Склонность к принятию объектной/субъектной позиции в разных типах образовательной среды

Лидская Элеонора Викторовна (Москва, Россия), младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования», г. Москва. ул.Моховая, д.9, стр.4

Аннотация. Представлены результаты сравнительного исследования склонности к принятию индивидом объектной или субъектной позиции в коммуникативных взаимодействиях в зависимости от типа образовательной среды. Экспериментальная группа состояла из 152 курсантов высшего военного училища, контрольная группа – из 47 студентов-гуманитариев московских ВУЗов.

Ключевые слова: объектная/субъектная позиция, индивидуальная склонность, экопсихологические взаимодействия, опросник, студенты, курсанты, образовательная среда, типы, высшее военное училище, педагогический вуз.

PROPENSITY TO ADOPT A POSITION AN OBJECT OR A SUBJECT OF INTERACTION IN DIFFERENT TYPES OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Lidskaya Eleonora Viktorovna (Moscow, Russia), researcher, FBSSI "Psychological Institute of the Russian Academy of Education", Moscow, 9 Mokhovaya str., bld. 4

Abstract. The results of a comparative study of the propensity to adopt an individual of object or a subject position in the communicative interactions, depending on the type of educational environment. The experimental group consisted of 152 higher military cadets, the control group – 47 students of humanities Moscow universities.

Keywords: object/subject position, individual propensity, ecopsychological interaction questionnaire, students, students, educational environment, the types, higher military school, pedagogical universities.

В ситуациях общения с другими людьми индивид может занимать либо объектную (подчиненную), либо субъектную (доминирующую) позицию. В первом случае он подчиняется воздействиям со стороны партнера по общению, который в данном случае будет занимать субъектную позицию. Если же в ходе общения индивид пытается доминировать над партнером по общению, активно подчиняя его себе, то в этом случае мы называем его позицию субъектной. В профессиональных ситуациях общения выбор индивидом объектной или субъектной позиции определяется многими факторами: профессией, социальной ролью, целью общения, характерологическими особенностями и т.д) [2-7 и др.].

Актуальность эмпирического исследования условий и факторов, оказывающих влияние на выбор индивидом объектной/субъектной позиции в ситуациях общения, определяется тем, какую (объектную или субъектную) позицию будет выбирать индивид, т.к. от этого будет зависеть и тип и эффективность его коммуникативных взаимодействий: объект-субъектный или же субъект-объектный, субъект-обособленный или же субъект-совместный, и т.д. (там же).

В проведенных ранее исследованиях [2] было установлено, что в профессиональном общении с клиентом (в системе взаимодействия «нотариус – клиент») наиболее часто используется субъект-объектный тип взаимодействия (29%), на 2-м месте находится объект-субъектный тип взаимодействия. На 3-м – субъект-обособленный тип взаимодействия. Последние места занимают смешанные типы взаимодействия (2% и 1%). Важно отметить, что субъект-обособленный тип взаимодействия занимает 3-е место (14%), что возможно служит одним из факторов, обусловливающих стрессогенность профессиональной среды нотариальной деятельности. К таким же факторам относится и «неопределенность» типа взаимодействия, так как тоже затрудняет установление профессионального взаимодействия с клиентом.

В диссертационном исследовании «Взаимодействие субъектов образовательной среды военного вуза как условие развития субъектности курсантов» М.В. Селезневой [7] получены данные, свидетельствующие о том, что:

  • выбираемая преподавателем модель педагогического общения обусловлена субъектностью самого преподавателя;
  • субъектность преподавателя выступает фактором развития субъектности курсанта;
  • развитие субъектности курсантов зависит от типа экопсихологического, в данном случае – коммуникативного, взаимодействия. Так, объект-объектный и объект-субъектный типы взаимодействия выступают сдерживающим фактором в развитии субъектности курсантов. Субъект-обособленный тип взаимодействия с педагогом приводит к затруднениям в формировании языковой модели, речевого образца. Несбалансированность структуры субъектности у молодых преподавателей выступает причиной конфликтных ситуаций;
  • в свою очередь тип взаимодействия и стиль педагогического общения зависит от типа образовательной среды «по В.А. Ясвину» [8], создаваемой педагогом (творческий, карьерный, догматический, безмятежный).

Анализ данных наших исследований [2] и данных, полученных М.В. Селезневой [7], позволил сформулировать гипотезу, согласно которой выбор индивидом объектной или субъектной позиции в общении с представителями (субъектами) образовательной среды должен зависеть еще от двух факторов: от типа образовательной среды и от склонности данного индивида принимать объектную/субъектную позицию в ситуациях коммуникативного взаимодействия. Для проверки данной гипотезы было проведено сравнительное эмпирическое исследование склонности к принятию объектной/субъектной позиции студентами педвуза и курсантами военного училища. При этом мы предположили, что, в отличие от педвуза, для военного училища будет характерным догматический тип образовательной среды, потому что взаимодействия между ее субъектами жестко определяются уставными отношениями. Вследствие чего у курсантов, в отличие от студентов педвуза, будет формироваться склонность к принятию объектной позиции в коммуникативных взаимодействиях с другими субъектами образовательной среды.

Экспериментальная группа состояла из 152 курсантов высшего военного училища, контрольная группа – из 47 студентов-гуманитариев московских ВУЗов. В качестве инструментария был использован опросник принятия субъектной/объектной позиции в коммуникативных взаимодействиях, включающий профессиональные, образовательные и семейные ситуации взаимодействия (Мдивани, 2015). В качестве стимульного материала в данном опроснике используются описания конкретных ситуаций коммуникативных взаимодействий, а в качестве шкалы ответов – схематические изображения людей в разных позах. Для ее построения были использованы два фактора: активность и степень принятия/непринятия принуждения.

Эмпирические данные, полученные в ходе сравнительного исследования индивидуальной склонности к принятию объектной позиции у курсантов военного вуза и студентов педвуза, не подтвердили нашу первоначальную гипотезу, так как обнаружилось, что в ситуациях профессионального общения курсанты военного вуза менее склонны принимать объектную позицию, чем студенты-гуманитарии. А именно, с достоверностью P<0,05 курсанты, представляющие образовательную среду высшего военного училища, показали более высокие результаты по выбору субъектной позиции (3,3056) по сравнению со студентами-гуманитариями (3,1407), представляющими образовательную среду педагогического вуза. Возможным объяснением полученного результата является то, что образовательная среда данного военного вуза относится скорее к карьерному, а не догматическому типу.

Для проверки того, действительно ли образовательная среда данного военного вуза имеет догматический характер, было проведено дополнительное исследование жизнестойкости курсантов и студентов как показателя активности их жизненной позиции. Исследование проводилось на тех же испытуемых с помощью теста жизнестойкости МАДИ в адаптации Д.А. Леонтьева [1], направленного на оценку таких характерных для субъектной позиции качеств, как: вовлеченность, контроль и принятие риска. Жизнестойкость понимается как личностная черта, которая характеризует меру преодоления личностью заданных обстоятельств, а, в конечном счете, является мерой преодоления личностью самой себя.

Результаты эмпирического исследования жизнестойкости у курсантов военного вуза и студентов педвуза, показывают, что такие характерные для субъектной позиции качества, как вовлеченность, контроль и принятие риска, достоверно выше у курсантов военного вуза, по сравнению со студентами педвуза. А именно, по параметру «вовлеченность» курсанты показали 46,2632 против 34,5957 у студентов педвуза; по параметру «контроль» 39,4934 у курсантов против 29,8085 у студентов; по параметру «принятие риска» 20,3224 у курсантов против 17,6809 у студентов. Суммарно 106,0789 у курсантов против 82,0851 у студентов (с достоверностью p<0,01).

С одной стороны, эти результаты подтверждают более высокую склонность у курсантов к принятию субъектной позиции. В то время как для студентов педвуза более характерна склонность к принятию объектной позиции. С другой стороны, эти данные служат подтверждением нашего вторичного предположения о том, что образовательная среда военного вуза относится к «карьерному», а не «догматическому» типу.

Полученные при этом значимые различия в структуре жизнестойкости у курсантов по сравнению со студентами свидетельствуют о том, что среда данного военного вуза действительно является карьерной.

Таким образом, эмпирическое сравнение склонности к принятию объектной позиции в разных видах образовательной среды (студенты педвуза и курсанты военного училища) позволило установить, что:

  1. курсанты военного вуза менее склонны принимать объектную позицию в коммуникативных взаимодействиях с образовательной средой, чем студенты педвуза;
  2. образовательная среда разного вида (военного и гуманитарного вузов) по-разному влияет на формирование склонности к принятию объектной позиции, которая выступает внутренним (личностным) фактором, оказывающим влияние на выбор типов экопсихологических взаимодействий с образовательной средой.

Литература

  1. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: смысл, 2006.
  2. Лидская Э.В., Мдивани М.О., Носкова О.Г. Метод интервью в экопсихологическом исследовании профессий (на примере труда нотариусов) // Экопсихологические исследования. Сборник Материалов 5-й Российской конференции по экологической психологии (Москва, 26-27 марта 2008 г.) / Под ред. В.И. Панова. – М.: Психологический институт РАО, 2009. С. 255-276.
  3. Мдивани, М.О. Экопсихологические особенности взаимодействий индивида с образовательной средой: разработка методики / М.О.Мдивани // Российский научный журнал. 2015. – №1. с. 181-191.
  4. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. С-Пб.: Питер, 2007.
  5. Панов В.И., Капцов А.В. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – Том 14. - №2 (5). С. 1219-1227. 
  6. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013, №3. – С. 13-27.
  7. Селезнева М.В. Взаимодействие субъектов образовательной среды военного вуза как условие развития субъектности курсантов. Дис. … к.психол.н. Москва, 2011.
  8. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В.И. Панова. - М., 1997.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

27 мая 2016

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Лидская Э.В. Склонность к принятию объектной/субъектной позиции в разных типах образовательной среды // Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски: материалы XII междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2016. – 355 с. – С. 223-226. – 0,2 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки