Развитие творческой индивидуальности как одна из главных задач высшей школы

Разделы психологии: 

П.В. Лебедчук Курская государственная сельскохозяйственная академия имени проф. И.И. Иванова, г. Курск

Одной из важных психологических проблем, стоящих перед современной системой образования, на наш взгляд, является реализация в высшей школе (особенно в негуманитарных вузах) индивидуального подхода к студенту – будущему специалисту, а именно, создание условий для самодвижения в развитии его творческой индивидуальности. По утверждению В.Д. Шадрикова (2008), индивидуальность есть сплав генотипа и культуры, выражаемый в творческих силах и способностях человека, организации его жизни и деятельности, отношениях с другими людьми, жизненных целях, желаниях и переживаниях. Следовательно, индивидуальность есть особое высшее системное качество человека как творческого субъекта. Личность в ее своеобразии, реализующая себя в творческой деятельности, и есть индивидуальность. В связи с этим, развитие индивидуальности тем более необходимо, так как позволяет будущему специалисту максимально самореализоваться в различных видах и формах деятельности.

Становление индивидуальности происходит в процессе «движения» к самостоятельно поставленной цели. Чтобы в полной мере раскрылись потенци альные возможности личности студента, развивались его способности, чтобы раскрылась его индивидуальность, необходима инициатива самого субъекта. Однако, как правило, и в ходе профессионального обучения, и в организации производственной практики не учитывается необходимость осознания студентом собственных возможностей и способностей, отсутствует специальная подготовка к развитию общих навыков субъектной творческой саморегуляции. В то же время это необходимо, так как в будущей профессиональной деятельности выпускник вуза вынужден действовать в нештатных ситуациях, решать сложные нестандартные задачи, выполнять разнообразные обязанности.

Исходя из положения о становлении индивидуальной деятельности внутри и на основе совместной деятельности, что вполне соответствует идее А.В. Брушлинского (2003) «значительно углубить изучение сложнейшей диалектики совместного и индивидуального во всей жизнедеятельности субъекта…», преподавателям в вузе необходимо больше внимания уделять индивидуальному, субъектному, творческому развитию обучающихся, не забывая о существенных возможностях группового воздействия на личность. В связи с этим нами была создана в негуманитарном вузе творческая группа студентов и аспирантов, интересующихся проблемами психологии. По нашему предположению, работа в творческой группе должна была удовлетворить потребность обучающихся в творчестве и способствовать их личностному самоопределению и саморазвитию, формированию безальтернативной установки на свое профессиональное будущее. Кроме того, была поставлена задача выявить особенности влияния группы на развитие общей способности к саморегуляции. По мнению О.А. Конопкина (2004), «именно развитая общая способность к саморегуляции предполагает осознание своих сильных и слабых сторон и максимальную компенсацию недостаточности одних средств саморегуляции другими – своеобразный индивидуальный рефлексивный подход с самому себе».

В работе творческой группы приняли участие аспиранты и студенты 1–5 курсов шести факультетов. Взаимодействие в группе помогло каждому обучающемуся не только расширить круг знаний по психолого-педагогическим основам будущей профессии, но и решить индивидуальные задачи, а именно развить коммуникативные умения, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, мыслительную активность и другие субъектные качества, а также способность к продуктивной творческой саморегуляции.

Одним из механизмов самовыражения, самоопределения, раскрытия оригинальности и творческих потенциалов личности в коллективе является лидерство. Каждый из участников творческой группы является инструментальным лидером в каком-то виде творчества (литературном, художественном, компьютерном дизайне и т.п.), преломляя психологические знания в определенную творческую плоскость. С одной стороны, это обогащает совместное взаимодействие в группе, а с другой, позволяет раскрыться способностям каждого, предоставляет возможность не только искать и шлифовать индивидуальный стиль деятельности, но и при «участии» группы формировать индивидуальный субъектный опыт.

Подводя итоги социально-психологического анализа роли группы в развитии творческой индивидуальности студентов и аспирантов, мы пришли к выводу, что, во-первых, группы такого типа особенно важно создавать в учебных заведениях негуманитарного типа, так как именно в этих вузах в отсутствии разветвленной системы психолого-педагогической подготовки необходимо психологическое обеспечение продвижения обучающихся в пространстве профессионализации и личностного становления. Во-вторых, творческая группа может рассматриваться как первичный коллектив, взаимодействуя в котором, обучающийся выходит в развитии индивидуальности на уровень осознанного принятия целей, создания исполнительских программ, формулировки субъективных критериев успеха, самоконтроля и самокоррекции (по О.А. Конопкину). В-третьих, в процессе группового общения у студента формируется способность к продуктивной творческой саморегуляции. В-четвертых, развитию индивидуальности способствуют переживания, порождаемые в процессе группового взаимодействия, увлекательность самого процесса деятельности, поглощенность ею. В-пятых, в группе студент проявляет себя и формируется как субъект своих действенных отношений с миром вещей, людей, социальных явлений, то есть обретает новое качество – творческую субъектность.

Данное качество характеризует высшую ступень профессионализма. В то же время, как отмечает М.Р. Битянова (2008), все свои действия профессионал совершает не по наитию, а сознательно, рефлексируя и совершенствуя свои возможности. Профессионал знает, что он мастер своего дела, и этот факт является предметом его самоуважения, так как результаты особого рода труда вызывают огромное уважение со стороны и удовлетворение – «изнутри». А, как известно, специалисты, высоко характеризующие свою способность ставить цели и добиваться их реализации, обнаруживают более высокий уровень субъективного благополучия.

Профессионализм аспиранта – будущего преподавателя – растет с опытом работы в вузе, в ходе профессиональной педагогической деятельности компетентность (грамотность в профессиональных действиях) самосовершенствуется, «шлифуется» и «оттачивается». Но основу для этого, особенно в негуманитарном вузе, необходимо заложить уже на первом курсе аспирантуры при освоении спецкурсов «Психология высшей школы», «Педагогика высшей школы». Многолетний опыт преподавания данных дисциплин говорит о необходимости активно содействовать формированию профессионального мировоззрения у будущего педагога высшей школы, создавая для этого благоприятные условия по развитию его отношения к педагогической деятельности, выражающегося в «живом знании» (С.Л. Франк) как «единстве переживания и знания» (С.Л. Рубинштейн), «значении и личностном смысле» (А.Н. Леонтьев).

Изучая психолого-педагогические дисциплины и накапливая опыт сотрудничества в творческой группе по психологии, будущий преподаватель имеет больше возможностей развивать творческую индивидуальность. Это позволяет ему совершенствоваться в профессиональном и личностном плане, чтобы, как писал Б.М. Теплов (1985), идти в «жизнь» не с «пустыми руками», а нести в ту или другую область практики определенные достижения науки, проявляя свою творческую индивидуальность.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Лебедчук П.В. Развитие творческой индивидуальности как одна из главных задач высшей школы // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 201-203.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки