Роль и значение Я-концепции в структуре и развитии личности

О.М. Анисимова Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

По мере становления сознания человек на определенном этапе развития начинает обращаться к себе как к части мира. В контексте сознавания ценностей и смыслов группы, общества и человечества в целом мы начинаем сознавать и самих себя, формировать свою Я-концепцию. Самосознание носит при этом не только рациональный, но и эмоционально-оценочный характер. Это естественно, так как в процессе формирования самосознания решается проблема соотнесения внешних и внутренних смыслов и ценностей.

Проблема соотнесенности может рассматриваться, в частности, как проблема смягчения тревоги, порожденной конфронтацией человека и мира (И. Ялом, 2008). Отсюда проистекает такая функция Я-концепции, как достижение внутреннего единства или лада с самим собой.

Б.Г. Ананьев (2010) указывает на то, что отношение человека к самому себе (помимо способствования стабилизации единства личности) тесно связано с целями жизни человека, его ценностями, и выполняет функцию саморегулирования и контроля развития.

Функции контроля развития возложены и на другие аспекты субъективного мира человека. Таковыми в первую очередь выступают смыслы, которые рассматриваются как самостоятельные феномены (напр., В. Франкл, 1990). Следует сразу отметить, что Смысл жизни (или, точнее, иерархия смыслов) безусловно является компонентом Я-концепции, поэтому противоречие с точки зрения приоритета контроля развития снимается. Но оно и остается, так как не снимается задача внутреннего лада личности, связанная с эмоционально-оценочной стороной Я-концепции.

Параметрами эмоционально-оценочной стороны Я-концепции, которые фигурируют в психологических исследованиях, выступают такие характеристики как самооценка, самоуважение, самопринятие, самоотношение (в более узком смысле слова).

В ряде исследований, выполненных под нашим руководством, были установлены связи эмоционально-оценочных параметров Я-концепции и других аспектов внутреннего мира личности.

Так, в исследовании И.К. Лебедевой (2011), проведенном на взрослых, было обнаружено, что у испытуемых с более высокой самооценкой выше общий показатель осмысленности жизни, меньше затруднений в определении жизненных целей, они в большей степени удовлетворены прожитой частью жизни. Аналогичные, но еще более обширные связи установлены между всеми показателями смысложизненных ориентаций и уровнем самоуважения. Чем выше уровень самоуважения, тем более важным расценивается размышление о смысле своей жизни. У испытуемых с более высоким самоуважением также ниже уровень социальной фрустрированности.

В ряде исследований установлены значимые взаимосвязи самоуважения и отношения к будущему, самоотношения и самореализации.

Т.К. Терра в своем диссертационном исследовании (2009) выявила существенный вклад параметров самоотношения в удовлетворенность жизнью у взрослых мужчин и женщин.

Эти и другие исследования позволяют расценивать Я-концепцию как ключевую категорию в структуре и развитии личности и индивидуальности.

Не менее важной выступает проблема соотнесенности содержательной (когнитивной) и эмоционально-оценочной сторон Я-концепции. Кратко можно сформулировать следующее: качество жизни человека несомненно связано с интериоризацией социальных ценностей, то есть с включением их в структуру Я-концепции. Этот процесс нарастает по мере роста и развития личности. В то же время следует признать, что потребность в реализации своих внутренних потенциалов не снимается на протяжении всей жизни. Слаженность этих двух тенденций – залог жизненной удовлетворенности.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Анисимова О.М. Роль и значение Я-концепции в структуре и развитии личности // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 48-49.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки