Соотношение вербального и невербального типов интеллекта как один из факторов индивидуально-типических способов восприятия и понимания иностранного языка

Разделы психологии: 

Н.В. Дьячкова, А.В. Дьячков Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия, г. Новосибирск

ассоциативный эксперимент (далее – АЭ) широко применяется в современной психодиагностике в качестве метода исследования как группового, так и индивидуального сознания человека.

В одном из блоков нашего эксперимента были использованы две разновидности АЭ: цепной ассоциативный тест (далее – ЦАТ) и свободный ассоциативный тест (далее – САТ).

Наш выбор данных ассоциативных методик продиктован, в первую очередь, тем, что при проведении ЦАТ у испытуемых активизируется неуправляемое, спонтанное протекание процесса воспроизведения содержания сознания и подсознания субъекта, точнее, поток подсознания, а при проведении САТ – индивидуальные особенности мышления.

К слову сказать, если в ходе проведения ЦАТ у информанта, или испытуемого, значительно понижается самоконтроль, иными словами он получает возможность «выговориться», то в ходе проведения САТ испытуемые отвечают на предложенный набор слов-стимулов любыми языковыми единицами, которые представляют собой индивидуальные образы, всплывающие в сознании информантов.

Серия АЭ была проведена нами на базе Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии в группе слушателей подготовительного отделения, для которых русский язык является родным языком. Количество испытуемых составило 37 человек. Возрастные рамки испытуемых – от 17 до 25 лет. В основе данного выбора лежало соображение о несомненном влиянии выбора будущей профессии на психическое и языковое сознание испытуемых.

В процессе проведения двух серий ЦАТ, когда в течение одной минуты испытуемым предлагалось записать любые слова, приходящие им в голову, нами были выделены 25 слов – дескрипторов на родном языке, отражающих жизненно важные и типичные понятия для представителей языкового сознания русскоязычных респондентов. Это так называемые групповые ассоциации. Данные психические единицы, естественно, включены в ассоциативно-вербальную сеть русского языка и репрезентированы в ассоциативном словаре, в «Русском ассоциативном словаре» (Караулов и др., 2002), что в свою очередь свидетельствует о ценности (значимости) обозначаемых данными стимулами понятий.

Далее в процессе проведения САТ нами предполагалось получить у группы этих же испытуемых так называемые индивидуальные ассоциации.

Результаты анализа показателей САТ оказались следующими.

Слово-стимул «общество» ассоциировалось у испытуемых прежде всего с «людьми» (75% от общего числа респондентов данной группы) и «народом» (25%). «Дом» – это, конечно, «семья» (75%) и «уют» (25%).

Слово-стимул «семья» вызвало в сознании испытуемых такие образы, как «родня» (50%), «теплота» (25%), «забота» (12,5%) и «дом» (12,5%).

Иными словами, «дом» и «семья» в сознании данных респондентов прочно взаимосвязаны.

Слово-стимул «школа» испытуемые тесно связывают с «образованием», или точнее со «средним образованием» (50%); также «школа» – это «дети» (25%), а еще «мрак» и «жуть» (25%).

Слово-стимул «университет» вызвало в сознании наших респондентов следующие ассоциации: «высшее учебное заведение» (37,5%); «образование», «высшее образование» (25%); «знания» (12,5%) и «учеба» (12,5%); а также «жаль», скорее как сожаление о пережитом провале при поступлении в вуз (12,5%).

Реакция на Слово-стимул «телевидение» оказалась весьма неоднозначной: это и «боевики» (25%), и «развлекательные телепередачи», в том числе «МТV» (25%), также «источник информации» (25%) и в то же время – это «мерзость» (25%).

«Новости» – это «источник информации» (25%) либо «источник событий» (25%). «Новости» вызывают у респондентов интерес, их часто смотрят, потому как это еще и «вести» (25%). Также «новости» вызывают отвращение – это «дрянь» (25%). Слово-стимул «реклама» вызвало у респондентов в основном «положительные» реакции: она («реклама») бывает «интересной» и «забавной» (25%).

Также «реклама» вызывает так называемые «прямые» ассоциации, связанные с часто рекламируемыми предметами, например, «зубная паста», «косметика» и т.д. (25%). «Реклама» – это еще и «плакат» (25%) (подразумевается рекламный плакат как разновидность печатной рекламы). Однако «реклама» часто бывает еще и «назойливой» (25%).

«Музыка» – это «искусство» (25%) и одновременно один из способов «отдыха», «релаксации» (12,5%). Музыкальные пристрастия респондентов весьма разнообразны: от «громкой» и «медленной» «музыки» (25%) до произведений известного композитора «Верди», а также рока (12,5%).

Для наших респондентов «обед» является перерывом в учебе, «обед» также может быть «вкусным» (50%). Еще «обед» может быть просто «едой» (25%), «домашней, горячей пищей» (25%). «Хобби» у респондентов «множество»: это в первую очередь «живопись» и «рисунок» (50%), затем «фотография» (25%), «музыка» (12,5%), а также «спорт» (12,5%).

Итак, использование методов ассоциативного эксперимента, несомненно, дает новые возможности в изучении и описании как группового, так и индивидуального сознания респондентов.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Дьячков А.В., Дьячкова Н.В. Соотношение вербального и невербального типов интеллекта как один из факторов индивидуально-типических способов восприятия и понимания иностранного языка // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 141-143.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки