Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку

Разделы психологии: 

в раздел Оглавление

Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия

1950-е годы

С.Ф. ЖУЙКОВ Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку

Глава IV. Психологические предпосылки младших школьников усваивать грамматику и правописание на теоретической основе

Типические различия младших школьников в умственной деятельности и обучаемости

<…> В своем исследовании мы исходили из диалектического единства успешности учения и развития, причем ведущим в этом единстве считаем интеллектуальное развитие школьников. Практически это означает, что у обучающихся детей прежде всего развивается способность к учению, к усвоению изучаемого предмета, интеллектуальные умения. В соответствии с этим мы признаем, что возможны единые критерии успешности учения и умственного развития. Выполнение типичного для теоретического анализа языка действия (Абстрагирование, осознавание и соотнесение значений и форм) является непременным условием усвоения грамматических понятий и вместе с тем критерием умственного развития школьников.

Таковыми же являются и другие грамматико<орфографические действия, в частности: а) осознание слова как предмета анализа, различение слова как звукового (звуко<буквенного) комплекса и обозначаемого им факта, явления действительности; б) словоизменение, преобразование слов (использование основного приема формирования грамматических, теоретических обобщений); в) рассмотрение объектов изучения (слов, звуков и др.) с разных точек зрения, в разных аспектах, отношениях; г) раскрытие того, что элементы, составляющие нечто целое (Слово, предложение и т.п.), взаимосвязаны (начало диалектического мышления); д) классификация изучаемых явлений не только по одному, но и по совокупности признаков; е) оперирование системой признаков изучаемых явлений; ж) решение задач на основе и в форме умозаключения (применение знаний, правил); з) перенос операций на незнакомый материал. Все эти операции, как показано выше, младшие школьники в условиях экспериментального обучения по мере продвижения по курсу осуществляют. Следовательно, можно сказать, что мышление у них развивается лингвистическое. <…>

У младших школьников на первом году обучения обнаруживается готовность производить собственно грамматический и орфографический анализ языкового материала и усваивать полноценные грамматические понятия и правила правописания. При этом выделяются группы первоклассников, которые отличаются степенью выраженности отдельных сторон познавательной деятельности (компонентов обучаемости), следовательно, большей или меньшей степенью готовности осуществлять тот или иной способ усвоения грамматики и правописания. В условиях развивающегося обучения обучаемость повышается.

При дальнейшем проблемном обучении младшие школьники оказываются способными самостоятельно открывать грамматические и орфографические закономерности, формировать навыки на основе знаний грамматики и правил правописания.

Глава V. Принципы построения, содержание и структура экспериментального начального курса родного языка и реализация его в учебниках

<…> В результате теоретического и экспериментального исследования нами были сформулированы принципы построения начального курса родного языка, который, как показывает проверка, является в определенной мере оптимальным. <…>

Формирование умений производить грамматический анализ языкового материала с использованием соответствующих приемов (а не так называемые практические упражнения, которые изобилуют в традиционном курсе) должно быть задачей пропедевтических занятий в курсе родного языка. <…>

Усвоение грамматики и правописания предполагает продуктивную интеллектуальную деятельность, и в процессе их изучения легко могут быть созданы условия для такой деятельности. Продуктивная интеллектуальная деятельность начинается и протекает в проблемных ситуациях. Проблемные ситуации создаются при наличии противоречивых отношений между тем, что уже достигнуто, и тем, что должно быть достигнуто. <…>

Ведущим в курсе грамматики и правописания должно быть формирование приемов анализа языкового материала. <…>

В структуре курса должна быть отражена системность языка; необходимо представить во взаимной связи понятия разных разделов — синтаксиса, морфологии, фонетики, с одной стороны, и зависимость усвоения правописания от усвоения грамматики — с другой. Не могут изучаться изолированно связанные между собой разделы грамматики и правила правописания отдельно от соответствующих тем, разделов грамматики.

Основное содержание курса должно предваряться вводной частью, в которой раскрывается родной язык как предмет изучения, слова и словесные отношения как предмет анализа, осознавания. <…>

Курс должен быть составлен так, что усвоение очередного нового понятия, правила предваряется формированием таких умений анализировать языковой материал, на основе которых могут формироваться эти новые умения, знания, навыки. Чтобы реализовать такой курс, необходимы соответствующие учебники. Здесь мы отметим лишь основные их особенности. <…>

Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. — М.: Педагогика, 1979.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 янв 1979

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. — М.: Педагогика, 1979.