Риски профессиональной реализации университетского преподавателя

Рангелова Емилия Миленкова (София, Республика Болгария), доктор педагогических наук, профессор, Софийский университет им. Св.Климента Охридского, факультет «Педагогика»

Аннотация. В статье очерчен ряд рисковых проблем профессиональной реализации университетского преподавателя, которые оказывают негативное влияние на качество подготовки будущего специалиста с высшим образованиев в Республике Болгарии, а именно: отсутствие объективных единых критериев оценки преподавателей, недостаточная педагогическая и психологическая подготовка, низкая оплата труда преподавателитей в государственных высших школах. Предложены возможные решения проблемы с учетом эффективности профессиональной реализации университетского преподавателя.

Ключевые слова: риск, профессиональная реализация университетского преподавателя, педагогическая и психологическая подготовка университетского преподавателя, единые критерии целостной оценки университетского преподавателя, система законов.

RISKS IN PROFESSIONAL REALIZATION OF THE LECTURER

Rangelova Emilia Milenkova (Sofia, Republic of Bulgaria), doctor of pedagogical sciences doctor of pedagogical sciences, professor at Sofia University "St. Kliment Ohridski" Faculty "Pedagogy"

Abstract. The article outlines a number of risk problems in the professional realization of the lecturer, which have a negative influence on quality preparation of future specialist with higher education in Republic of Bulgaria, namely: lack of objective common criteria for evaluation of the lecturers, insufficient pedagogical and psychological preparation of the lecturers, the lowhonorarium of the lecturers in state universities. Suggested possible solutions with a view to the effectiveness of the professional realization of the lecturers.

Keywords: risk, professional realization of the lecturer, pedagogical and psychological preparation of the lecturer, uniform criteria for overall evaluation of the lecturer, legal framework.

Профессиональная реализация университетского преподавателя имеет особую стоимость и значимость в современной социальной реальности, так как она непосредственно связана с качеством подготовки будущего специалиста. Это процесс, который непосредственно связан с подготовкой будущего специалиста с высшим образованием. Он требует эффективной организации специфического учебного процесса и специфического педагогического взаимодействия в условиях академической среды. В связи с этим преподавателю необходимо учитывать особый социальный статус студента, его возрастные и индивидуальные особенности, его ожидания обучения в высшей школе и особенно – необходимость в полноценной профессиональной подготовке будущего специалиста.

Проведеные исследвания показывают значимость педагогической подготовленности университеского преподавателя по отношению профессионально-личностного развития студентов [1]. Они раскрывают и значимость методических аспектов практического обучения будущего специалиста [2].

Оптимальная профессиональная реализация университетского преподавателя требует, чтобы он знал возможные риски/опасности и сделать все возможное преодолеть их. Эти риски связаны с его научной подготовкой, с его местом в определенном научном направлении, с его умением преподавать знания, проводить специфический учебный процесс в университетской среде, с его умением общаться со студентами, стимулируя их активную позицию и самостоятельную подготовку.

Проблема научной подготовленности университетского преподавателя в Республике Болгарии заложена в существующей системе законов – Закон высшего образования и Закон развития академического состава в Республике Болгарии. В гл. шестой Закона высшего образования, статье 12 очерчены основные должности академического состава, их права и обязанности. Отсутствуют однако требования, которые относятся к содержательной характеристике университетских преподавателей. Такие требования очерчены в существующем до 2010 года Законе ученых степеней и званий, который был отменен принятым в 2010 году Законом развития академического состава в Республикае Болгарии и Правилами его применения. Но и здесь требования научной подготовки преподавателя оказываются лишь общими пожеланиями. Отсутствуют точно определенные, единые наукометричные показатели выбора хабилитированных преподавателей. Из-за этого немалая часть выбранных доцентов и профессоров не отвечают необходимым требованиям по показателю «высокий уровень научной подготовленности». Это обстоятельство является причиной существования риска относительно критерия «высокий уровень научной подготовленности преподавателя высшей школы».

В связи с этим нельзя не отметить, что существует и другая открытая проблема – несоответствие между высоким уровнем научной подготовленности и невозможностью определенного ученого преподавать знания своим студентам. Не всегда хороший ученый и исследователь является и хорошим преподавателем. Причина состоит в нехорошей психологической, педагогической и методической подготовленности преподавателя высшей школы и в отсутствии требований отбора преподавателей. Это по существу создает опасность, риск его полноценной профессиональной реализации. Следует учесть и факт, что этот вид подготовки не включается в систему критериев оценки будущего университетского преподавателя. Это потому, что этот вид знаний и умений не оценивают при выборе преподавателя в высшей школе, что по существу создает и реальные риски в деятельности университетского преподавателя.

Анализ существующей практики в Республике Болгарии показывает, что у значительной части преподавателей отсутствует педагогическая подготовленность и конкретно отсутствуют знания и умения реализации специфического учебного процесса, который осуществляется в университете. Можно сказать, что в процессе обучения нет условий овладения тем минимумом информации относительно философии образования, который необходим, а также теории воспитания и теории обучения, которые должны быть реализованы в специфической университетской среде. Отсутствие педагогической подготовки преподавателя высшей школы обуславливает его неумение: организовать оптимальное взаимодействие со студентами в учебном процессе так, чтобы они понимали и овладевали знаниями; беспрерывно стимулировать и мотивировать студентов по отношению оптимального овладения будущей профессией, оптимизировать процесс самоформирования; реализовать дидактические и воспитательные функции специфического учебного процесса; использовать формы и методы общения с целью утверждения субъект-субъектных взаимоотношений между преподавателем и студентом.

Речь идет об отсутствии знаний о дидактических принципах, формах, методах и приемах обучения, об отсутствии знаний о методике преподавания в высшей школе, которая сама по себе дает возможность преподавателю высшей школы реализовать свои основные функции.

Другая рисковая проблема это недостаточная психологическая подготовленность университетского преподавателя. Это и одна из причин, чтобы значительная часть преподавателей высших школ не в состоянии общаться со студентами как в процессе обучения, так и вне его. Они не знают основных измерений современного студента; не знакомы с сущностью и структурой сознания; не знакомы с сущностью и особенностями познавательной сферы личности, с основными психическими процессами, которые можно включить в образовательный процесс и со способами их оптимальной реализации. Отсутствуют и знания о сущности, особенностях и структуре личности в принципе и в частности личности студента; знания о врожденных и приобретенных свойствах, ценностях и качествах личности; невладение современными техниками общения со студентами, реализации этого общения в академической среде.

Все это является причиной резкого падения интереса студентов к изучаемой специальности, нежелания значительной части из них после первого курса продолжить обучение в выбранной ими специальности; нежелания овладения основными дисциплинами, включенными в базовый минимум, и специализирующими учебными дисциплинами, формирующими их специалистами в соответствующем профессиональном направлении.

К очерченным рискам нельзя не добавить и низкий финансовый статус преподавателя в государственных высших школах в Республике Болгарии. Это обстоятельство является причиной, с одной стороны, старения академического состава, а с другой, демотивации преподавателя заниматься своим собственным профессиональным развитием. Он вынужден искать дополнительные способы улучшения собственного материального состояния, а иногда и выживания.

Преодоление этих рисков требует от университетского преподавателя не только быть хорошим специалистом в определенной научной области, но быть и педагогически и психологически подготвленным к преподаванию этих знаний и к общению со студентами. В связи с этим возникает необходимость в разработке минимальных единых требований относительно педагогической и психологической подготовки университетского преподавателя, которые должны быть в основе критериев конкурса как для асистентов, така и для хабилитированных преподавателей. Это обстоятельство требует организации специализированных курсов по педагогика высшего образования, психологии и методике обучения, которые должны пройти все молодые преподаватели, имея в виду овладение педагогическим и психологическим минимумом, связанным с их реализацией. В соответствии с этим необходимо организовать и курсы для действующих преподавателей с целью повышения их педагогической и психологической подготовки.

Все это ставит вопрос о качественной перестройке системы норм отбора преподавательского состава в высших школах в Республике Болгарии.

Существует большая необходимость в разработке качествено новых единых критериев отбора преподавателей в высших школах, чтобь включить их в Закон развития академического состава в Республике Болгарии. В них нужно фиксировать не только минимальные наукометрические показатели, но и критерии, связанные с минимальной педагогической и психологической подготовленностью будущего асистента и хабилитированного преподавателя в высшей школе. В Законе должна быть указана и оплата труда преподавателей в государственных высших школах, основываясь на минимальной заработной плате в стране.

Качественная перестройка системы норм и ее строгое соблюдение в практике способствовали бы преодолению рисков полноценной реализации университетского преподавателя в Болгарии.

Литература

  1. Шивачева Веска. Образователно-изследователското пространство на университета и професионално-личностното развитие на студентите.//Формиране на гражданина и професионалиста в условията на университетското образование. Том втори. ISBN 978-954-490-404-3. ЕКС-ПРЕС, 2013, с.95-99.
  2. Желева Елена. Методически аспекти на практическото обучениена специалистите по здравни грижи.//Теория и практика на психолого-педагогическата подготовка на специалиста в университета. Том първи. ISBN 978-954-490-476-0. ЕКС-ПРЕС, 2015, с.91-94.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

27 мая 2016

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Рангелова Е.М. Риски профессиональной реализации университетского преподавателя // Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски: сб. материалов XII междунар. науч.-практ. конф. Москва, 5-8 июля 2016 г. / под ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2016. – 355 с. – С. 14-17.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки