. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000. – 187 с.
  7. Поддьяков Н.Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. – Нижний Новгород, 1999. – 250 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

30 мая 2014

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Ильина Н.В. Составление загадок как метод развития познавательной активности у дошкольников // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сб. материалов межрегиональной. науч.-практ. конф., Москва МГПУ 15-16 апреля 2014 г. – М.: Экон-информ, 2014. – С. 20-23.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки