Раннее распознавание дискалькулии в педагогической практике

Разделы психологии: 

Господинова Галина Димитрова (Стара Загора, Болгария), психолог, Региональная инспекция здоровья.

Аннотация. Педагогическая практика давно обрисовала проблему для учащихся в обычных школах, которые испытывают трудности в обучении. Эти трудности в основном заключаются в выполнении обычных инструкций учителя и в освоении соответствующих образовательных программ. Трудности в освоении математических операций являются, пожалуй, самым сложным и сложным явлением в категории специфических способностей к обучению. Отсюда необходимость скорейшего признания проблемы педагогом и, в дальнейшем, реализации стратегий по ее преодолению.

Ключевые слова: раннее распознавание, дискалькулия, констатирующий эксперимент, консультирование.

EARLY RECOGNIZING DYSCALCULIA AS A LEARNING DIFFICULTYIN THE TEACHING PRACTICE

Gospodinova Galina Dimitrova (Stara Zagora, Bulgaria), psychologist, Consultation office at the Regional Health Inspectorate – Stara Zagora.

Abstract: In pedagogical practice has long highlighted the problem of comprehensive school pupils who have difficulties in learning. These difficulties are mainly in the performance of conventional instructions of the teacher and mastery of relevant educational programs. Difficulties in mastering the mathematical operations are perhaps the most complicated and complex phenomenon in the category of specific violations of learning ability. Hence the need for early recognition of the problem of the teacher, and the next place and implement strategies to overcome it.

Keywords: early recognition, objectivity, reliability, validity, test, dyscalculia, ascertaining experiment, counseling.

Педагогическая практика давно обрисовала проблему для учащихся в обычных школах, которые испытывают трудности в обучении. Для этих студентов использовалось много разных терминов: от «трудные дети/студенты» до «дети/студенты с задержкой психофизического развития» и до «трудности в обучении». Лингвистические и прагматические модели включают две «трудности в обучении» и «специфические способности к обучению». Согласно определению Федерального регистра США, «при затруднениях в обучении возникают нарушения одного или нескольких основных психических процессов, связанных с пониманием и использованием языка (разговорный и письменный), что может проявляться в недостаточной способности слушать, думать, говорить, читать или выполнять математические операции» [7].

Трудности в освоении математических операций, возможно, являются самым сложным и комплексным явлением в категории специфических нарушений способности к обучению.

Дети учатся читать, писать, располагать буквы в правильном порядке и считать, когда их ознакомили с этими действиями дома или в школе. Но есть и такие ученики, которые испытывают трудности в процессе обучения. Д. Левтерова объясняет, что они в основном наблюдаются при исполнении конвенциональных инструкций учителя и в овладении соответствующими образовательными программами [3].

Последствия дискалькулии многочисленны и разнообразны. Дискалькулия может проявляться с самого начала в полном отказе ребенка от школы, а затем и в трудностях в повседневной жизни и работе. Отставание в развитии математических способностей также влияет на преподавание гуманитарных предметов, потому что, как правило, дети имеют плохой почерк, плохую память, как визуальную, так и слуховую, и сниженную способность анализировать. Дети, страдающие дискалькулией, нуждаются в специальной корректирующей помощи для преодоления этих расстройств обычными школьными методами.

Очень часто в педагогической практике проблемы обучения в школе, в частности, характеризуются как лень и нежелание работать, при этом не предполагается, что они могут быть связаны с задержкой созревания или дисфункцией в развитии того или иного компонента лежащих в основе когнитивных процессов. Это потребовало педагогического исследования, чтобы выяснить, в какой степени дискалькулия распознается среди педагогического персонала.

В период с июня по сентябрь 2015 года было проведено исследование на тему «Распознавание дискалькулии в педагогической практике» в двух школах г. Стара Загора: 2-я школа «П.Р. Славейкова» и 6-я школа «Св. Николая». Всего было охвачено 23 педагога из начальных классов, которые во время исследования обучали учеников в первом и втором классах.

Из проведенного опроса очень быстро становится ясно, что в школе будут ученики, которым трудно усвоить математический материал. Однако, если обратить внимание на причины этого, хотя математика проявляет интерес к достаточно высокому проценту учащихся, оказывается, что их достижения отсутствуют. И поскольку педагоги являются первым подразделением, столкнувшимся с проблемой, существуют некоторые расхождения. Трудности в овладении счетными операциями не всегда связаны с диагнозом дискалькулия. Но педагоги категорически считают, что есть дети с дискалькулии, но в то же время их знание критериев, которые они бы распознали, приводит к низкому уровню. Также следует отметить, что, хотя они не признают критерии для диагностики дискалькулии, они предлагают различные варианты, если они сталкиваются с проблемой в освоении исчисления. И последнее, но не менее важное, желание преподавателей учиться с точки зрения раннего распознавания дискалькулия подчеркивается. Эти знания будут чрезвычайно эффективны при необходимости первоначального признания, а также при работе с родителями, когда речь идет о решении проблемы и рекомендациитсоответствующей консультационной практики и попытке решить вероятную проблему. Повышение уровня компетентности также является необходимостью, учитывая тот факт, что педагогические ожидания родителей различны.

Одним из вариантов раннего обнаружения различения, которое дает возможность руководить работой учителя класса и семьи в домашних условиях, было экспериментальное обнаружение, проведенное в мае 2016 года на территории района Стара Загора. Были покрыты три города – областной центр Стара Загора и города Казанлык и Кран. Всего было опрошено 880: 447 из первого класса и 433 из второго.

Методология основана на обязательной учебной программе по математике и включает айтемы, связанные с основными симптомами дискалькулии. Были заданы 16 задач для первого и 16 для второго класса. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, а это означает, что максимальное количество баллов для каждого тестируемого ребенка равно 16. В шкале от 16 до 11 баллов нет сомнений о дискалькулии. Для ответов ниже 11 пунктов мы уже можем говорить о существовании дискалькулии. Следует подчеркнуть, что настоящий констатирующий эксперимент не ставит диагноз, кроме того, он не полностью охватывает все диагностические критерии дискалькулии. смысл его применения превентивный, охватывающий наиболее типичные симптомы дискалькулии.

Анализ результатов показывает, что с максимальным счетом – 16 баллов – 17% опрошенных учеников. 15 баллов или один неверный ответ из результатов эксперимента был у 31,9% опрошенных учеников. У 0,6% из опрошенных нет ни одного правильного ответа при наличии попытки решения.

У 10,5% или для 93 опрошенных учеников результаты составляют 11 и ниже баллов. Это допустимый предел, сопоставимый с опытом зарубежных и болгарских исследований. В этих случаях симптомы дискалькулии проявляются относительно часто или как можно больше. Для 10,5% опрошенных учеников максимальное приближение к симптомам дискалькулии указывает на вероятную проблему и рекомендует обращение к подходящему специалисту для диагностики.

Следующее и очень берущее на себя обязательство проявление этой методологии основано на поиске информации и помощи со стороны родителей ребенка с вероятной проблемой. Семейная ситуация и повседневная деятельность в сочетании со школьной подготовкой и оценкой педагогов могут быть направлены на своевременные меры и раннее выявление и решение возможных проблем. Очень возможно, что большинство симптомов было видно в повседневной и семейной деятельности ребенка, но родители пренебрегли ими по разным причинам. Однако, объединение их с педагогической ситуацией обеспечивает соответствующую основу для своевременных действий.

Целью профилактического характера эксперимента по выявлению является привлечение внимания педагогов к вероятной проблеме, которая может быть обнаружена, и с ней можно ознакомиться как можно раньше. Эти действия будут иметь огромное значение как в диагностике, так и в дальнейшей работе.

Профилактика, ранняя диагностика и коррекция нарушений счетных операций имеют большое теоретическое и практическое значение, поскольку успешное овладение математикой и математическими операциями является одним из необходимых условий для школьного успеха.

Литература

  1. Diagnostic and Statistikal Manuel of Mental Disorders. – Fourt Edition, 1994. – (DSM ІV).
  2. Кацарская В., Карагиозов И. Ресурсная (специальная) педагогика. Часть 1. – Ивис, 2008.
  3. Левтерова Д., Консультирование при образовательных затруднениях. – Пловдив, Изд-во университета П. Хилендарский, 2005, с. 6.
  4. Мавлов Л., Фундаментальная неврология. – София, 2001.
  5. Матанова Б. Дислексия. – София, 2001, с. 80.
  6. ICD X, Ch. V. – София, 1998, с. 208.
  7. Тодорова-Маркова Г. Чтение и понимание чтения текста у студентов с задержками в психологическом развитии. – Стара Загора: Изд-во Литера Принт, 2019.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Господинова Г.Д. Раннее распознавание дискалькулии в педагогической практике // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 141-144.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки