Социальная изобретательность как фактор формирования у дошкольников позитивного отношения к жизни

Гальченко В.Н. Киев, НГПУ имени М.П. Драгоманова

На основе анализа психолого-педагогической литературы (Н.А. Ветлугина, Н.А. Видничук, В.В. Давыдов, В.У. Кузьменко, Н.А. Менчинская, Я.А. Пономарев, С.А. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.) нами было доказано, что гибкость ребенка в отношениях с окружающими, умение проявлять творчество в установлении контактов с представителями различных социальных слоев и возрастных категорий, находить эффективные пути выхода из проблемных ситуаций, избегать конфликтов, то есть, изобретать собственную модель взаимодействия с окружающим миром для получения желаемого результата является признаком социальной изобретательности.

Практическим работникам для изучения социально-психологических факторов, влияющих на развитие изобретательности детей дошкольного возраста, рекомендуем применять один из субтестов Теста «Творчество», разработанного Е.И. Кульчицкой, Н.И. Литвиновой, Н.Г. Черной [2]:

Субтест «Социальное развитие» (модифицированный вариант).

Цель: выявить уровень социальной адекватности поведения детей дошкольного возраста как фактора развития изобретательности. Эта методика является адаптированным вариантом методики Рене Жиля. Мы модифицировали субтест «Социальное развитие» для определения уровня проявления тех особенностей, которые свидетельствуют об изобретательности ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. По нашему мнению, выявление уровня социального развития детей по основным его показателям (любознательность, конфликтогенность, коммуникативность) на этапе констатирующего эксперимента в дальнейшем поможет определить коррекционные методики по развитию этих показателей у детей, что, в свою очередь, будет способствовать развитию изобретательности.

Ребенку последовательно предлагаются картинки с изображением определенных ситуаций, а затем задаются соответствующие вопросы. В одном варианте дошкольнику предлагается найти свое место среди детей, изображенных на рисунках, или соотнести себя с персонажем, который занимает уже определенное место среди группы детей. Также детям может быть предложен перечень ситуаций, расположение персонажей в которых дошкольник воспроизводит словесно по отношению к себе или другому человеку. Например: «Кого и где ты бы посадил за обеденным столом? Какое бы ты выбрал место за этим столом?». Как модификацию мы внесли следующие вопросы: «Что бы ты сказал незнакомым людям за обеденным столом? Возле кого из них ты бы выбрал место? Как бы ты поступил, если тебе не хватило места за столом или тебя не взяли в игру друзья? Как бы ты поступил, если случайно разбил тарелку или чашку?» и т.д. Такие вопросы, по нашему мнению, побуждают ребенка создавать новые приемы общения, чтобы, например, «оказаться среди игроков любимой игры или получить руководящую роль в этой игре».

Подсчет баллов происходит с помощью специальных шкал по следующим показателям: любознательность, конфликтогенность, коммуникативность. Полученные количественные показатели по трем шкалам и анализ ответов ребенка помогли нам определить: уровень любознательности ребенка; попытки налаживать контакты с другими или разрушать их, изолируясь; находить новые способы общения с окружающими; предпочтения ребенка в общении (родители или друзья), степень социальной адекватности поведения, наличие конфликтов, состояние фрустрации, агрессивности, активности или пассивности в различных ситуациях.

В совокупности эти показатели определяют уровень социальной адекватности поведения дошкольника как фактора развития изобретательности. Так, при оценке уровня проявления социальной адекватности поведения дошкольников мы ориентировались на такие ее показатели, как любознательность, умение создавать новые приемы общения, коммуникабельность. Также мы использовали бальную оценку результатов диагностики, предложенную авторами этого субтеста, внося некоторые модификации. Главная роль здесь принадлежит количественному анализу ответов каждого ребенка.

Максимальная оценка любознательности составляла 12 баллов, умение создавать новые приемы общения – 18, коммуникативности – 24 балла. Оценка коммуникативности проводилась по двум параметрам – общение с родителями (9 баллов) и общение со сверстниками (15 баллов). Уровень проявления этих показателей определялся нами в соответствии с вариантами социальных ситуаций, которые выбрали дети во время диагностического исследования. Подсчитывая результаты по трем шкалам, мы определили уровень проявления любознательности, умение создавать новые приемы общения с другими людьми и коммуникативности. Как собственный вклад, по сумме этих показателей мы разработали оценки социальной адекватности поведения. То есть, если суммарное количество баллов составляло 0-18, мы оценивали такой уровень как низкий. Набранные ребенком 19-36 баллов соответствовали среднему уровню проявления социальной адекватности поведения, а 37-54 баллов – высокому уровню.

В созданную нами программу развития социальной изобретательности детей входят специально разработанные специалистами игровые задания («Поделись успехом», «Подари частичку своего сердца», «Встреча с другом», «Дерево желаний» и другие), направленные на формирование у детей понимания того, что дружбой необходимо дорожить, прощать друг другу, сочувствовать, помогать другим в затруднительном положении, радоваться успехам товарищей, избегать конфликтов и тому подобное. Для этого необходимо чаще улыбаться, делать комплименты друзьям, при встрече искренне радоваться, обнимая друга, откровенно глядя ему в глаза. То есть, задание педагога – воспитывать детей творческими, открытыми, жизнерадостными, оптимистами, яркими индивидуальностями [1, 3, 4].

Уча дошкольников дорожить дружбой, воспитатель может предложить детям такие «мирилки»:

Мир-мир-мир-мир!
Прикатился круглый сыр!
Мы его покушаем,
Сказочку послушаем,
За руки возьмемся,
Солнцу улыбнемся!
***
Давайте-ка мириться,
Друг другу станем сниться,
Летать под облаками
С хорошими друзьями!
***
Когда ссорились – горчило,
А мирились – подсладило:
Шоколад, лукум, зефир!
Между нами будет мир!
***
Напекли мы пирогов,
Угостили всех врагов.
Пироги с грибами,
Станем вновь друзьями!

Итак, создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, атмосферы взаимопонимания и признания каждого ребенка как индивидуальности способствует правильному протеканию всех психических процессов дошкольника, повышает его жизненный тонус, снимает стрессы, активизирует творческое самовыражение личности, формирует позитивное отношение к жизни.

Список литературы

  1. Гальченко В.М. Психологічні чинники розвитку винахідливості дітей дошкільного віку: автореф. дис. … кандидата психологічних наук: спеціальність 19.00.07 «Педагоігчна та вікова психологія». – К., 2011. – 20 с.
  2. Диагностика творческих способностей детей / Е. И. Кульчицкая, Н.И. Литвинова, Л.Г. Черная и др. – К.: Знание, 1996. – 66 с.
  3. Кузьменко В.У. Розвиток індивідуальності дитини 3-7 років: монографія. – К.: НПУ імені М.П. Драгоманова, 2005. – 354 с.
  4. Психология творчества / под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Педагогика, 1990. – 224 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

30 мая 2014

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Гальченко В.Н. Социальная изобретательность как фактор формирования у дошкольников позитивного отношения к жизни // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сб. материалов межрегиональной. науч.-практ. конф., Москва МГПУ 15-16 апреля 2014 г. – М.: Экон-информ, 2014. – С. 60-62.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки