Системный личностно-развивающий подход при подготовке будущих педагогов

Рангелова Емилия Миленкова (София, Республика Болгария), доктор педагогических наук, профессор, Софийский университет «Св. Климент Охридски».

Аннотация. Статья очерчивает сущность и роль системно-личностного подхода в подготовке будущего педагога в условиях университетского образования. Раскрыты взгляды на понятие «педагог» в болгарской педагогической практике и место системно-личностного подхода в его профессиональной подготовке. Особое внимание уделено роли системно-личностного подхода в формировании профессиональных педагогических умений и навыков студентов – будущих педагогов.

Ключевые слова: педагог, педагог-учитель, преподаватель вуза, системно-структурный подход.

SYSTEM PERSONAL-DEVELOPING APPROACH IN THE PREPARATION OF FUTURE TEACHERS

Rangelova Emilia Milenkova (Sofia, Republic of Bulgaria), Doctor of pedagogical Science, Sofia University “St. Kliment Ohridski”.

Abstract. The article outlines the essence and role of the systematic – personal approach in the preparation of the future pedagogue in the conditions of university education. The views on the concept of “pedagogue” in the Bulgarian pedagogical practice and the place of the systematic-personal approach for his professional preparation are revealed. Particular attention is paid to the role of the systematic-personal approach to forming the professional pedagogical skills and habits of students – future pedagogues.

Keywords: pedagogue, pedagogue-teacher, university lecturer, systematic-personal approach.

Подготовка будущего педагога – сложный, комплексный и длительный процесс, который реализуется в условиях университетского образования. Этот процесс требует качественно новой организации взаимодействия преподавателя университета и будущего педагога. Качественная подготовка будущего педагога требует понимания сути феномена «педагог».

В болгарской педагогической практике термин «педагог» используется для двух разных профессионалов, которые имеют разную педагогическую подготовленность и разное место в школьном учреждении. Один из студентов заканчивает специальность «педагогика» и готов организовать и реализовать весь учебный процесс в школе. Он может сделать точную индивидуальную и групповую диагностику уровня воспитанности и программировать будущее индивидуальное и групповое развитие в направлении гуманизации школьника и отношений школьного сообщества. Он подготовлен как для организации и реализации воспитательного процесса на всех уровнях школьного учреждения, так и для оптимальной реализации основного инструмента, используемого в школе, – обучения.

Другой взгляд на термин «педагог» относится к учителю в целом и, в частности, к учителю в детском саду, учителю начальной школы, учителю различных предметов. Эти педагоги отличаются от тех, которые закончили университетскую специальность «педагогика» по количеству и качеству своей педагогической подготовки. У них относительно узкая педагогическая подготовка, потому что их основная функция – подготовить их к определенному школьному уровню или к обучению по конкретному предмету. Именно поэтому их педагогическая подготовка сравнительно более узкая по сравнению с теми, кто получил высшее образование по специальности «педагогика». Это обстоятельство, однако, не делает их менее педагогов и менее учителей.

Все это вписывается и отражается на том, как использовать системно-личностный подход в университетском образовании будущего педагога. Системно-личностный подход – это совокупность принципов, форм, методов и приемов организации специфического педагогического взаимодействия преподавателя и студента с целью качественной подготовки будущего педагога. Основой этого подхода является учет индивидуальных особенностей личности студента при общении преподаватель–студент и необходимости систематического и непрерывного усвоения педагогических знаний, умений и навыков.

Системно-личностный подход – стиль преподавателя университета. Это его способ организации взаимодействия со студентами в направлении овладения единством педагогических и специальных научных (по конкретной науке) знаний и формирования практических умений и навыков работы со студентом и студенческим сообществом.

Использование системно-личностного подхода является основой для подготовки будущего педагога. Такой подход позволяет оптимизировать взаимодействие между преподавателем университета и студентом – будущим педагогом. Ведущий субъект во взаимодействии – преподаватель университета. От него зависит, как этот процесс будет осуществляться чтобы оптимально формировались педагогические компетенции будущего педагога. В этом отношении особенно важны «личные качества преподавателя, такие как человечность, справедливость, вежливость, толерантность, терпимость, коммуникативность. Они влияют на его трудовую, профессиональную и личную внешн ость, на психику, на образ мышления и поведения. Он использует свои профессиональноличностные возможности, квалификацию, опыт и достижения, чтобы раскрыть новые закономерности, расширить свою творческую деятельность, формировать будущего профессионала» (Желева E., 2012).

О роли и значении системно-структурного подхода в подготовке будущих педагогов говорят результаты исследования, проведенного в единственном классическом университете в Республике Болгарии – в Софийском университете «Св. Климент Охридски».

Большинство опрошенных студентов подчеркивают, что преподаватели создают приятную атмосферу общения, позволяют студентам свободно выражать свою позицию, стимулируют их деятельность (табл. 1).

Таблица 1
Преподаватели стремятся: Ответы студентов (%)
всегда часто редко никогда
создать приятную атмосферу в общении 31,11 44,44 24,44 -
дать возможность студентам задавать вопросы 47,72 36,36 15,90 -
предоставлять студентам возможность свободно выражать свое мнение 41,86 32,55 25,58 -
стимулировать студенческую активность 46,51 23,25 23,25 6,97

В то же время создается впечатление, что не всегда в общении со студентами учителя терпимы и уважительны. Хотя процент таких преподавателей не высок, это показывает, что необходимо решить ряд проблем, которые требуются системно-личностному подходу в стиле преподавателя университета (табл. 2).

Таблица 2
Общаясь со студентами,
преподаватели проявляют:
Ответы студентов (%)
всегда часто иногда/редко никогда
толерантность 38,29 19,14 38,29 -
уважительное отношение 55,58 20,0 24,42 -
доброжелательность 48,78 19,51 29,26 2,43

Эти результаты показывают, что при использовании системно-личностного подхода все еще существуют нерешенные проблемы. Преподаватель университета должен учитывать, что «основу развития внутренного мира человека составляют процессы, связанные прежде всего с самопознанием личности как фундаментальным условием творческой реализации человеком его собственных целей и ценностей» (Митина Л.М, 2018). Используя системно-личностный подход, преподаватель университета должен в процессе общения со студентами активизировать волевой процесс, самосознание, самопознание и самооценку студента – будущего педагога. Таким образом активируется самоформирующий процесс личности будущего педагога. Студент активно участвует в конкретном учебном процессе. Он осваивает профессиональные компетенции и сознательно готовится к будущей профессиональной реализации.

«Профессиональное формирование будущих педагогов – это этап в их индивидуальном становлении как личностей. Оно связано с процессом осознаного открытия самого себя, своих способностей и умений, что послужили бы им в жизни и в профессии. В этом смысле это процесс самосознания, переосмысливания собственных способностей и действий в качестве орудия профессиональной деятельности» (Щерева Д., 2018).

«Результатом и значимым продуктом профессионального развития личности является профессионал, который способен решать все многообразие профессиональных и метапрофессиональных задач в рамках конкретной сферы приложения сил. В развитии и реализации профессионала заинтересовано и общество в целом, и каждый конкретный человек. Для человека профессионализация – это форма самореализации, самовыражения, удовлетворения материальных и духовных потребностей» (Mitin G., Galina Z., 2018).

Формирование будущего профессионального педагога является результатом использования системно-личностного подхода в процессе взаимодействия преподавателя и студента.

Системно-личностный подход стимулирует оптимальную организацию и реализацию конкретного учебного процесса, который происходит в условиях университета. Это позволяет «применять интерактивные технологии в обучении будущих учителей, использовать интерактивные методы и их возможности для введения интенсивности межличностного общения и энергичность совместной деятельности» (Шивачева В., 2009). Этот подход также позволяет будущему педагогу и будущему педагогу-учителю овладеть теорией и методикой воспитания, а также теорией и методикой обучения как в теоретическом, так и в практическом аспекте. На этой основе также формируются соответствующие профессиональные умения и навыки.

Системно-личностный подход создает условия будущим преподавателям для того, чтобы научиться переосмысливать ряд теоретических и законодательных положений, касающихся качества подготовки в образовательно-квалификационной степени бакалавра и магистра, овладеть базовыми компетенциями будущего специалиста и умением применять их в педагогической практике. Это позволяет «будущим учителям осознать свою личную и профессиональную ответственность за разрешение неконструктивного противоречия между прагматической антинаучностью в современном образовательном законодательстве и фундаментальными и непереходными научными утверждениями о незаменимой роли игры в дошкольном детстве» (Петкова Е., 2016).

Раскрытие возможности системно-личностного подхода в подготовке будущих педагогов в условиях университетского образования являются основанием для его утверждения в качестве основного стиля в деятельности преподавателя университета.

Литература

  1. Желева Е. Личностно-профессиональное развитие преподавателя в вышей медицинской школе // Психология в вузе. 2012. № 2. Март-апрель. ISSN 1991-0711. Научно-методический журнал. Москва–Обнинск, 2012, с. 28.
  2. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. – М.; СПб: Нестор-История, 2018, с. 102.
  3. Петкова Ел. Оценяване в играта и на играта от студенти-педагози в условията на нов закон за образователните институции // Теория и практика на психолого-педагогическата подготовка на специалиста в университете. Сборник с научни доклади. Втора книга. Екс-Прес, 2016, ISВN 978-954-490-510-1, с. 83–87.
  4. Шивачева В. Интерактивни технологии в обучението на бъдещите учители. ЕКС-ПРЕС, Габрово, 2009, с. 152.
  5. Щерева Д. Обучение учащихся билингвов и профессиональная рефлексия учителя. // Social inclusion in the special education «Student–Teacher–Environement». ISBN 978-83-7051-874-5. Siedlce, 2018, 129–133.
  6. Mitin G.V., Galina Z.N. Psychologia program of professional evolution of students and teachers in the context of personal and professional development of polysubject community // Contemporary University Education. SOFIA. 2018. Vol. 3. № 3.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Рангелова Е.М. Системный личностно-развивающий подход при подготовке будущих педагогов // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 12-15.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки